Критическое мышление: что это, зачем нужно и как развить его у ребёнка?

5 признаков критического мышления

Как мы поймём, что обладаем критическим мышлением? На самом деле людей, имеющих такую особенность, не так уж и много

Чтобы сказать, что человек критически мыслит, важно наличие одновременно нескольких признаков критического мышления:

1. Умственная гибкость

Критически мыслящий человек воспринимает информацию непредвзято и объективно, не опираясь на мыслительные шаблоны.

2. Логика

Базовые законы этой сложной науки доступны каждому из нас на интуитивном уровне. Мыслить логически — значит последовательно, не искажая причинно-следственных связей и избегая распространенных ошибок мышления.

3. Аргументированность

Здесь всё просто: любой вывод должен быть обоснован. Если вы вступили в спор с кем-то и просите его привести аргументы, а он в ответ злится и говорит: «Это все знают!», то вряд ли перед вами критически мыслящий человек.

4. Беспристрастность

Критически мыслящий человек не учитывает личные предпочтения или авторитетные мнения. Иными словами, он ищет истину, а не защищает чью-то сторону.

5. Индивидуальность

Это значит, что вы должны сами сформировать вывод, не полагаясь на чужую точку зрения и не копируя её.

Развить критическое мышление поможет личный наставник MAXIMUM Education. Он станет старшим товарищем для вашего ребенка и поможет справиться со стрессом и лучше учиться, а также научит правильно организовывать свое время.

Как критическое мышление помогает в работе

Критическое мышление может помочь как принимать решения, так и аргументировать свою позицию, когда они уже приняты. Мы поговорили с выпускниками курса «Критическое мышление: анализ информации, аргументация и принятие решений» о том, чем новый навык пригодился лично им.

Анастасия Орлова, отучилась на курсе в Практикуме и провела самый короткий звонок в Zoom со своей командой

«Мне кажется, что критическое мышление позволяет быть более гибким, аккуратным и точным в принятии решений, восприятии информации — и вообще в жизни. Люди, которым недостаёт этого навыка, могут топтаться на месте, живя по шаблону и заходя в тупик в любой нестандартной ситуации. А критическое мышление как раз помогает фильтровать получаемую информацию и адаптироваться к новым условиям, грамотно оценивать их.

Случай из жизни: по профессии я дизайнер интерфейсов, и работаю в команде с другими дизайнерами, разработчиками, аналитиками и менеджерами. На одном проекте мы с менеджерами и аналитиками собрались решить, как нам переделать интерфейс так, чтобы он стал понятнее для пользователей. Я спросила собравшихся: «Может ли кто-то озвучить конкретную проблему, которую мы сейчас решаем, и на основании каких данных кто-то решил, что это проблема?».

Оказалось, что интерфейс показался неудачным только одному члену команды — и это было ничем не подкреплённое мнение. Поэтому мы все дружно отправили этого человека собирать реальные данные и метрики, на основе которых мы сможем делать выводы. Это был самый короткий созвон в истории команды! Если бы этого не произошло, то мы бы могли потратить много времени и сил на решение несуществующей проблемы.

Когда я столкнулась с этой ситуацией, я вспомнила, что на курсе учили формулировать чёткую проблему, а не абстрактную. Но стараюсь внедрять в работу инструменты, которые проходили на курсе, например, 48 вопросов и метод «Шесть шляп мышления». 

Пока это сложно, но уверена, что постепенно доведу это до автоматизма.»

Никита Радченко, закончил курс по критическому мышлению и сумел провести переговоры о повышении

«Это было как занятия в тренажёрном зале — после тренировок выматываешься, мышцы болят. С навыками мышления точно так же. Занятия были такими насыщенными, что после них мне нужен был отдых.

Для меня важной темой была аргументация, мне хотелось научиться лучше доносить свои решения до команды, заказчиков и инвесторов. Когда мы разбирали эту тему, куратор спросил, где хотим применить новые навыки

Я пошутил, что попробую выбить себе повышение. В итоге, провёл переговоры, но новые условия меня не устроили. Лучшим решением оказалась смена работы, и я стал рассылать резюме. В одной  компании меня просто разнесли, но я смог отделить эмоции от полезных замечаний — это помогло мне найти ту работу, которую я и хотел.

По-моему, нужно развивать критическое мышление, чтобы выжить в современном мире. После курса у меня поменялось отношение к людям, я стал замечать логические ошибки, манипуляции, начал понимать, как устроена реклама и маркетинг. Всё это помогает мне и в работе, и в отношениях.»

Когда начать развивать

Развитие мышления как познавательной функции мозга происходит в старшем дошкольном возрасте. Тогда ребенок начинает понимать закономерности, видеть причинно-следственные связи, мыслить логически. Именно в этот период полезно познакомиться с основами критического мышления. Оно базируется на объективном взгляде на окружающие вещи, а также на понимании собственных внутренних мотивов. Это еще и вопрос безопасности — критический взгляд поможет побороть так называемая детскую наивность, которая может привести к негативным последствиям. Например, уберечь от разговора с незнакомцами и не попасться на уловки мошенников.

Детям свойственно повторять за окружающими с раннего детства — это одна из форм обучения, она называется импринтинг. Если родители делают так, значит, надо делать так же. В школе ребенок знакомится с другими моделями поведения, узнает другие взгляды на привычные вещи. И тут тоже срабатывает принцип повторения. Он может быть обусловлен желанием влиться в какую-то компанию или завоевать чей-то авторитет. Здесь критическое мышление позволит не поддаваться «стадному чувству», когда на перемене все бегают по коридору или дерутся портфелями.

Как развить критическое мышление?

Развивать критическое мышление можно, играя с ребенком, обсуждая прочитанные книги или просто разговаривая. 

Как это происходит? Сначала ребенок получает информацию от взрослого, из книг или передач. Затем оценивает полученную информацию, рассматривает разные точки зрения, делает выводы и формирует собственное мнение. 

Гуляя с маленькими детьми, обращайте их внимание на природу, показывайте причинно-следственные связи: «Смотри, на лужах образовался лед, потому что очень холодно», «Асфальт мокрый, значит, ночью был дождь», «Небо темное и хмурится, наверное, скоро пойдет дождь». Дети 3-5 лет задают много вопросов, отвечайте на уровне, доступном пониманию ребенка этого возраста

Если чего-то не знаете, вместе ищите ответы в энциклопедиях, не бойтесь показать себя недостаточно сведущим. Во-первых, вы не обязаны все знать, а во-вторых, тогда и ребенок не будет предъявлять к себе завышенные требования

Дети 3-5 лет задают много вопросов, отвечайте на уровне, доступном пониманию ребенка этого возраста. Если чего-то не знаете, вместе ищите ответы в энциклопедиях, не бойтесь показать себя недостаточно сведущим. Во-первых, вы не обязаны все знать, а во-вторых, тогда и ребенок не будет предъявлять к себе завышенные требования.

Объясняйте поступки других людей, чтобы ребенок видел проблему с разных сторон. Например: «Дедушка опоздал на твой день рождения не потому, что ты не важен для него, а потому что движение перекрыли и он попал в пробку».

Не отвечайте молниеносно на детские вопросы. Спрашивайте в ответ, пусть ребенок сам подумает, или давайте неправильные ответы, пусть он поспорит и обоснует свое мнение, к тому же это научит его не принимать мнение взрослых как единственно правильное. Например, на вопрос «Почему снег холодный?», можно сказать: «Он же горячий!» или на вопрос «Сколько будет 2+2» ответить «5». Здесь главное, чтобы ребенок знал ответ и был уверен в себе, тогда такие ошибки покажутся ему забавными, и он не побоится высказать свое мнение.

Дети любого возраста любят играть в игры, и этим необходимо воспользоваться для развития критического мышления, причем есть такие игры, в которые можно играть даже по дороге в садик или школу.

1. Третий лишний. Называете ряд слов: «стул, стол, мячик», ребенок должен убрать лишнее и объяснить, почему именно это слово. 

2. Обобщение. Называете общее понятие, например, «посуда» или «обувь», а ребенок называет подходящий к нему ряд слов.

3. Чем похожи. Вы называете два предмета, а ребенок рассказывает, чем они похожи. Например, роза и ромашка. Можно играть в эту игру наоборот, рассказывая, в чем их различия.

Дома разрежьте на 4 части картинку или открытку и попросите ребенка собрать из частей целую. Можно купить набор с овощами и фруктами и попросить разложить их в разные корзинки.

С детьми постарше играйте в настольные игры, развивающие критическое мышление и логику, например, «Пятница», «Угадай кто» и другие игры, в которых необходимо угадать слово по его описанию (зачем нужен этот предмет или явление, какой он и пр.). Продвинутые  родители могут вместе с детьми отгадывать анимированные видеозагадки и головоломки на YouTube канале Mogol TV.

В долгие осенне-зимние вечера можно вместе почитать детективы, делая обоснованные выводы о дальнейшем развитии сюжета, например, «Калле Блюмквист» Астрид Линдгрен, «Тайна рыжего кота» Сергея Таска, «Невероятные приключения Джеронимо Стилтона» Джеронимо Стилтона или старую добрую классику – «Приключения Шерлока Холмса» Артура Конан Дойла.

Дети постоянно что-то рассказывают, не игнорируйте их рассказы, а задавайте вопросы: «А как ты думаешь?», «Почему ты не согласен?», «Почему ты так считаешь?». Они заставляют детей размышлять, высказывать свою точку зрения, обосновывать свое мнение, а вам помогут лучше узнать своего ребенка и понять, о чем он думает. Например, мой восьмилетний сынишка как-то спросил: 

— Мама, а человечество – это вирус? 

— А ты как думаешь?

— Думаю, да. 

— Почему?

— Там, где появляются люди, они начинают уничтожать природу и животных. 

Я была удивлена глубиной и нестандартностью его мышления, а еще рада, что не стала сама отвечать на этот вопрос и рассказывать, какие мы молодцы. Молодцы-то молодцы, но многие факты говорят и об обратном. 

Когда ребенок верит в сказки, чудеса и Деда Мороза, что-то придумывает и создает сам – это здорово! Значит, творческое мышление развито, но его не мешает уравновесить мышлением критическим, чтобы ребенок мог адекватно оценивать собственные идеи, и в то же время не только критически оценивать чужие творения, но и создавать свои.

Упражнения для развития креативного мышления

Беглость

1. Задаем определенное количество идей для решения конкретной задачи.

 Пример: На столе стоит стакан. Трогать его нельзя. Придумайте не менее десяти способов, как из него удалить воду.

2. Ставим таймер на 10-15 минут и пишем максимальное количество способов решения конкретной задачи. 

Пример: Напишите любые варианты использования обыкновенной канцелярской скрепки. Это упражнение — тест, который в США проводили для проверки уровня креативности детей раннего возраста. Школьники начального звена легко находили 40-50 способов, а в отдельных случаях и больше сотни. Дети средней школы справлялись с этой задачей в три раза хуже, а в старших классах варианты можно было пересчитать по пальцам. 

Оригинальность

В качестве инструмента подойдет метод фокальных объектов. 

  1. Придумываем предмет, который хотим улучшить. Например, кастрюлю. 
  2. Выбираем ряд случайных объектов — например, котенок и ластик — и пишем их свойства. Чем больше, тем лучше.
  3. Присоединяем их свойства к исходному объекту, развиваем полученные варианты путем ассоциаций. 
  4. И вот уже готовы идеи новой кастрюли. Например, мяукающая кастрюля — прообраз мультиварки или гибкая кастрюля — идея посуды из силикона. 

Гибкость

Для развития гибкости нужно расширять кругозор, насмотренность. Люди не создают идеи из воздуха — информация берется из той картины мира, которая на данный момент есть в голове

Поэтому так важно посещать музеи, выставки, путешествовать, читать книги, общаться с разными людьми и так далее. Детям очень полезно будет почитать фантастику, где есть масса идей, которые могут реализоваться уже в ближайшем будущем. 

Ассоциативное мышление

Помимо беглости, оригинальности и гибкости, для развития креативности полезно развивать ассоциативное мышление. Во-первых, на ассоциациях рождаются идеи. Во-вторых, дети очень любят игры в ассоциации. Вот несколько упражнений на эту тему: 

1. «Цепочка ассоциаций».

Выбираем любое слово или словосочетание и начинаем строить цепочку ассоциаций. Например, «банк» — работа, отпуск, предвкушение, радость.

2. «Неправильная цепочка ассоциаций». 

Выбираем два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе — ее концом. Задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например, исходные слова «собака» и «машина». Цепочка: «собака — лай — прохожий — тротуар — дорога— машина».

Эти упражнения покажут, как у вас обстоят дела с характеристиками креативного мышления. Например, чем длиннее цепочка, тем лучше беглость. Если играете в команде с ребенком, можно оценить оригинальность ваших ассоциаций (если повторяются у обоих — неоригинально, если у кого-то одного — браво). И чем больше будет категорий, по которым можно распределить ваши ассоциации, тем лучше развита гибкость.

С помощью этих несложных занятий можно развить креативное мышление не только у детей. Взрослым это даже полезнее. Ведь, чем старше мы становимся, тем более шаблонно мыслим. Развивайте креативное мышление всей семьей — это отличный вариант досуга, который не только учит, но и сближает.

Материалы по теме:

  • Как креативно «переизобретать» обучение
  • Юлия Бродская: «Главная цель обучения — помочь человеку отыскать собственный смысл в жизни»
  • 3 способа творчески «перепридумать» школьные уроки 

Что такое критическое мышление?

Это мышление, которое включает в себя:

  • получение информации,
  • переработка (анализ),
  • выводы,
  • принятие решения,
  • формирование своего отношения к результату.

Критически мыслящий ребенок может спокойно обосновать свой выбор. Первые проявления критического мышления начинаются у малыша с вопроса «Почему?» Ребенок хочет знать причины того или иного явления, поведения, правила.

Родители часто жалуются, что устают от своих почемучек, но, отмахиваясь от своего малыша, очень легко отбить у него интерес к познанию. В идеале нужно поощрять его любознательность

Так вы не только развиваете своего ребенка, но и наделяете малыша вниманием, которое, как известно, играет очень большую роль в психологическом развитии человека

Вот несколько приемов для развития критического мышления у вашего ребенка.

Прием «Остановка»

Подготовьте книгу или мультфильм. Отметьте в произведении особые повороты событий. Остановите просмотр или чтение и начните с ребенком обсуждение, предложите ему пофантазировать:

  • Как ты думаешь, что будет дальше?
  • Почему?
  • А как ты бы поступил?

Закончив произведение, обсудите сходство и различия его версии и оригинала. Пусть ребенок выскажет свое мнение. Данное упражнение хорошо развивает не только критическое, но и творческое мышление ребенка.

Разрешите ребенку делать свой выбор в мелочах

Какое платье надеть, с кем играть, с чего начать выполнять задание, что смотреть и что читать. Мелочи? Только не в развитии ребенка. Этим вы даете возможность ему самому принимать решение.

Принятие решения – это навык, которому человек учится в течение жизни. Если вы все время сами решаете все за ребенка, то готовьтесь к тому, что в будущем за него это будут делать другие: друзья, супруги, СМИ, организаторы сект.

Нельзя научить человека принимать решения, просто рассказав ему об этом. Поэтому, как и для любого опыта, в этом деле важны ошибки. А вернее, их анализ. Что нужно было сделать по-другому, чтобы был нужный результат?

Ваш личный пример в развитии критического мышления ребенка

Когда вы принимаете какое-то довольно масштабное решение (покупка автомобиля, смена места работы), объясните ребенку, как вы принимаете это решение:

  • собираете нужную информацию,
  • оцениваете все варианты,
  • сверяете их с вашими жизненными ценностями и принципами,
  • как принимаете решение.

Игра «Если, то…»

Это довольно интересная и веселая игра, которая не только поможет развить ребенку (да и взрослому), критическое мышление, но и чувство юмора. Суть игры: продолжить предложение, которое начинается со слова «если», а потом предложить свое.

Пример:

  • Если завтра зарплата, то…
  • Послезавтра квартплата, а если заплатил, то…
  • Можешь спать спокойно. Если хочешь спать спокойно, то…
  • Заплати налоги и спи спокойно. И так далее продолжать можно до бесконечности.

Подведем итоги.Если ваш малыш указывает на ошибки в чьих-то размышлениях и задает много вопросов, то поздравляем, у вас растет смышлёный, любознательный ребенок. Приучайте ребенка, прежде чем что-то критиковать, собирать полную информацию и только потом делать выводы. Позвольте ребенку сомневаться и делать свои ошибки, а после анализируйте их и делайте совместные выводы.

Создавайте для ребенка условия, в которых он сможет самостоятельно принимать решения — и не навязывайте свое, если хотите, чтобы малыш вырос уверенным в себе и решительным.

Онлайн консультанты

Что входит в 4K-компетенции

Термин «4К» обычно используется, чтобы обозначать компетенции из когнитивной, метакогнитивной, социальной и эмоциональной сфер. Это кооперация, коммуникация, критическое мышление и креативность. С ними тесно связаны многие из метапредметных результатов обучения, которые можно увидеть в федеральных стандартах. Например, в пункте 8 ФГОС среднего общего образования «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников» — а это одна из составляющих критического мышления.


Фото: Daria Nipot / Shutterstock

Учитель истории и обществознания Светлана Шаграева и преподаватель иностранных языков Анна Владычина рассказали, как проявляются эти компетенции у школьников, как развивать их на уроках и оценивать, насколько они сформированы.

Критическое мышление

По словам Анны Владычиной, важность критического мышления особенно возросла в цифровую эпоху, когда человек получает огромное количество информации, сталкивается с разнообразными убеждениями. Способность критически оценивать эту информацию, анализировать и интерпретировать её помогает делать верные выводы и принимать рациональные решения — как в личной жизни, так и в общественной и профессиональной.. Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.

Сославшись на пособие Марины Пинской и Александры Михайловой «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке», Анна отметила, что лучшее условие для развития критического мышления — ситуация социального общения, которая предполагает такое взаимодействие, в котором участники совместными усилиями могут приблизиться к истине.

Так как само по себе критическое мышление — довольно широкое понятие, спикер предложила представить его как набор конкретных умений, которые можно наблюдать у учеников и отслеживать в динамике:

  • анализ — умение находить логические связи между утверждениями, вопросами и аргументами;
  • оценка — умение оценивать убедительность и надёжность аргументов;
  • объяснение — умение аргументировать свою точку зрения;
  • выдвижение гипотез — умение определять нехватку информации и, исходя из этого, самостоятельно делать выводы;
  • саморегуляция — самопроверка, коррекция выводов и рефлексия.

Креативность

Говоря об определении креативности, Анна Владычина отметила, что исследователи часто связывают её с дивергентным типом мышления, к которому относится умение придумывать идеи, неожиданные способы решения задач и так далее. По словам спикера, креативность также включает в себя некоторые личностные характеристики, такие как уверенность в себе и открытость новому. Анна разделила понятие на составляющие, в которые вошли:

  • любознательность — интерес к окружающему миру и желание узнать о нём больше, самостоятельный поиск информации и ответов на собственные вопросы;
  • воображение — способность продуцировать множество идей, оригинальность придуманных идей;
  • развитие идей — оценка идей с разных позиций, поиск их сильных и слабых сторон, умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.

Коммуникация

Светлана Шаграева предложила такую формулировку:

«Коммуникация — это способность выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, также эффективно коммуницировать в различных социальных и культурных контекстах».

Развитый навык коммуникации включает в себя отсутствие страха общения и умение инициировать общение, готовность задавать вопросы и отвечать на них. Кроме того, важна способность адаптироваться к цели и контексту коммуникации, а также к партнёру. Ещё Светлана включает в этот набор умений использование вербальных и невербальных средств достижения целей коммуникации, то есть убеждение.

Кооперация

Кооперацией Светлана Шаграева назвала умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и работать в команде для достижения общей цели.

Это качество тоже проявляется в нескольких взаимосвязанных навыках:

  • умение принимать общие цели в качестве собственных;
  • социальное взаимодействие, то есть обсуждение общих целей, умение договариваться, координировать свои действия с действиями других людей;
  • выполнение взятых на себя обязательств;
  • самостоятельность и инициативность.

Техника развития у ребенка

Без доверительного общения с ребенком «на одном уровне» не получится сформировать в нем навыки критического мышления. Поэтому родители должны подружиться с сыном или дочерью. Дружба подразумевает обсуждение всех вопросов, волнующих подрастающего человека, даже если некоторые кажутся взрослым глупыми или слишком ранними.

Никогда нельзя отвечать на детские вопросы в духе «подрастешь – узнаешь», потому что это убивает интерес и саму дружбу

Необязательно углубляться в теоретическую часть, но толковый ответ важно дать

Желательно делиться с ребенком некоторыми проблемами, не взваливая при этом на хрупкие плечи эмоциональный груз

Чтобы малыш понимал свою важность в семье, следует спрашивать его мнение, принимая общие решения

Родителям следует взять в привычку спрашивать о точке зрения ребенка по любому поводу. Пусть делится мыслями во время и после прогулки, общения с кем-либо, совместного просмотра фильма, телепередачи или прочтения книги.

Чтобы ребенок мыслил правильно, нельзя вместо объяснения причины родительского решения или действия произносить шаблонную фразу: «потому что я так сказал (а)». Если малышу непонятно, почему родитель поступил определенным образом, он имеет право удовлетворить свой интерес.

Детские ребенка тоже должны быть важны родителям. Не нужно приучать криками и унижениями оправдываться из страха наказания. Лучше обсудить логику совершенного поступка, несмотря на неправильность.

А когда ребенок кого-то обвиняет, мудрый родитель направляет его на путь хладнокровного отстранения от собственных эмоций, подсказывает, что следует смотреть не только со своей стороны, но и с одного ракурса

Важно чаще напоминать ребенку о существовании причинно-следственных связей, тогда он станет действовать разумно и думать о результатах

Если вы желаете ребенку успеха и независимости, относитесь к нему не как своей игрушке, а как к самостоятельной личности. Не забывайте о формировании правильной самооценки, чтобы подрастающий человек адекватно относился к себе и окружающим.

Рекомендуем почитать о том, как научить детей слушаться родителей, и что делать, если малыш боится сверстников, в других наших статьях.

Игры в помощь

Игра — это прекрасный инструмент для обучения новому и отработки навыков. И развитие критического мышления у дошкольников может происходить в подобной форме. Это очень удачный способ, даже занятия не дают такого эффекта, как игры, во время которых ребенок обучается без принуждения, с интересом.

Нет ответа на вопрос

Если родители сразу отвечают на поставленный вопрос — это неинтересно. Ребенок может даже не запомнить ответ. А вот если вместо ответа задать наводящий вопрос, то ребенку будет и интересно, и познавательно. Не нужно давать астрономическую лекцию, если малыш спросит, почему светит солнце. Пусть подумает сам, прикинет варианты. В этот момент он мобилизует весь запас знаний, пофантазирует, посомневается. До ответа он доберется, перелопатив огромное количество информации. И это будет отличной разминкой для ума.

Такие глупенькие взрослые

Без ошибок не бывает развития и роста. Даже взрослые, чтобы чему-то научиться, ошибаются не раз, и не два. И это нормально и закономерно. А еще ошибки можно превратить в интересные игры на развитие критического мышления.

Если ребенок скажет, что лягушка зеленая, можно ответить, что она красная. И посмотреть на реакцию. Скорее всего, малыш не столько удивится, сколько возмутится невнимательности родителей. Но чтобы доказать обратное, ему придется потрудиться, и это очень хорошо. В процессе он будет не только аргументировать, но и доказывать свою точку зрения. А это пригодится ему в жизни не раз. Если ребенок умеет доказывать, его никогда не собьешь с толку.

Здесь родителям важно не заиграться. Все должно быть в виде легкой игры — нельзя подначивать и выводить его на эмоции

Иначе это будет не игра, а стресс для ребенка. Ну и похвалить за наблюдательность малыша нужно обязательно.

Вступить в дискуссию

Споры и дискуссии помогают развить критическое мышление, и упражнения для детей в этом случае сводятся к обсуждению какого-либо вопроса. Так можно развить любую тему. Главное — внимательно слушать ребенка и на его аргументы приводить свои доводы. Получится интересно и познавательно: малыш и свою точку зрения научится доказывать и узнает много нового.

Так, в спорах и дискуссиях можно выучить правила дорожного движения, этикет, технику безопасности и многое другое. Можно попробовать доказать ребенку, что суп нужно есть вилкой, а руки мыть водой из лужи. Разговор получится очень занимательным.

Специальные игры

Настольные игры хорошо развивают критическое мышление, когда этот навык формируется у детей. Здесь приходится подчиняться правилам, но при этом продумывать ходы и искать лучший вариант:

  1. Игра «Да — нет». В ней нужно угадать слово или какое-то действие, отвечая на вопросы только утвердительно или отрицательно. Когда водящий подберется к разгадке, число возможных вариантов сильно сократится, и подходящий ответ выйдет практически сам.
  2. В играх «Контакт», «Шляпа» или «Активити» предлагается описать слово или фразу полунамеками. Для этого придется постараться: вспомнить факты, придумать, как все изложить.
  3. В игре Сodenames игрокам предлагается найти своих агентов среди множества карточек, потом объединить их по объединяющим признакам и выбрать нужную.

Зачем родителям вести такой диалог с детьми

Отношения между родителями и ребенком складываются не всегда просто, особенно когда ребенок становится старше. Родитель ожидает, что тот будет делать все, что ему скажут. Тем более что в России семья и уважение к родителям — важные ценности. Но в какой-то момент ребенок должен взбунтоваться против родительской власти, чтобы вырасти. И тогда отношения отца и сына, матери и дочери делаются трудными, но при этом остаются важными.

Родители должны понять, что ребенок им не принадлежит, это не мебель, не компьютер, а отдельное живое существо, которое должно получить собственный опыт, прожить собственную жизнь. С другой стороны, во многих странах сейчас дети стали королями, особенно если это единственные дети в семье, а родители им повинуются. Это тоже нездоровая ситуация.

Ненастоящий разговор

Часто родители не знают, как разговаривать с ребенком, вести с ним дискуссию. Естественно, родители желают только хорошего своему ребенку, но они просто не умеют строить диалог. Для этого взрослым предстоит сначала отладить свои мыслительные процессы. Тогда они будут лучше «оснащены» для выстраивания отношений с ребенком.

«Ты сделал уроки? Нет? А почему?» — это не настоящий разговор с ребенком. Чтобы вести диалог, нужно потратить на него время, не отвлекаться, вдумываться в слова ребенка.

Вместо того чтобы читать мораль, как мы любим, — задавать вопросы по поводу его слов, просить его прояснить позицию, привести примеры, уточнить и углубить мысль, указать настоящую причину происходящего.

Ваши возражения не должны быть произвольны или обоснованы тем, что вы отец или мать. Вы должны увидеть проблему в словах сына или дочери и обсуждать эту проблему.

Когда ребенок возражает: «А почему я должен делать так, как ты говоришь?», что он этим вопросом подразумевает? Что хочет до вас донести? Взрослые склонны сразу думать: «Он восстает против меня, я ему не нравлюсь!» Но на самом деле за этими словами могут стоять разные смыслы на разных уровнях понимания.

Эмоции блокируют способность мыслить

Если мать или отец теряют самообладание, начинают кричать, грозят наказанием, то на этом дискуссия окончена. Взрослый должен сохранять спокойствие.

Если вы начнете кричать, то ребенок не сможет думать, потому что в дело вмешиваются эмоции — с обеих сторон.

Мы работаем в том числе с тем, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом. Мы учим осознавать и называть свои эмоции, чтобы можно было их обсудить. Например, мама может сказать сыну: «Послушай, сейчас я очень сержусь, меня захлестывают эмоции, я не могу с тобой говорить. Если мы будем говорить с тобой сейчас, это будет плохо для нас обоих».

Критическое мышление как конструктор

Что значит критически мыслить? Это не значит навязывать свое мнение и свои идеи другим. Это значит сделать свои взгляды и мнения предметом рассмотрения, уметь их анализировать и критиковать, конструировать и деконструировать.

Критическое мышление похоже на конструктор LEGO: наши рассуждения можно разобрать на части и собрать заново. Для этого нужны интеллектуальные усилия, мы должны рассуждать строго, а не как в бытовом разговоре или болтая с подругами. Но такое критическое мышление вполне под силу и взрослому, и ребенку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: