Если ребёнок доводит до нервного срыва

Лечение неврастении

Лечение будет успешным только при устранении фактора, который спровоцировал заболевание. Пациенту рекомендуется:

  • соблюдать распорядок дня, вовремя отходить ко сну;
  • полноценно отдыхать, избегать переработок и перенапряжения;
  • сменить обстановку по возможности;
  • правильно питаться, не допускать недоедания или переедания;
  • исключить употребление алкоголя, наркотиков, курение;
  • регулярно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом на любительском уровне.

Хороший эффект достигается с помощью различных видов психотерапии. Сеансы с врачом помогают выявить заблокированные травмы и переживания, справиться с острым или хроническим стрессом, восстановить истощенный ресурс нервной системы. Помимо работы во время приема, специалист обучает пациента приемам аутотренинга, которые помогают стабилизировать психику.

Медикаментозные средства назначаются, в зависимости от фазы заболевания:

  • гиперстеническая фаза требует назначения транквилизаторов и снотворных препаратов, которые помогают снизить возбудимость нервной системы и улучшить сон;
  • гипостеническая форма является поводом для назначения тонизирующих средств: кофеин, элеутерококк, женьшень и т.п.

Отдельные симптомы неврастении могут быть скорректированы с помощью ноотропных средств, ангиопротекторов, витаминов группы В, улучшающих работу центральной нервной системы.

Экспертное мнение врача

Кельбялиев Эмил Загидинович

Заместитель главного врача, врач-невролог, иглорефлексотерапевт

Повысить эффективность лечения помогают немедикаментозные методы воздействия:

  • физиотерапия: электросон, различные аппликации;
  • общеукрепляющий массаж;
  • иглорефлексотерапия;
  • различные расслабляющие процедуры (флоатинг, ароматерапия и т.п.).

Диагностика Гипотрофии у ребенка:

Диагностируют гипотрофию согласно таким критериям:

  • индекс упитанности Чулицкой
  • отставание массы от нормы
  • нарушена ли структура и функционирование внутренних органов

Врачи определяют причину, степень и тяжесть заболевания. Тщательно собирают анамнез, в котором может быть недостаточное питание. Если ребенка кормят нормально, но он не прибавляет в весе с самого рождения, то это может говорить про врожденную форму заболевания. Если же малыш развивался после рождения нормально, а потом перестал прибавлять в весе, у него подозревают инфекционную болезнь.

Если не обнаружены причины в режиме питания и инфекционных болезнях, ищут более редкие обмена веществ, энзимопатии. Отеки почти всегда связаны с недостатком белка в пище, а иногда – с потерей белка организмом.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Если стресс и усталость стали причиной упадка сил, врачи клиники «Энергия здоровья» придут на помощь. Сначала мы проводим подробное обследование, которое поможет исключить иные причины появления патологических симптомов, назначим консультации узких специалистов и тесты, необходимые для оценки ситуации. Затем Вам будет предложено комплексное лечение, которое включает:

  • индивидуальный подбор медикаментов в соответствии с симптомами и особенностями организма;
  • современные психотерапевтические методики;
  • физиотерапия, массаж, лечебная физкультура для стабилизации состояния;
  • организация санаторно-курортного лечения.

Что провоцирует / Причины Гипотрофии у ребенка:

Выяснение причины гипотрофии у ребенка важно для назначения адекватного лечения. Проводят обследование

Бывают случаи, когда у ребенка сразу несколько болезней, и тогда они стремительно ухудшают состояние малыша.

Общие причины развития гипотрофии:

  • органические заболевания
  • неправильно построенный рацион
  • недостаток питания
  • особенности строения тела малыша
  • понос, который держится на протяжении долгого времени и может протекать с расстройствами ЖКТ и мальабсорбцией
  • преждевременные роды
  • частые или хронические заболевания инфекциями
  • плохое качество кормления новорожденного
  • экологические факторы

Патогенез (что происходит?) во время Гипотрофии у ребенка:

Какая бы ни была причина гипотрофии, это заболевание всегда связано с частичным голоданием. Если не принимать мер для прекращения гипотрофии, патофизиологические изменения прогрессируют. При тяжелых формах болезни организм становится неспособным поддерживать и регулировать физиологические постоянные: снижаются клиренсы, замедляется кровообращение, снижается основной обмен веществ.

У малышей с диагнозом «гипотрофия» организм перегревается и чрезмерно остывает по причине нарушения функционирования многих систем в организме. У детей с рассматриваемым диагнозом фиксируют подверженность гипотермии. При нормальных температурах тело здорового ребенка поддерживает стандартную температуру, а ребенок с гипотрофией остывает всего за несколько часов.

Дети с гипотрофией быстро охлаждаются по причине повышенной отдачи тепла (увеличивается отношение поверхности тела к весу, пропадает жировая прослойка) и по причине недостаточности химической терморегуляции. Для жизни малыша также опасна подверженность гипогликемии. Даже 2-3 часа голодания могут привести к резко выраженной гипогликемии.

Но способность переносить гипогликемию у малышей с гипотрофией очень высокая. Признаки признаки выраженной гипогликемии появляются только тогда, когда содержание сахара в крови становится очень низким. Особенность гипогликемии при гипотрофии заключается в редкости судорог.

Перед припадком бывает бледность, иногда нистагм. Дальше на 20-40 секунд прекращается дыхание, замедляется пульс. После апноэ ребенок делает 2-4 судорожных вдоха. Если не оказать помощь, ребенок умрет из-за паралича дыхательной мускулатуры. Ребенку в случае припадка нужно сделать инъекцию глюкозы, тогда состояние быстро нормализируется.

Конечные причины нарушения физиологических функций при гипотрофии на сегодня до конца не выяснены. Предполагают, что потеря соматической стабильности возникает по причине нарушений функций желез внутренней секреции. Точно установлен факт, что при голодании уменьшается вес гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и половых желез. Инъекция экстракта гипофиза нормальных животных гипотрофированным вызывает быстрое повышение веса тех желез, которые регулируются гипофизарными тройными гормонами. Потому предполагают, что в претерминальной фазе длительного частичного голодания имеет место как бы состояние псевдогипофизектомии.

Симптомы обморока, предвестники обморока, предобморочное состояние

Обмороки проявляются в виде последовательных стадий предвестников (предобморочное состояние), нарушения сознания и восстановительного периода. Предобморочное состояние продолжается от 10 до 15 секунд, иногда от 5 до 60 секунд. Симптомами предобморочного состояния являются ощущение общего дискомфорта, несистематизированное головокружение, нечеткость видения окружающих предметов. Объективно определяются бледность кожных покровов, снижение артериального давления (АД), похолодание конечностей, гипергидроз. Резко снижается мышечный тонус, и ребенок медленно оседает, хватаясь руками за окружающие предметы. Наступает кратковременное нарушение или потеря сознания (простой обморок). В отличие от эпилепсии обычно не бывает внезапного падения с ушибами и повреждениями. Если при этом возникают судороги, обморок является конвульсивным. Он обычно наступает при потере сознания, длящейся более 20 секунд, и часто проявляется тоническим спазмом в основном разгибательного типа, иногда с предшествующими и последующими единичными подергиваниями. Возможны миоклонические судороги в области мимической мускулатуры. Генерализованных тонико-клонических припадков во время обморока, как правило, не отмечается. Восстановительный период продолжается несколько минут. В последующем дети ощущают общую слабость, иногда наблюдаются общая слабость или плач. У детей 1-го года жизни обмороки имеют определенные особенности: в 50% случаев отсутствует предобморочное состояние, преобладают простые обмороки, реже встречаются конвульсивные обмороки. У детей, особенно раннего возраста, встречаются симптоматические обмороки, которые возникают при врожденных пороках сердца, нарушениях сердечного ритма.

Что такое регресс и в чем его причина?

Регресс – это форма психологической защиты в ситуации стресса, когда ребенок бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным реакциям. В основе такого приспособления лежит объективный факт, что малыша люди обычно склонны защищать в большей степени, чем взрослого. Поэтому наши дети бессознательно используют, на первый взгляд, такой парадоксальный способ защиты от неприятностей – это поведение кажется им гарантирующим защиту и безопасность.

С кратковременным регрессом мы часто сталкиваемся, когда ребенок ослаблен, например, во время болезни, в условиях эмоционального истощения, в состоянии усталости или страха. Навыки, находящиеся в стадии формирования, могут в этот период оказываться недоступными для него.

Почему у ребенка происходит регресс после рождения младшего братика или сестрички? Вначале это может быть реакция на стресс от разлуки с мамой, особенно если это первая длительная разлука. Безусловно, появление новорожденного связано с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи. Меняются роли и обязанности, распорядок дня, распределение ресурсов. Ребенку достается меньше внимания мамы и папы, от него требуют большей самостоятельности, ведь он кажется таким большим по сравнению с младенцем. Привычный мир малыша рушится.

Что такое эмоциональное истощение? Симптомы

Синдром эмоционального выгорания (или истощения) – это нарастающее состояние психологического и физического истощения в ответ на эмоциональное перенапряжение.

Этот синдром – защитный механизм нашей центральной нервной системы. При длительном стрессе у нее не хватает ресурсов для полноценной деятельности, и она снижает интенсивность эмоциональных реакций. Но, вместе с этим, снижается и стрессоустойчивость – поэтому истощенного человека легче «вывести из себя» незначительными проблемами.

Симптомы эмоционального истощения:

Низкий энергетический потенциал – постоянное чувство усталости, снижение работоспособности, недостаток мотивации.

Нарушения когнитивных функций – снижение скорости мышления, нарушения концентрации внимания и памяти, постоянная рассеянность и несобранность.

«Эмоциональная глухота» − снижение эмоциональной чувствительности, чувство безразличия к ранее важным вещам, ощущение бессмысленности своей работы.

Фоновые аффективные нарушения – повышенная тревожность, раздражительность, грусть и общий пессимизм.

Синдром эмоционального истощения также вызывает физиологические симптомы – на фоне избытка «гормонов стресса» нарушается работа вегетативной нервной системы и внутренних органов:

· Нарушения сна – бессонница и повышенная сонливость

· Нарушения аппетита – переедание или отказ от еды

· Мышечное напряжение, боли в мышцах и суставах, защемления нервов

· Головные боли напряжения

· Скачки артериального давления, аритмия

·

Симптомы нервного истощения у человека

Выделяют 3 стадии нервного истощения.

Начальная форма — гиперстеническая неврастения — проявляется повышенной возбудимостью.

Человека раздражают обыденные вещи:

  • громкие звуки;
  • яркий свет;
  • большое скопление народа;
  • разговоры с окружающими.

Люди, страдающие заболеванием, легко теряют самообладание, срываются на крик, могут оскорбить собеседника. Им трудно сосредоточиться на одном деле, они рассеяны и невнимательны. На начальной стадии неврастеники часто жалуются на головные боли, бессонницу.

Отличительными признаками патологии считаются:

бурное раздражение по мелочам;
суетливость;
слезливость;
ранимость;
рассеянное внимание;
подавленность;
слабое запоминание информации;
дневная сонливость;
бессонница ночью;
неспособность контролировать эмоции.

Больные теряют аппетит, страдают от изжоги, вздутия живота, диареи. Может наблюдаться снижение половой функции, повышенное сердцебиение, одышка. Если игнорировать признаки болезни, симптомы усиливаются. Хроническая неврастения вызывает эмоциональную неустойчивость, расстройства сна, вегетативные нарушения.

Главные симптомы болезни:

  • перенапряжение;
  • апатия;
  • утомляемость;
  • вялость;
  • сонливость;
  • плохое настроение;
  • проблемы со сном;
  • эмоциональная нестабильность.

В таком стоянии человек становится равнодушен к окружающему миру. Он больше не строит планы на будущее и может часами лежать в кровати с закрытыми глазами, ни о чём не думая.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Диагностика невропатии, ранней детской нервности

Диагностика невропатии, ранней детской нервности основывается на раннем возникновении характерных симптомов (характерная клиника), появление которых в большинстве случаев не связано с неврологическими и соматическими заболеваниями постнатального периода. В случае возникновения эмоциональных, поведенческих расстройств, вегетативных дисфункций после перенесенных экзогенных болезней имеется четкая корреляционная причинно-следственная связь между этими состояниями. В таких случаях часто встречается задержка психомоторного развития, которая не характерна для синдрома истинной невропатии. Поведенческие и вегетативные расстройства могут встречаться у детей даже первых месяцев жизни после психотравмирующих воздействий, при внезапном изменении внешней обстановки. Большую роль играет комплексный анализ причинно-следственных отношений.

С увеличением возраста ребенка клинические проявления невропатии видоизменяются. У детей часто выявляются различные вегето-сосудистые нарушения, изменения в поведении и эмоциональной сфере, постепенно формируются конкретные формы неврозов, патологически привычки детского возраста, неврозоподобные состояния. При отсутствии своевременного лечения невропатии создается благоприятный фон для формирования психопатий.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Особенности формирования агрессии у детей

В развитии детской агрессии можно проследить некоторые особенности. Когда человек растет и развивается, развиваются формы агрессии.

По мнению ученых, агрессивные действия можно наблюдать у ребенка в очень раннем возрасте. Новорожденному ребенку относительно легко сказать, когда он чем-то доволен, а когда нет. В первый год жизни у ребенка возникают первые истерики, которые носят импульсивный, нервный, бесцельный характер и проявляются в виде криков, укусов, пинков, обычно направленных против взрослых. Ребенок полностью зависит от взрослых, не может удовлетворить свои жизненные потребности, не может контролировать и выражать свои потребности и желания

Поэтому агрессия — это естественная реакция ребенка, который не может достичь чего-то важного для себя

По словам С.Ю. Чижова и О.В. Калинина, причины гнева у младенцев могут быть следующими:

1) Боль, которая является врожденным стартовым механизмом гнева, опыт которого дает толчок к действию и, возможно, агрессивному поведению;

2) Гнев вызывает чувство дискомфорта: Стресс, усталость, голод;

3) Ограниченная физическая свобода также вызывает агрессивные и гневные реакции.

На втором году жизни ребенок непосредственно воспринимает окружающую действительность и становится более чувствительным к реакциям разочарования. Его агрессивное поведение становится более целенаправленным и проявляется как в разрушительных действиях, нападениях, нытье, нюхании и упрямстве. Эти проявления в раннем возрасте непроизвольны.

Возраст от 1,5 до 2,5 лет для здорового нормального ребенка — это период «первого негатива», активного отрицания и сопротивления окружающей среде. В этот период вполне нормальным является наличие у ребенка всплесков раздражения, которые достигают наибольшей силы в 2 года, а так называемое «отрицательное сопротивление» — в 2,5 года.

По мнению И.А. Фурманова, споры и конфликты со сверстниками, связанные с владением вещами, часто игрушками, становятся все более заметными в детстве.

По словам А.И. Баркана, агрессивное поведение ребенка в возрасте трех лет представляет собой не чистую агрессию, а своего рода протест против взрослых. И когда ребенка за это наказывают, реакция протеста растет.

Л. Бендер отмечает, что дети в возрасте 4-7 лет обладают повышенной способностью контролировать свои эмоции и поведение, а также повышенной способностью оценивать негативные действия другого человека как «намеренные» или «случайные». Этому способствует овладение правилами поведения, развитие эмпатии, страха наказания и способности сопереживать другим. Ребенок в этом возрасте начинает сталкиваться с увеличением количества требований и запретов со стороны взрослых, это приводит к снижению самооценки, появлению негативных эмоций. Увеличение социальных контактов, неудовлетворенные основные потребности, эмоциональные лишения, авторитарный и отчужденный стиль общения являются причинами агрессивного поведения ребенка.

Чаще всего проявления агрессивного поведения можно наблюдать в ситуациях защиты интересов и превосходства, то есть в момент, когда агрессивные действия используются как средство достижения определенной цели. Таким образом, дети получают наибольшее удовлетворение, когда достигают желаемой цели, после чего агрессивные действия прекращаются.

Агрессивные действия детей носят преимущественно реактивный и инструментальный характер. В то же время некоторые дети совершают агрессивные действия, которые не имеют конкретной цели и направлены только на причинение вреда другому человеку. В этом случае унижение или физическая боль сверстника приводит к удовлетворению, а агрессия является лишь самоцелью. Такое поведение свидетельствует о склонности ребенка к жестокости и враждебности.

Среди особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяются, как правило, недостаточное развитие коммуникативных способностей и интеллекта, неразвитость игровой деятельности, пониженный уровень произвола, травмы в отношениях со сверстниками, недооценка самооценки. Е. О. Смирнова и Холмогорова В.М. в своих исследованиях пытались выяснить, какие из перечисленных характеристик в большей степени влияют на детскую агрессию. Анализ этих показателей для неагрессивных и агрессивных детей показал, что в принципе агрессивные дети мало отличаются от своих сверстников. В среднем, уровень формирования интеллекта агрессивных детей соответствует возрастной норме, а в некоторых случаях даже превышает ее.

Диагностика

На первичном осмотре обговаривают образ жизни пациента, привычки, расспрашивают о недавних событиях. Для постановки диагноза необходимо полное обследование, чтобы дифференцировать нервное истощение от соматических болезней со схожими симптомами.

В обязательном порядке назначают инструментальное и лабораторное обследование:

  • общий анализ крови;
  • анализ мочи и крови на сахар;
  • анализ крови на гормоны;
  • электроэнцефалограмму (ЭЭГ) для проверки электрической активности мозга;
  • нейротест. Берут кровь из пальца и исследуют состав для оценки состояния иммунитета и нервной системы.

В психологии для диагностики нервных расстройств применяют специальные тесты. Хорошие результаты обеспечивает опросник, выявляющий невротические состояния, разработанный К.К. Яхиным и Д.М. Менделевичем. В тесте 68 вопросов и 6 шкал, по которым можно определить наличие вегетативных нарушений, депрессии, тревожности, неврастении, истерического реагирования, фобий.

Синдром истинной невропатии у детей, симптомы, лечение

При синдроме истинной невропатии психопатологические и вегетативные расстройства обычно начинают проявляться не сразу после рождения, а на 3 – 4 месяце жизни. Это обусловлено тем, что нарушение вегетативной регуляции начинает проявляться только при более активном взаимодействии с окружающей средой, с появлением эмоциональных реакций социального характера. В этих случаях на первое место выступают нарушения сна, также могут отмечаться и разнообразные отклонения в эмоциональной и волевой сфере, в работе желудочно-кишечного тракта. Общее психомоторное развитие таких детей, как правило, нормальное, иногда идет некоторое опережение возрастных норм. Ребенок довольно рано может удерживать головку, сидеть, ходить он начинает в возрасте до 1 года.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Проявления регресса

Адаптивные реакции бывают самыми разнообразными, они могут затрагивать различные сферы жизни ребенка. Регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей

Важно понимать, что это лишь способ получить внимание и заботу

Еда. Очень часто дети начинают отказываться есть или существенно уменьшают порции. Бывает, что ребенок соглашается только на определенные блюда и продукты, требует что-то особенное. Причем после того, как мама постояла у плиты, и еда готова, малыш может потерять к ней всяческий интерес, поковырять две ложки и сказать: «Я больше не хочу». Постоянное желание сладкого – тоже очень распространенный пример. Многие дети просят кормить их с ложечки или хотят пить из детской бутылочки.

Сон. Ребенок, который уже спал всю ночь, может начать периодически просыпаться и плакать, требовать укачивания. Привыкшие к отдельной кроватке или комнате дети часто просятся лечь с мамой и папой или приходят в родительскую постель ночью. Возможны также временные проблемы с укладыванием спать. Например, саботаж устоявшихся ритуалов перед сном: ребенок может бегать, кричать, будить родителей или новорожденного. Некоторые малыши просят, чтобы им читала книжку только мама (или наоборот, только папа, который на работе в это время).

Туалет. Очень часто новоиспеченные старшие братья и сестры проявляют сильный откат в навыках пользования горшком. Днем некоторые дети мочат штанишки так часто, что мама может даже заподозрить цистит. Однако по результатам анализов ребенок будет совершенно здоров. Энурез и энкопрез (недержание мочи и кала) могут причинять существенные неудобства. Особенно тревожными кажутся родителям ночные промахи, к тому же это сильно влияет на качество сна всей семьи.

Навыки самообслуживания. В зависимости от возраста и умений, дети могут отказываться одеваться, застегивать пуговицы и кнопки, завязывать шнурки, самостоятельно есть и ходить в туалет, умываться, чистить зубы, расчесываться, мыть руки – делать все, к чему вроде бы давно уже привыкли и не выказывали сопротивления. Ребенок может жаловаться, что не может сам включить свет или налить воды, снять колпачок с фломастера, разъединить детальки конструктора и т.д.

Язык. Распространенное проявление регресса — откат в речевых навыках. Даже если раньше малыш прекрасно говорил и рассказывал о своих чувствах и желаниях, он может начать ныть и капризничать или показывать пальцем вместо того, чтобы попросить что-то. Часто дети начинают намеренно картавить или коверкать слова, чем изрядно раздражают взрослых.

Коммуникация с миром. Даже самые общительные ребята могут вдруг начать стесняться знакомых и незнакомых людей, при встрече опасливо выглядывать из-за мамы и молчать как рыба. Ребенок может отказываться идти в детский сад или на кружки и занятия, хотя раньше ходил с удовольствием и уже нормально адаптировался.

Эмоциональная сфера. Учащаются истерики, капризы, нытье, беспричинные слезы. Прежний ребенок-ангел может стать раздражительным и угрюмым, начать проявлять агрессию к родителям или окружающим – драться, кусаться, брыкаться.

Грудное вскармливание. Если старший ребенок еще маленький, и мама продолжает кормить его грудью во время беременности и планирует тандемное кормление двоих детей после родов, то она должна быть готова к регрессу старшего в режиме кормлений. Даже если к моменту появления братика или сестренки ребенок прикладывался к груди раз в несколько дней, после родов он может удивиться и обрадоваться тому, что молока у мамы стало снова много, и начать кормиться в режиме новорожденного.

К сожалению, среди некоторых психологов распространено мнение, что грудное вскармливание является причиной регресса у старшего. Кормящая мама может услышать, что ее ребенок после родов непременно перестанет разговаривать, есть, спать и обязательно начнет мочиться в штаны, если не отлучить его от груди. Однако, как мы уже упоминали, регресс в той или иной форме проявляется практически у всех детей, и с наличием или отсутствием грудного вскармливания это никак не связано. Напротив, многие матери считают, что кормление грудью обоих детей помогло им сгладить ревность и дало возможность проявить любовь и уделить время каждому малышу.

Страшные сны у детей

Наблюдается возрастная динамика увиденных образов во время страшных снов. В 3 – 4-летнем возрасте увиденные образы обычно отражают переживания и впечатления ребенка в дневное и особенно вечернее время (просмотр вечером фильмов ужасов, боевиков, воспоминание о страшных персонажах сказок, отрицательных героях телепередач). Ребенок просыпается после устрашающего сновидения, может дрожать, плакать, но находится в сознании и утром помнит о случившемся. Эти образы дети воспринимают как реальность, и в случае повторения подобного днем часто развивается невроз страха. В возрасте от 7 до 12 лет образы во сне становятся более разнообразными, воспринимаются не только зрительно, но и чувственно, напоминая галлюцинаторные переживания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: