Иоланта — iolanta

Краткое содержание оперы «Иоланта» Чайковского

Король Рене правит Провансом и живет в прекрасном замке. Здесь подрастает его любимая дочь, красавица Иоланта. Увы, она слепа от рождения и король, обожающий Иоланту, велел всем скрывать от нее сей факт. А посторонним в замок хода нет…

Но странно – Иоланта начинает что-то подозревать. На сцене мы видим саму Иоланту и ее подруг. Принцесса грустна, что-то смутно томит ее. Придворные девушки стараются как-то ее развеять, просят музыкантов исполнить веселую, легкую мелодию. Но нет, не хочет принцесса слушать веселую музыку, она не в настроении. Она посылает девушек за цветами, а сама изливает свою печаль в арии «Отчего это прежде не знала». Возвращаются придворные девушки с цветами, они хором поют песню «Вот тебе лютики, вот васильки». Приходит кормилица Иоланты, Марта, и укладывает ее отдохнуть под колыбельную девушек.

Но вот события оживляются – мы слышим охотничий рог, оруженосец Альмерик объявляет, что в замок спешит король. Привратник Бертран удивлён, увидев Альмерика – это новый оруженосец, а где же прежний? Увы, он отошел в мир иной. Теперь Бертрану предстоит посвятить Альмерика в главную дворцовую тайну – рассказать о слепоте Иоланты

Всех, связанных с этим, предосторожностях

А их немало, потому что Иоланта сосватана за Роберта, Бургундского герцога. Тот еще не знает правды, а отец Иоланты надеется на чудесное исцеление дочери. Кстати, Иоланта также в неведении относительно того, что она дочь короля. И вот в замок приезжает король с мавританским врачом Эбн-Хакиа. Восточный лекарь умудряется осмотреть спящую Иоланту, король в волнении ждет вердикта.

Исцелить принцессу может только чудо, а также ее личное страстное желание выздороветь. Но, чтобы Иоланта захотела исцелиться, нужно, чтобы она узнала о своем недуге. Король в гневе – он не хочет расстраивать свою девочку и открывать ей правду, ему не нравится рецепт восточного доктора.

Затем мы видим на сцене двух рыцарей, Водемона и Роберта – они заблудились и попали случайно в замок короля. Это тот самый Роберт, которому в жены предназначена Иоланта. Но он не собирается на ней жениться, потому что полюбил другую. Имя новой возлюбленной Роберта мы узнаем из прославленной арии «Кто может сравниться с Матильдой моей». Водемон тоже поет (а что еще им делать в опере?) – он мечтает о любви к ангельскому созданию.

Гуляя по саду, рыцари видят спящую Иоланту. Не восхититься ее красотой невозможно. Водемон сражён – кажется, он видит ангела, о котором мечтал. Иоланта слышит Водемона, приветствует его и приносит вина. Роберт подозревает неладное и убегает за подмогой – ему кажется, что все это какие-то уловки и интриги.

Водемон и Иоланта остались вдвоем, он просит ее подарить ему цветок – алый, как ее румянец. Но Иоланта рвет белую розу, она не понимает, чего именно просит Водемон. Тут рыцарь догадывается, что принцесса слепа. Он удручен и рассказывает Иоланте о красоте мира, которую она не может видеть, в арии «Чудный первенец творенья».

Тут приходят король с лекарем и оруженосец. Все понимают, что только что произошло. Иоланте рассказывают о недуге, которым она страдает, говорят и о возможности исцеления. Но принцесса не умеет страстно желать чего бы то ни было. Тогда король и придворные пускаются на уловку, чтобы разбудить в девушке желание выздороветь: объявляют, что Водемон за разглашение тайны будет казнен.

Иоланта в ужасе, она страстно желает прозреть, чтобы спасти юношу. Тут приходит Роберт, рассказывает королю, что он любит другую женщину, не Иоланту, и Водемон понимает, что теперь Иоланта свободна, она может стать его женой. На сцену выходит придворный, чтобы объявить о чуде – Иоланта прозрела. Иоланта поет арию «Прими хвалу рабы презренной», счастливый финал, любовь торжествует.

Любовь и брак

Зная, что значит имя Иоланта, несложно предположить, что его обладательница пользуется оглушительным успехом у противоположного пола.

Она трогательна и беззащитна, словно красивый хрупкий цветок, поэтому мужчины стремятся окружать ее вниманием и заботой. Девушка в принципе предпочитает иметь дело с парнями: подруг у нее практически нет, ведь она не выносит конкуренции

К будущему мужу Иоланта предъявляет высокие требования, поэтому замуж выходит поздно. Ей сложно расстаться со свободой и независимостью, но после вступления в брак она осознает все прелести семейной жизни. Женщина становится прекрасной женой, матерью и хозяйкой. Единственное, что может разрушить брак – это измена мужа. Такого предательства девушка простить не сможет. Она подаст на развод и постарается навсегда вычеркнуть обидчика из своей жизни.

Число имени Иоланта

Число имени четыре (4) указывает на людей, которым свойственны постоянность, искренность, внимательность к деталям. Людям с именем Иоланта открываются неограниченные возможности в технических и гуманитарных науках. При отсутствии амбиций такие люди нередко ведут аскетичный образ жизни, а при возникновении препятствий на своем пути могут легко сдаваться. Число четыре (4) для имени Иоланта означает, что сексуальные отношения — это, в первую очередь, продолжение рода…

Камни для имени Иоланта: агат, адуляр (лунный камень), берилл, гессонит, гиацинт, гомед, горный хрусталь, дымчатый кварц (раухтопаз), изумруд, кахолонг, коралл, нефрит, опал, родонит, рудракша, сапфир, сердолик, соколиный глаз, хризоберилл, яшма.

Планета: Уран.

Знаки Зодиака: Телец, Дева, Козерог.

Подробнее: число имени Иоланта — 4

Удачные годы для имени Иоланта: 1903, 1912, 1921, 1930, 1939, 1948, 1957, 1966, 1975, 1984, 1993, 2002, 2011, 2020, 2029. Подробнее: имена года.

Действие второе. Стыковка «Иоланты» с «Щелкунчиком»

Забегая вперёд скажу, новое композиционное деление, в условиях объединения произведений, оказалось вполне удачным. Поставить точку в первом акте дуэтом так, чтобы стык оперы с балетом приходился на первую треть второго акта – правильное, если не единственно возможное решение.

Итак, во втором действии нас встречают сидящие на полу, урыдавшиеся и обнявшиеся после дуэта Иоланта с Водемоном. Дальше совсем без неожиданностей, смысловых прорывов и непредвиденных в либретто поворотов: влюблённых находят, Рене мнимо грозит Водемону смертью, Иоланта соглашается на лечение, возвращается (уже через дверь) Роберт, всё выясняется, Иоланту «выздоравливают». Страдания остались в первом акте, а здесь сплошное крем-брюле. Но слащавый, чересчур идеальный «хэпи энд» у Чернякова – это явная ловушка, а, точнее, продуманная подготовка к переходу в «Щелкунчика». Не дожидаясь финального хора, на сцену врывается девочка в жутком платье «в жутких розочках» и начинает обнимать и поздравлять героев. А всё ради того, чтобы зритель раньше времени понял, что происходящее было домашним спектаклем в честь именин Мари. Под звуки увертюры «Щелкунчика» открывается остальная часть сцены, и становится очевиден этот театр в театре. Все герои, кроме Иоланты – родные и друзья главной балетной героини (на поклонах певцы незаметно заменяются танцовщиками). Рене – это отец Мари, Марта – мама, Эбн-Хакиа – некто наподобие Дроссельмеера, остальные – приятели-знакомые, а Водемон – неизвестный застенчивый рыжий мальчик (по имени Водемон!), в которого Мари влюбляется в жизни, как Иоланта на сцене. Такие вот параллели.

Собственно, закончив спектакль, компания начинает веселиться под звуки первой части первого акта «Щелкунчика». Не считая антуража (мы уже в 50-х годах ХХ века) и смены героев, всё логично – и там, и там праздничная вечеринка с дарением подарков, танцами, играми, играми и… играми (в новом балете в этой части как-то многовато игрищ, притом, что все участники не дети). И, в общем, пока всё ничего, только ни балетом, ни хореографией данные пластические этюды назвать нельзя. Все эти дёрганья – чистой воды миманс, едва доходящий до уровня опереточного кордебалета. Но еще не критично. Хорошо организованный сумбур с танцами стиляг, именинным пирогом и чередой групповых игр всё-таки неплохо передаёт атмосферу веселья. Как и положено, под звуки альтернативной «В лесу родилась ёлочка» гости расходятся, оставляя Мари одну. Но одиночество её длится недолго: за забытым пиджаком возвращается застенчивый рыжий Водемон. И не успевают голубки поцеловаться, как начинается «сказка», хотя я назвала бы это, скорее, «следствием употребления галлюциногенных грибов». Но кому как удобно – «сказка», так «сказка».

Итак, после поцелуя Мари и Водемона вместо мышей из всех щелей выскакивают, казалось бы, только что отбывшие гости. Те самые друзья и родственники, что минуту назад танцевали и веселились, вдруг начинают «прессовать» новоявленных возлюбленных. Во главе травли мать Мари. Под волшебную музыку (помните, когда комната начинает расти) все неритмично, но энергично дёргают руками и даже немного ногами, наверно, изображая массовую ссору. Что означают эти кривляния буйнопомешанных? Чем они не довольны? Чего они хотят? Что происходит? Может, Мари все это снится? Но она даже не присела, чтобы уснуть! Короче, все продолжают трясьтись – массово, однообразно и бессодержательно, пока в конце «боя» не происходит взрыв. Что значит, какой взрыв? Такой глобальный взрыв. То ли атомный, то ли от метеорита, то ли это мозг у героини взорвался. Не знаю.

Всё, что происходит дальше, можно описать одной расхожей фразой: «Сферичные кони в вакууме». Бред, бред, и еще раз бред. И я не в уничижительном смысле, боже упаси, а в самом что ни на есть медицинском.

После взрыва мы видим красивую картину постапокалиптического мира: чёрное небо в дыму, земля усеяна обломками пенопластовых «камней» и чёрно-белого конфетти. Мари безуспешно бьётся над телом Водемона, пытаясь вернуть его к жизни – возлюбленный мёртв. После очередного затемнения Мари уже среди метели и толпы людей в фуфайках –то ли погорельцы, то ли зэки на этапе, то ли просто бездомные. Под Вальс снежных хлопьев «чёрные телогрейки» ходят, перекатываются по земле, падают, поднимаются, немного танцуют и в итоге ложатся. Таков конец второго акта и понимайте, как хотите.

Записи

Аудио

  • 1940, Глафира Жуковская (Иоланта), Борис Бугайский (Рене), Пантелеймон Норцов (Роберт, герцог Бургундский), Григорий Большаков (Водемон), Александр Батурин (Эбн-Хакия), Александр Хоссон (Альмерик), Михаил Соловьев (Бертран), Мария Левина (Марта), Капитолина Ратчевская (Бригитта), Бася Айборская (Лаура). Солисты, хор и оркестр Большого театра, Самуил Самосуд. Водолей.
  • 1977, Тамара Сорокина (Иоланта), Евгений Нестеренко (Рене), Юрий Мазурок (Роберт, герцог Бургундский), Владимир Атлантов (Водемон), Владимир Валайтис (Ибн-Хакия), Александр Архипов (Альмерик), Валерий Ярославцев (Бертран), Нина Григорьева (Марта), Клара Кадинская (Бригитта), Лариса Никитина (Лаура). Солисты, хор и оркестр Большого театра, Марк Эрмлер. Мелодия.
  • 1984, Галина Вишневская (Иоланта), Николай Гедда (Водемон), Уолтон Гронроос (Роберт), Том Краузе (Ибн-Хакия), Димитер Петков (Рене), Джеймс Андерсон (Альмерик), Фернан Дюмон (Бертран), Виорика Кортес (Марта), Таня Гедда (Бригитта). Groupe Vocal de France & Orchester de Paris, Мстислав Ростропович. Эрато.
  • 1994, Галина Горчакова (Иоланта), Сергей Алексашкин (Рене), Гегам Григорян (Водемон), Дмитрий Хворостовский (Роберт). Дирижер Валерий Гергиев, Кировский театр. Philips.
  • 1996, Татьяна Ворждова (Иоланта), Алексей Левицкий (Рене), Василий Горшков (Водемон), Владимир Прудник (Ибн-Хакия), Сергей Никитин (Роберт), Татьяна Горбунова (Марта) Новосибирский государственный оперный оркестр, Алексей Людмилин. Блестящая классика.
  • 2002, Ольга Микитенко (Иоланта), Бенно Шоллум (Рене), Петр Бечала (Водемон), Владимир Красов (Ибн-Хакия), Андрей Григорьев (Роберт), Роман Муравицкий (Альмерик), Николай Диденко (Бертран), Нина Романова (Марта), Белла Кабанова (Бриджит) Московский камерный хор, Чайковский симфонический оркестр Московского радио, Владимир Федосеев. ОБЛЕГЧЕНИЕ.
  • 2015, Анна Нетребко (Иоланта), Виталий Ковальов (Рене), Сергей Скороходов (Водемон), Лукас Мичем (Ибн-Хакия), Алексей Марков  (Роберт), Чуно Ю (Альмерик), Лука Дебевец Майер (Бертран), Моника Богинец (Марта), Тереза ​​Плут (Бриджит), Словенский камерный хор, Словенский филармонический оркестр, Эммануэль Вильом. Deutsche Grammophon.
  • 2015, Олеся Головнева (Иоланта), Александр Виноградов (Рене), Дмитрий Попов (Водемон), Андрей Бондаренко (Роберт). Дирижер Дмитрий Китаенко, Кельнская опера Хор, Gürzenich Orchestra Кельн. Oehms.

видео

  • 1963 г., Галина Олейниченко, Иван Петров, Павел Лисициан, Зураб Андзапаридзе Большой. Борис Хайкин
  • 1982, Галина Калинина, Артур Эйзен. VAI.
  • 2009, Анна Нетребко (Иоланта), Сергей Скороходов (Водемон), Сергей Алексашкин (Рене, король Прованса), Алексей Марков (Роберт, герцог Бургундский). Мариинский театр, Санкт-Петербург. Директор, Мариуш Трелински, Дирижер, Валерий Гергиев
  • 2012, Екатерина Щербаченко, Павел Чернох. Театр Реал де Мадрид. Теодор Курентзис
  • 2018, Опера Куин-Сити, Цинциннати, Огайо; с английскими субтитрами

Счастливые влюбленные

Тут появляется герцог Роберт вместе с верными слугами. Он немного смущается, когда видит короля Рене. Ведь с его дочкой ему предстоит связать свою жизнь. Водемон намекает Роберту, что наступил подходящий момент для объяснения с королем. Отбросив сомнения, Роберт признается королю в своей любви к графине Матильде и просит избавить его от данного родителями слова. Как ни странно, Рене соглашается. Он отказывается от своих давешних договоренностей с родителями юноши, по которым женой Роберта должна стать Иоланта.

Опера, краткое содержание которой уже подходит к финалу, завершается тем, что принцесса «получает» зрение. На радостях король Рене отдает руку дочери Водемону.

Характер и судьба

Взрослая женщина по имени Иоланта – общительная и энергичная особа. Она имеет множество знакомых и приятелей, но настоящих друзей может пересчитать по пальцам. Несмотря на коммуникабельность, женщина довольно закрыта и очень избирательна в связях. Она предпочитает держать окружающих на расстоянии.

Носительница имени рано становится самостоятельной, ценит свою свободу и независимость. Любит новые эмоции и впечатления, а потому нередко ввязывается в сомнительные авантюры. К счастью, благодаря хорошей интуиции и воображению ей удается найти правильный выход из самого сложного положения. Женщина умеет контролировать свои эмоции, всегда достигает поставленных целей. На пути к реализации задуманного у нее нет никаких преград.

Ужиться с носительницей имени непросто. Ее увлечения и пристрастия меняются практически ежедневно. Она очень непостоянна в своих взглядах и суждениях: сегодня пропагандирует одно, завтра – совсем другое. Это двойственная натура с глубоким и непонятным для окружающих внутренним миром. Иоланта обидчива и вспыльчива, может надолго замкнуться в себе даже из-за невинной шутки.

Детство и юность

Маленькая обладательница имени Иоланта доставляет родителям немало хлопот. Она упряма и своенравна, не поддается воспитанию, не слушает взрослых. Всегда поступает наперекор

Ей важно доказать свою правоту любым способом. Родители пытаются воспитывать малышку в строгости, но, увы, это еще больше усугубляет ситуацию

Ребенок отдаляется от них, теряя эмоциональную связь.

Учиться Иоланта не любит, хотя благодаря уму и сообразительности могла бы пополнить ряды отличников

Только в юности, в старших классах или после окончания школы она осознает всю важность получения хорошего образования. Тогда девушка берется за ум и начинает самостоятельно грызть гранит науки

Антракт

Что сказать в антракте о впечатлениях от первого действия. Смотрибельно. Какой-то оригинальной магистральной идеи в постановке нет, но, может, поэтому и смотрибельно. Во-вторых, все знают о легендарной любви и внимании Чернякова к деталям, но именно они, по сути, и хромают. На увертюре нам показывают Иоланту, которая, делая попытки пройти по своей комнате, натыкается на мебель. Будто девушка не с рождения слепа, а ослепла только что, и находится в незнакомом ей месте. Глупость на ровном месте с верхней одеждой уже упоминалась. Нелепо смотрится опускание штор во время колыбельной засыпающей Иоланте. Когда приезжает Альмерик, Марта, желая напоить гостя чаем, зачем-то приносит весь сервиз, хотя ещё не знает, что приедет Король со свитой. Зачем пять чашек, если вас трое? Откровенно не понравилась трактовка арии короля Рене – он вдруг начал размахивать руками, иллюстрируя каждую произнесённую фразу – ну это совсем не комильфо! Такие вот придирки в антракте. Не глобальные, но всё же.

Значение букв в имени Иоланта

И — означает утонченность, романтизм, чувствительность, стремление к гармонии с окружающим миром. Иоланта отличается деловитостью и практичностью, которая нередко может переходить в излишнюю эмоциональность и даже жестокость.О — указывает на развитую интуицию и широкий кругозор. Иоланта отличается эмоциональностью, потребностью в самопознании, умеет доводить все дела до конца, хорошо управляет финансами.Л — означает, что Иоланта тонко понимает прекрасное, обладает незаурядными артистическими и художественными способностями, изъявляет желает делиться с окружающими своими знаниями и впечатлениями, осознает необходимость поиска своего предназначения в этом мире.А — олицетворяет одиночество и закрытость, но при этом Иоланта обладает самодостаточностью и приземленностью, а также энергией для принятия всего нового и начала новых дел.Н — символизирует уверенность, развитую интуицию, способность противостоять давлению извне. Иоланта — лицо протеста и критического подхода к действительности.Т — указывает на склонность к компромиссам, умение слушать других людей. Иоланта — творческая личность с развитой интуицией, ранимая натура, неутомимый искатель справедливости и правды.

[править] Музыка

Петербургская императорская труппа заключила с авторами договор на создание либретто по драме Херца в переделке В. Зотова, и 10 июля 1891 года работа началась, а к 4 сентября того же 1891 года вся музыка была написана, еще через три с половиной месяца, в декабре 1891 года полностью закончена оркестровка.

Опера «Иоланта» (соч. 69) стала последней оперой П. И. Чайковского.

«Иоланта» — лирическая опера. Она вся полна поэтической одухотворенностью и чистотой и проникновенностью чувств. За слепотой героини сюжета стоит и определенная философичность — особо проводится философский контраст между тьмой и светом: музыка показывает контраст между двумя силами, олицетворяя под слепотой и болезнью все беды и все зло, а под прозрением — добро и победу светлого начала. Этому способствуют введения контраста звучаний разных инструментов: деревянные и духовые как бы усиливают тревогу, но их внезапно прерывают безмятежные песенные мелодии скрипок и арфы — олицетворения света. В этой опере многие исследователи и музыкальные историки находят отголоски увлечения композитором в этот период философией Спинозы, чтения его трудов, переписки. Книги эти сохранились в библиотеке Чайковского, в них можно увидеть многочисленные пометки композитора. Согласно Спинозе («Этика», часть 1 «О Боге»), Бог и природа — это единая, вечная и бесконечная субстанция, в которой материальное и идеальное пребывают в нерасторжимом единстве. Прозрение Иоланты — это прозрения и физическое, и духовное одновременно. И в этом заключается еще одна сторона произведения — религиозная, в первую очередь, христианская.

Чайковский в этой короткой опере показал буквально бурю человеческих чувств, и у каждого персонажа она проявляется по-своему: отчаяние, горе и радость, счастье.

Открывалось музыкальное действие интродукцией исключительно духовых инструментов. Это было неожиданным решением для академического произведения, и по этому поводу Н. А. Римский-Корсаков вспоминал в «Летописи моей музыкальной жизни»: оркестровка «на этот раз сделана Чайковским как-то шиворот-навыворот: музыка, пригодная для струнных, поручена духовым, и наоборот, отчего она звучит иной раз даже фантастично в совершенно неподходящих для этого местах (например, вступление, написанное почему-то для одних духовых)»

.

Подлинным философским выражением идеи оперы стал финальный хор, прославляющий мироздание, свет разума, нравственности и чистоты.

Современный музыковед Соломон Волков назвал оперу «Иоланта» прорывом композитора в «область мистики и область, в которой он является вполне сформировавшимся композитором-символистом»: «…в случае с „Дочерью короля Рене“ эта пьеса сразу Чайковскому полюбилась, он тут же почувствовал свой витамин, что называется. Это абсолютно мистическая история, ее можно, конечно, трактовать как сказку о том, как чудом прозревает слепая королевская дочь. Но я в ней читаю аллегорию прозрения человека перед лицом смерти. Для меня это — размышления Чайковского о собственной мортальности, о том, что происходит с человеком, когда он понимает, что он смертен, и как он учится и понимает, находит какой-то язык, который объясняет ему самому и другим саму идею мортальности»

.

Карьера и работа

Носительница имени Иоланта – натура двойственная. С одной стороны, она трудолюбива и напориста, с другой – довольно ветрена и рассеянна, поэтому часто забывает выполнять поручения начальства. Конечно, такой подход не способствует карьерному росту. Если же девушка действительно увлечена своим делом, то она приложит все усилия, чтобы получить повышения и достичь успеха.

Подходящие для Иоланты профессии:

  • журналист;
  • страховой агент;
  • медицинский работник;
  • сотрудник банка;
  • адвокат;
  • юрист;
  • судья.

Из носительницы имени получается строгий, требовательный и принципиальный руководитель. Своим подчиненным она не дает спуску, поэтому работники ее откровенно побаиваются

Попадая в сложную ситуацию, которая требует принятия важного и ответственного решения, Иоланта чувствует панику. Она замыкается в себе и ощущает свое бессилие

Выйти из тупикового положения помогают долгие размышления. Женщине не занимать находчивости и сообразительности, поэтому она всегда находит выход из сложных ситуаций.

Действие первое

Все события «Иоланты» проходят в одной небольшой комнате, судя по костюмам и антуражу, в эпоху булгаковской «Белой гвардии» (хотя сие временное ориентирование нам «не поможет», то есть никак не скажется ни на оригинальности сюжетных ходов, ни на смысловых акцентах).

Нельзя не отметить, что в этой постановке режиссура Чернякова почти не агрессивна к первоисточнику, и не агрессивна сама по себе (как это обычно бывает). В ней нет потрясающе неожиданных решений, но нет и вызывающих тошноту провокаций, скабрезностей, мерзостей, нарочито неадекватных действий – тех перегибов, от которых перестаёшь «верить» в происходящее. Всё ещё более традиционно, чем в берлинской «Царской невесте». Хорошо это или плохо, трудно сказать, но смотреть однозначно не противно. Да, остались фирменные черняковские клише типа дурацкого смеха без причины, тотальных истерик и страданий ни с того ни с сего, герои по-прежнему неадекватны, их пластика порой переходит в ужимки — но всё это уже в меньшем количестве, сглажено и дозировано.

Мы видим небольшую комнату, где Иоланта под руководством Марты и двух сестёр милосердия (Бригитты и Лауры) наряжает ёлку. Иоланта ведёт себя так, будто она не только слепая, но ещё и немного больна на голову (что-то типа задержки психического развития). Иоланта дёргается, одета в тоскливое платье, на голове обязательный бардак. Да, нам показывают, что сиделки – это сиделки, что они не искренне привязаны к больной девочке, а только выполняют свой долг, устают от подопечной и заняты не только Иолантой, но и своими заботами. Но показано это не агрессивно-депрессивно, а вполне спокойно, житейски.

По сути, во всей постановке раздражает только то, что кроме самой Иоланты и Бригитты с Лаурой, все герои в течение оперы будут ходить в верхней одежде. Может, кому-то и легко предположить, что русские спят прямо в шубах и валенках, но для меня созерцание мужчин, не снимающих в помещении головные уборы, стало настоящей болью. Зачем это было нужно, я так и не поняла.

Но проходит всё в общем и целом канонично. Во время сокровенного монолога отца («Господь мой, если грешен я») и его разговора с врачом, вся честнáя компания «придворных», конечно, тут же сидит за столом – кушает чай. Эбн-Хакиа настаивает, чтобы Иоланте открыли её несчастье, папа-Рене против, пьющие чай тоже, понятное дело, в печали. И тогда мавританский врач (большой оригинал) решает проявить инициативу: когда все уходят, он молча, ничего не объясняя, впускает через окно двух неизвестных парней и удаляется, уверенный, что они не натворят срамоты с беспомощной девочкой, а откроют ей тайну страшной болезни. Наши гости с улицы – это, конечно, Роберт (одет как артист) и Водемон (одет как военный, а в нелепом рыжем парике напоминает Гришку Отрепьева). Но снова всё «не мерзко»: при достаточно вольном и хамоватом поведении Роберта, он «не переходит границ» – не выглядит ублюдком, как это у Чернякова обычно бывает, а Водемон, при всей своей бесхребетности, не кажется окончательной размазнёй. Дальше всё опять по канону: «Матильда», романс Водемона, приход Иоланты, путаница с розами. Только во время дуэта, когда открывается страшная тайна затворницы, главные герои неканонично страдают – Иоланта, потому что больная на голову дура, а Водемон мечется между чувством отвращения к больной и своими физиологическими мужскими потребностями (как говорится, и хочется, и противно). В общем, на торжественных финальных аккордах дуэта, под вой и рыдания обнявшихся героев заканчивается первый акт. Занавес.

Действие третье

Настроились на созерцание постапокалиптической антиутопии типа «про сталинские репрессии»? Напрасно! Мари уже в сказочном лесу! Она стала одной крови с 3D волками на видеопроекции сценического задника, параллельно страдая от чесотки и дефицита секса. В припадке вожделения ей мерещатся аж четыре призрака Водемона и один гигантский бегемот. Я понимаю, что всё это явно сон или галлюцинации, но легче, почему-то, не становится…

Смысл эпизода с гигантскими игрушками (дивертисмент до Вальса цветов), заключается в том, чтобы зритель оценил работу бутафорских цехов Парижской оперы, то есть просто «для посмотреть». Сами куклы не танцуют (кроме китайских болванчиков) и смысловой нагрузки не несут даже как элементы декора. Кто же танцует? Да несколько двойников Мари, так же страдающих от чесотки и сексуальной невоздержанности. Ну ладно, раньше Мари навещал призрак возлюбленного и будоражил плоть, а здесь что? Её так возбуждают воспоминания о детстве или сами эти гигантские куклы… ой, не хочу об этом думать. Идём дальше.

В местном Вальсе цветов можно проследить, как проходит жизнь человека от молодости до старости. Воистину, это «танец жизни»! Ну, как «танец жизни»? По очереди выходят пары разных возрастов и танцуют вальс. Без какого-то посыла, драматургии и хореографии – просто туры вальса разновозрастными парами.

Но главная интрига, конечно, впереди. Что же режиссёр с балетмейстером припасли для знаменитого Па-де-де, с его не детски страшной музыкой? Какой будет кульминация страданий, если даже Вальс снежных хлопьев был так мрачен? Итак… Мари танцует с Водемоном. То есть они просто танцуют? Серьёзно? Вот просто танцевальный номер на двоих? Классическое Адажио с поддержками из фигурного катания и… всё? А Вариации Мари танцует уже одна, потому что Водемон, да-да, мы помним, это лишь воображаемый друг. И все! Оригинально, весьма оригинально.

Финал. Мари бьётся в истерике, на Землю прилетает второй метеорит, тут и сказочке конец.

В итоге всё, разумеется, оказывается сном. Казалось бы, радоваться надо: всё хорошо, все живы, тебя, вон, даже после грибков отпустило. Но Мари укладывается на пол и продолжает страдать. Занавес.

Дальнейшие постановки[править]

Через год, 11 ноября 1893 г. постановка оперы «Иоланта» прошла в московском императорском Большом театре; Иоланта — М. А. Эйхенвальд, король Рене — С. Е. Трезвинский, Водемон — Л. М. Клементьев, Роберт — Б. Б. Корсов, Лаура — О. Л. Данильченко.


Король Ренэ — Н. И. Сперанский. Опера Зимина, Москва, Российская империя

А еще через полтора месяца, 3 января 1893 г. появилась первая постановка оперы за рубежом — в Гамбурге на немецком языке. Затем последовали следующие постановки: в Копенгагене (1893), в Стокгольме (1893), в Мюнхене (1897), в Вене (1900), в Болонье (1907) и т. д.

Сергей Лемешев — Водемон

Опера прошла в московском театре С. И. Зимина.

25 января 1917 г. Московская императорская труппа на сцене Большого театра возобновила постановку (ставшую одной из самых последних в императорской труппе, прекратившей свое существование в связи с Октябрьским переворотом в том же 1917 году); дирижёр Э. А. Купер, режиссёр В. А. Лосский, художник К. А. Коровин; Иоланта — А. Нежданова, король Рене — В. Петров, Водемон — Лабинский, Роберт — А. Минеев, Эбн-Хакия — Л. Савранский.

С той поры и до сегодняшнего дня опера «Иоланта» неоднократно покоряла зрителей и слушателей разных театров мира.

В 1963 году в СССР по опере снят художественный фильм, режиссер В. Гориккер (см. видеоролик в начале статьи).

Талисманы и астрологические характеристики

Итак, мы разобрались с происхождением и значением имени Иоланта. Теперь пришло время прислушаться к советам астрологов. Специалисты рекомендуют нарекать данной именоформой малышек, которые появились на свет в период с 21 марта по 20 апреля. Знак зодиака Овен полностью соответствует мироощущению девочки, помогает активизировать положительные стороны характера. Под его влиянием носительница имени станет активной, энергичной, деятельной особой, которая легко справится с любыми трудностями на жизненном пути.

К талисманам и астрологическим символам относятся:

  • планета-покровитель – Юпитер;
  • стихия – Воздух;
  • металл – олово;
  • день недели – четверг;
  • тотемные животные – олень, пеликан, дельфин;
  • тотемные растения – фиалка, каштан, жасмин;
  • камни-талисманы – сапфир, гиацинт, берилл;
  • цвета – синий, малиновый.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: