Ребенок ноет. как избавиться от постоянного нытья по пустякам?

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Что необходимо делать родителю, чтобы ребенок не боялся проигрывать?

1) Подавайте правильный пример. Если вы тяжело переживаете поражения, психуете, плачете и негативите – ребенок, скорее всего, будет делать также. Он учится у вас. Настрой в семье задаете только вы своим собственным паттерном. 

2) Станьте контейнером для детских эмоций. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любых условиях; он должен знать, что нужен и важен не только тогда, когда вышел победителем. Будьте «жилеткой» и праведным другом своему чаду. 

3) Учите действовать снова и снова, мотивируйте на свершения. Не давайте бросать дело после очередного поражения, учите ребенка идти до конца, ведь он идет не один, а вместе с вами. 

4) Помогайте отпускать ситуацию

Переключайте внимание ребенка на что-то другое, чтобы горечь от поражения не затуманивала разум. Предлагайте новые увлечения и развивайте сильные стороны. 

5) Хвалите много и часто. За любой новый шаг и маленький успех, за старание, желание и участие. И не задавайте высоких планок – они нужны разве что только вам и совершенно точно не нужны вашему ребенку.

6) Совместно находите плюсы. И проговаривайте их, опираясь на пользу/выгоду/позитивные моменты. 

7) Донесите до ребенка, что проигрывать — это нормально, не всегда можно быть только победителем. Проигрыш не означает, что ребенок стал плохим. Вы любите его в любом случае, независимо от того, получилось у него что-то или нет.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Успокаиваем капризулю

При первых проявлениях капризов нужно попытаться отвлечь внимание крохи на что-то более интересное. В 2 года этот прием все еще довольно эффективен

Если это не помогает, родителям важно сохранять спокойствие и самообладание, не проявлять никакой реакции на происходящее (хотя порой это ох как непросто). Иначе истерика пройдет, а ощущение того, что с ее помощью можно добиться желаемого, у ребенка останется, ведь когда он плачет, но еще не истерит, он внимательно наблюдает за тем, у кого какую реакцию вызывает его «концерт»

Если мама выстояла, но дрогнула бабушка – в дальнейшем кроха будет самоутверждаться за ее счет.

Каприз гораздо проще предотвратить, чем потом остановить. Можно попытаться предложить малышу альтернативу того, из-за чего он начал хныкать (мы не можем сейчас купить тебе этот самолетик, но можем дома собрать его из твоего конструктора), либо развеселить неожиданной шуткой, веселой песенкой. В общем – переключить. Иногда успокоение после таких мер наступает довольно быстро.

Когда истерика все же началась – никакой реакции (а тем более негативной) от родителей последовать не должно. Сейчас их цель – избавить расходившегося ребенка от зрителей. Если сцена развернулась дома – можно просто оставить малыша на время одного, занявшись своими делами. Если в людном месте – увести его подальше от людей. Чтобы успокоить кроху, который сам не в состоянии это сделать, его можно посадить лицом к себе на колени, покачать, обнять; дома можно включить музыку, устроить крохе теплую ванну.

В любом случае поговорить с ребенком о проблеме удастся только тогда, когда он полностью успокоится и будет готов слушать и отвечать.

Нельзя делать попытки остановить истерику, кричать на ребенка, угрожать, высмеивать его, дразнить, уступать ему из чувства стыда перед окружающими. Все это даст ребенку бесспорный козырь: спектакль действует!

Как отучить ребенка ныть. Практические советы.

Теперь вы знаете, как нужно реагировать в момент, когда, кажется, уши начинают сворачиваться в трубочку. А чтобы такие моменты происходили как можно реже, делимся советами, которые помогут предотвратить нытье в дальнейшем:

  1.  Не кричите. Хотя мы понимаем, что порой это правило выполнить крайне сложно, напоминайте себе, что яркая реакция в ответ на нытье только прочнее закрепляет дурную привычку вашего малыша.
  2. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что значит «вежливо просить». Она может даже не осознавать, что ноет, или не совсем понимать, что означает это слово. Лучший способ объяснить это — записать на пленку ее плаксивые и приятные голоса, а затем воспроизвести их.
  3. Время вместе. Планируйте его регулярно и качественно: читайте, готовьте вместе или занимайтесь чем-то еще, что нравится ребенку. Регулярноееобщения с ребенком один или два раза в день могут иметь огромное значение для семей, сталкивающихся с трудностями в поведении.
  4. Придерживайтесь плана. Даже несмотря на то, что получится не сразу! Отучить ребенка от нытья — непростая задача, которая всецело зависит именно от родителя.

Удачи вам, и крепких нервов!

(11
оценок; рейтинг статьи 3.9)

Мирись, мирись и больше не дерись!

А теперь давайте представим себе, что будет на нашей пленке после истерики. Когда ребенок успокоится, обсудите с ним, что произошло. Расскажите о своих чувствах во время скандала: как вам было стыдно, неприятно, но вы рады, что он, наконец, смог взять себя в руки. Объясните, что таким способом он не сможет добиться желаемого результата. Когда вы оба остынете, обязательно помиритесь. Для малыша этот нехитрый ритуал означает переход к новому, спокойному состоянию.

А потом как-нибудь попробуйте проиграть разные формы поведения с игрушечными человечками – сначала пусть малыш «озвучивает» игрушку-ребенка, а вы – маму, а потом поменяйтесь местами. В игре покажите, к чему приводит то или иное поведение, и на наглядном примере малыш сам сделает соответствующие выводы.

Инесса СМЫК

По материалам журнала «Домашний очаг»

Влияние на организм

Неврастения – только выраженное нарушение эмоциональных проявлений, и не затрагивает интеллектуальные способности, не влияет на личностные показатели. 

Этапы формирования заболевания:

  1. Несоответствие внутренних возможностей ребенка требованиям окружающих.
  2. Нарастание внутреннего конфликта.
  3. Депривация – невозможность удовлетворить собственные потребности из-за стремления угодить другим.
  4. Стрессовые ощущения.
  5. Нервно-психическое напряжение.
  6. Истощение психофизиологических ресурсов.

Любой вид невроза нуждается в лечении. Чем раньше оно будет начато, тем большая вероятность избежать осложнений и вернуться к нормальной жизни.

Занятия с психотерапевтом, безусловно, дают положительный результат. Однако два-три сеанса терапии – это ничтожно мало.

Эффект будет гораздо заметнее, если к процессу подключится кто-то из родителей. Домашние занятия с родными людьми способствуют положительной динамике. О проблеме необходимо сообщить воспитателю или учителям, чтобы и они присоединились к процессу реабилитации ребенка.

Формы и виды проявления агрессии

Среди основных видов агрессивных реакций, которые чаще всего можно встретить в современной младшей школе, можно выделить: физическую и вербальную агрессию, обидные прозвища, порча другого имущества, лишение денег, косвенную агрессию, аутоагрессию, последняя часто, как показывают исследования, возникает из-за чувства вины у ребенка.

Согласно мнению Г. Парена, можно выделить две формы проявления агрессии: инструментальную (недеструктивную) и враждебную (деструктивную). И если инструментальная агрессия носит позитивную направленность, поскольку направлена на достижение цели и удовлетворение желания, является способностью к адаптации и сменяется конструктивными способами достижения цели, возбуждает ребенка к здоровой конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов, способствует развитию познания и способности полагаться на самого себя, то деструктивная агрессия носит негативную направленность, поскольку в основе ее лежит желание причинить оппоненту вред и получить от этого эмоциональное удовлетворение.

Результатом деструктивной агрессии является конфликты, снижение адаптивных возможностей ребенка, снижение вербального общения, настороженность и враждебное отношение к окружающим.

Проанализировав ряд научных источников по данной проблеме, следует отметить, что исследователи выделяют также еще один вид агрессии младшего школьника – реактивную агрессию, проявление которой наблюдается в ситуации защиты своих интересов, удовлетворения своих потребностей или желаний.

Агрессию и агрессивное поведение можно заметить, ведь это поведение ребенка, на которое постоянно обращают внимание родители и учителя и сами дети, пытаясь жаловаться классному руководителю на агрессивное поведение одноклассника, или проявлять агрессию в ответ, или просто избегать агрессора. Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте проявляется в вспышках раздражительности, непослушания, гиперактивности, детской жестокости, вспышках гнева, ярости, лживости, жалобах на других

Как показывают исследования последних лет, проявлениями агрессии в младшем школьном возрасте является:

1) агрессия как крайняя мера для удовлетворения своих потребностей, возможность привлечь внимание к себе взрослых. Это встречается в семьях, в воспитании придерживаются абсолютно противоположных стилей от гипер — до гипопротекции или при уменьшении внимания взрослого к ребенку;. 2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);

2) агрессия как усвоена на примерах поведение (агрессивное поведение родителей, влияние кинофильмов и прочее);

3) агрессия как неумение, неспособность блокировать негативные эмоции;

4) агрессия как качество личности;

5) агрессия как проявления гнева, злости, недовольства, протеста.

Можно выделить еще одно ее проявление – агрессия как самозащита и компенсация утраченного физического или психологического состояния.

Но взрослых больше всего волнует именно агрессия, которая причинила физический вред другому ребенку, а причины ее возникновения и психологический вред остается без внимания учителей и родителей. Психологическая сущность агрессивного поведения является вредной для обеих сторон участников конфликта. Если для агрессора это – отрицательное формирование самоуверенности в собственных силах (сильный всегда прав), то для жертвы – формирование ряда негативных эмоциональных состояний и реакций: страдания, страха, гнева, которые толкают ребенка на активные действия, направленные на устранение причины страдания.

Анализ литературы позволяет нам указать, что страдающий ребенок склонен к самодепривации и фрустрации, а это в свою очередь приводит к формированию определенного типа поведения: подавленно-агрессивного, пассивно-агрессивного, активно-агрессивного.

В рамках теории Е. Берна рассматриваются и определенные агрессивные стратегии, которые развивают агрессивное мышление, поскольку агрессор получает удовольствие от физического или психического доминирования над другими, получает контроль над ситуацией и провоцирует появление различных форм манипуляции другими, контроля над жертвой. Агрессивное мышление ориентировано на получение удовольствия от агрессивных проявлений и самозащиты.

Агрессия у младших школьников 7-11 лет проявляется в демонстрации силы, неповиновении требованиям старшего, доминировании интеллектуального, физического, материального типа, что вызывает манипулирования другими.

Я сам!!!

Истерика может выражать протест против чрезмерной опеки и желание быть самостоятельным. Часто такое бывает при авторитарном стиле воспитания. Вспомните, как вы общаетесь с малышом в поликлинике, в парке, дома. Можно даже записать себя на диктофон. Если малыш по большей части слышит от вас: «Нельзя!», «Туда не ходи!», «Не трогай!», «Не смей!», «Перестань!», то ничего удивительного в том, что он пытается отстоять право на самостоятельность

Ребенку очень важно чувствовать уважение родителей, признание его способностей. Попробуйте прислушаться к своему чаду, расширить сферу его деятельности, дать ему больше свободы, и, возможно, проблема истерик постепенно исчезнет из вашей жизни

А мы, между тем, продолжаем перематывать нашу видеопленку.

Выясняем причины

Когда ребенок полностью успокоится, нужно спокойно и на равных обсудить с ним произошедшее. Не ругая, обвиняя или угрожая – ведь малыш капризничал по причине того, что его нервной системе и так плохо, – а пытаясь выяснить, что вызвало «бунт на корабле».

Что может вызвать истерики?

Физические страдания. Малыш устал, хочет кушать, спать, перевозбужден, у него что-то болит. Сам он сформулировать это пока не может, а нервная система ищет способ разгрузиться.
Дефицит внимания. Например, с крохой мало играют и общаются (родители заняты на работе или по дому), он чувствует себя ненужным, нелюбимым и заброшенным
Такое может случиться и после болезни, если во время недуга ему уделялось максимальное внимание, все прыгали перед ним «на задних лапках», стараясь исполнить любую прихоть, лишь бы ему было легче. И теперь он хочет «продолжения банкета».
Желание манипулировать старшими
Это прямое проявление кризиса первого года жизни. Малыш стремится завоевать уважение, заставить взрослых слушаться себя, прощупать границы дозволенного. А порой злоупотребление вниманием взрослых вызвано у крохи чрезмерным проявлением любви окружающих к нему.
Бунт против чрезмерной опеки

Малышу в этом возрасте важно утвердиться как самостоятельной личности. А когда ему постоянно «связывают руки» тотальными запретами, это вызывает естественную реакцию – делать назло.
Желание добиться чего-то очень важного, в чем родители отказывают по причинам, которые ребенку пока трудно понять (не покупают игрушку или сладость, не пускают гулять и т

д.).
Нервная обстановка в семье: постоянные скандалы, крики, слезы, возможно, даже насилие. В таком случае нервная система малыша постоянно испытывает колоссальные нагрузки. Весь мир кажется ему злобным, настроенным против него – такого ненужного и бедного. А лучшая защита, как известно, это нападение, доступная форма которого для маленького ребенка – истерика. На самом же деле это сигнал «SOS!».

Капризный стул и Злюка-Капризка

Если дело происходит дома, посадите юного скандалиста на стул со словами:

«Хочешь капризничать – капризничай на этом капризном стуле. А когда ты перестанешь плакать, возвращайся, и мы будем играть». После этого выйдите из комнаты или, если такой возможности нет, сделайте вид, что вы не замечаете его слез. Таким образом ребенок поймет, что капризами и истериками он не может воздействовать на родителей.

Можно представить каприз как нечто чуждое ребенку:

«Ой, смотри, какая к тебе Злюка-Капризка прилетела! Вон, на плече сидит. Давай ее прогоним. Может, водой смоем или в мешок посадим? А может быть, ты ее нарисуешь?»

Что и говорить, истерики любимого чада на улице, при всем честном народе – испытание не из легких. Родители очень зависимы от мнения окружающих: что люди скажут. Однако во время публичного скандала постарайтесь не обращать внимания на непрошеных советчиков.

Кто сказал, что они могут воспитывать детей лучше, чем вы?

Когда нужна помощь психолога

В некоторых ситуациях вашему ребенку может понадобиться дополнительная помощь. Келли отмечает несколько признаков того, что без психолога не обойтись: если вы видите, что ребенок сильно переживает, ему трудно ходить в школу или он не может уснуть по ночам из-за того, что встревожен.

— Если ребенок отказывается делать то, что он обычно делал, или то, что прежде не вызывало трудностей, — говорит Линн Буфка, — то что-то идет не так.

Возможно, ребенок столкнулся с буллингом, или он перегружен учебой и нуждается в дополнительной работе с психологом.

Буфка говорит, что в некоторых случаях волнение из-за учебы может перерасти в отказ от занятий, когда дети не хотят посещать уроки. Поэтому лучше вовремя обратиться к профессионалу.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Профилактика истерик

Вот то, что поможет ребёнку быть более спокойным:

Распорядок дня, режим. Сон, еда, прогулки, игры – всему своё время. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности.

Твёрдость со стороны родителей. Если истерики не влияют на решения родителей, они вскоре прекратятся ввиду их бесполезности.

Нет – излишней строгости. Есть ли в запрете необходимость? Не нужно запрещать просто ради принципа. Иначе ребёнку будет казаться, что всё, что ему нравится – нельзя. И тогда будет бунт.

Подготовка к изменениям. У ребёнка первый день в саду? Готовьте его заранее, как и к любым другим стрессовым ситуациям. Так ему будет легче их пережить.

Определённая свобода выбора

Если ребёнок уже требует автономности, пусть выбирает! Например, между кашей и хлопьями, это научит его принимать решения и отвечать за них.

Внимание и забота. Старайтесь быть в курсе всех переживаний малыша с самого раннего возраста, общайтесь с ним, уделяйте ему время, проявляйте любовь, и у него не будет необходимости в истериках

Но не впадайте в гиперопеку!

Итак, истерики у дошкольников – явление нормальное, но требующее много терпения и твёрдости. Если вы не в силах справиться с ситуацией, не пускайте ситуацию на самотёк: обратитесь к детскому психологу!

Можно ли злиться на своего ребёнка?

Не все дети растут ангелами. Многие из них часто выводят родителей из себя. Даже в семье, где растёт очень послушный ребёнок, иногда возникает ситуация, при которой родителям очень трудно сдерживать себя. Мама и папа злятся на своё чадо и одновременно на себя, потому что понимают, что это неправильно. Хотя ничего не могут поделать с разбушевавшимися эмоциями. Конечно, злиться на ребёнка нельзя, потому что иначе вы можете нанести ему душевную травму, с которой ему придётся жить всю жизнь. Кроме того, вы можете не совладать с эмоциями и ударить сына или дочь. В этом случае, к моральным страданиям прибавятся физические.

Обратитесь за помощью к учителю

— Я удивлена, как неохотно родители разговаривают с учителями, — говорит Макки. — Они не хотят их лишний раз беспокоить, и не готовы признаваться, что у ребенка есть какие-то проблемы.

Но по ее словам, учителя не раз говорили, что им нравится, когда семьи обращаются к ним за советом. 

Педагоги тратят много времени, пытаясь узнать получше каждого из учеников. Если вы расскажете им, что ваш ребенок волнуется из-за учебы, вы сэкономите им время. В конце концов, родители лучше всех знают своих детей.

Возможно, ваш ребенок стесняется отвечать у доски или боится совершить ошибку — сообщите об этом учителю. Он может использовать эту информацию, чтобы поддержать своего ученика. Также вы можете предупредить детей, что встретились с их педагогом, чтобы они меньше беспокоились и знали, что взрослые на их стороне. <…>

Подросток не учится и лежит на диване. Но это не значит, что вы должны кормить его с ложки

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: