В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы
— Люди, которым неприятны дети, пугают роды, наверняка были во все времена. Как же они существовали до эпохи сексуальной революции?
— Окончательно бездетных женщин, которые к пятидесяти годам, то есть концу репродуктивного периода, не родили детей, еще недавно было не больше 4-6%. Причин бездетности было три: из-за здоровья, вследствие диспропорции полов (в послевоенный период), из-за осуждения обществом одинокого материнства.
Сейчас число бездетных в России, в более молодых поколениях, достигает 12-14%. Бездетные — не только люди, физически не способные родить, или те, у кого не сложилась супружеская жизнь, а быть матерями-одиночками они не хотят. Число бездетных пополнили именно чайлдфри, принципиально отказывающиеся от материнства.
А вот подсчитать, сколько чайлдфри было даже столетие назад, довольно трудно. Может быть, и раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Крайние. Можно было уйти в монастырь, например. Можно было остаться старой девой, но и это не каждая могла себе позволить. Во-первых, решение выходить замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без мужчины было практически нельзя, физически невозможно.
Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужны были всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России часто рождались, но и умирали не только из-за плохой медицины. Увы, их фактически убивали собственные матери или родители. По оценкам демографов, был велик процент детской смертности из-за недосмотра. Например, часто у дворян были любовницы-крестьянки, которые рожали от них детей. Байстрюки во многих случаях никому не были нужны, за ними не смотрели, их недостаточно кормили, и они гибли.
Все эти истории с «недосмотрела», «заспала» и так далее прекрасно описаны в классической литературе у Ивана Бунина, Глеба Успенского, Льва Толстого. Российский демограф Вишневский собирал подобные сюжеты. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Говорить о золотом веке, в котором рожали столько, сколько Бог даст, всех растили и выводили в люди — большое преувеличение. Нужно понимать, не только времена были суровые, люди были суровы.
Феномен чайлдфри
Как люди принимают решение не рожать детей, что получает от государства и общества женщина, которая стала матерью, был ли когда-нибудь «золотой век, в котором все рожали», какие бывают чайлдфри и можно ли как-то повлиять на это решение, рассказывает доцент Института демографии, социолог, преподаватель ВШЭ Ольга Исупова.
— Давно ли феномен чайлдфри попал в поле зрения социологов?
Ольга Исупова
— Впервые о нем заговорили в начале 70-х годов. В 1978 году канадский социолог Джин Виверс опубликовала книгу «Childless by choice» («Бездетные по выбору»), проведя исследование большого числа молодых супружеских пар. Феномен чайлдфри, по ее мнению, стал следствием самых разных молодежных движений шестидесятых, в том числе интеллектуальных. Их объединяла идея выбора, включая выбор в вещах, которые никогда ранее человек просто не определял: например, иметь или не иметь детей.
— В Канаде случился демографический кризис, поэтому именно там социологи заинтересовались чайлдфри?
— Вовсе нет. Чайлдфри с шестидесятых годов было большой и мощной волной в Европе и Америке, так же, как «новое родительство», которое подразумевало осознанность этого выбора, или феминистское движение, рассматривающее материнство в качестве формы эксплуатации женщины.
Радикалистка Суламифь Файерстоун была страшно популярна в те годы. Она призывала женщин воздерживаться от деторождения и совершить революцию, но не в средствах производства, а в средствах воспроизводства.
Файерстоун была убеждена: деторождение — форма порабощения женщины, в результате чего вся ее жизнь подчинена ребенку, а она сама лишена возможности заниматься чем-то еще. Тогда же стало популярно отношение к беременности и родам как во всех смыслах слишком тяжкой ноше, которая также лишает женщину выбора. Ребенка придется растить, женщина неизбежно будет ущемлять себя в удовольствиях, заработке, карьере. В таком контексте идеи чайлдфри и расцветали.
Думаю, социологи обратили внимание на чайлдфри из-за большой популярности этой философии у широкого круга людей, которые были увлечены и вовлечены в движение. В 80-е годы, правда, многие из этих людей вернулись к мысли, что материнство все-таки может быть выбором женщины
Но организовывать его необходимо иначе. Никто не должен заставлять становиться матерью, говорить о долге, обязанности, судьбе и предназначении от природы.
— Последние требования возникали не на пустом месте?
— Социально материнство было устроено так, что требовало от женщины слишком многого. В некоторых культурах предполагало тотальный отказ от всего остального и полное вложение в материнство. Логика сторонников чайлдфри исходила из того, что, раз можно отказаться от благ и радостей мира, ради материнства или чего-то еще, значит, и от материнства женщина имеет право отказаться.
Виверс была человеком, который решил социологически исследовать конкретный случай и всесторонне изучить позицию тех, кто сознательно отказывается от родительства.
«Словно в оковы закована»
С Эльзой мы встречались всего несколько раз, но каждая встреча была, без преувеличения, незабываемой. Довольно-таки эксцентрично одетая, гораздо больше любопытства она все-таки вызывала своими взглядами на жизнь. Хотя, конечно, сиреневый вязаный шарфик смотрелся на ней весьма нелепо в палящих лучах июньского солнца. В первую нашу встречу она рассказывала о том, как с помощью медитации смогла заглянуть за пределы солнечной системы. И даже почувствовала, чем именно пахнет в безвоздушном межгалактическом пространстве. А теперь она хочет искусственно воссоздать «запах космоса, запах звезд». Скажете, чудачка не от мира сего? Вовсе нет. Эльза работает программистом в одной очень серьезной государственной компании, с работой вполне справляется, начальство довольно. У нее есть постоянный бойфренд, тоже программист, весьма симпатичный парень, который увлекается электронной музыкой.
Но конечно, по степени углубленности в себя Эльзе нет равных. Она часто переспрашивает, когда к ней обращаются, вечно задумчивая, вечно «в себе», постоянно будто ведет какой-то внутренний диалог. Обычная жизнь, по ее собственному признанию, проходит у нее как во сне. Горячий кофе в чашке успевает превратиться в прохладительный напиток, пока Эльза рассказывает о своем новом «открытии». Обычные общечеловеческие вопросы вводят ее в ступор: она не знает, сколько стоит молоко в магазине, она не представляет, как платить за воду, ее не мучает вопрос, верен ли ей бойфренд — он просто рядом, он ее не напрягает и этого вполне достаточно. Ну какие уж тут дети, о чем вы говорите. Она абсолютно не представляет, что с ними делать.
Звуковичкам вообще зачастую не свойственно задумываться о детях. А если они и становятся мамами, то нередко это происходит скорее случайно, чем осознанно. Елена Блаватская, увлеченная оккультизмом, эзотерикой, восточными философиями и мириадами миров в своей голове, совершенно не думала о таких незначительных частностях, как продолжение своего отдельно взятого рода. Далека от мыслей о потомстве была и английская писательница Виржиния Вульф, спасавшаяся от преследовавших ее всю жизнь депрессий с помощью своих рукописей. А уж сколько несостоявшихся звуковых мам отказалось от мирских радостей и житейского счастья, отдав себя в вечные невесты Бога! Благодать и духовное слияние с Небесным Отцом для них оказались на порядок важнее радости материнства.
Уретральная звуковичка Земфира, наверное, еще может стать матерью, но пока ей не до детей. Ее ведет по жизни всепоглощающий звук — целая вселенная смыслов, идей, мыслей и внутренних противоречий, просто не оставляющая места для маленьких беспомощных существ, которые пищат, кричат и практически круглосуточно требуют еды и внимания. Ведь это настоящая мука для звуковика, а уж какая чудовищная трата времени!
Истинные дети звуковых родителей — это идеи, гипотезы, открытия, философия, религия. Именно они занимают в душах звуковиков то место, которое обычно отводят детям люди с более развитыми родительскими инстинктами.
Есть и те звуковики, которые объясняют свой отказ от детей тем, что не хотят брать на себя ответственность и обрекать еще одно живое существо на страдание, приводя его в этот мир. Мир для них именно страдание, эту проекцию они делают и на все окружающее.
«Когда-нибудь»
Вита формально не относится к «чайлдфри». Ей 35 лет, она работает в крупной юридической фирме и вполне успешна в своей работе. Однако в вопросе деторождения у нее до сих пор нет ясности. С одной стороны, она ощущает давление общества и особенно близких друзей и родителей. «Вита, ну когда уже ты подаришь нам внука или внучку?» — каждый раз «заводит шарманку» мама, когда Вита приезжает в гости на выходные.
С другой стороны, у нее совершенно нет желания портить фигуру, бросать работу, фитнес, ночные клубы и насыщенные адреналином отношения с мужчинами. А именно к таким последствиям приведет рождение ребенка, она в этом уверена. В итоге Вита придумала себе удобную «отмазку»: время для детей еще не пришло. «Не сейчас, сначала я должна стать начальником отдела», — говорит она маме. «Когда-нибудь, конечно, рожу, вот только встречу подходящего отца для ребенка», — отвечает прилипчивым подружкам, которые уже успели обзавестись потомством. «С детьми потом разберемся, давай пока для себя поживем, убедимся, что подходим друг другу», — убеждает очередного бойфренда с серьезными намерениями.
Проблема в том, что это «когда-нибудь» все не наступает и может не наступить никогда, потому что кожно-зрительная Вита на самом деле совсем не хочет иметь ребенка. Ей больше нравится самой оставаться ребенком — капризным и избалованным, хорошенькой великовозрастной куколкой, которая не хочет превращаться из девушки, которую «хотят все», в целлюлитную тетку с растяжками и лишним весом (что непременно, по ее мнению, произойдет, стоит ей забеременеть и родить ребенка).
Конечно, многие кожно-зрительные женщины сегодня стремятся все же доказать, что они «настоящие женщины» и рожают, но тех, кто, занимаясь искренним самообманом, откладывает деторождение «на потом», все еще очень много.
Достаточно вспомнить красотку Мерилин Монро, покинувшую этот мир в 36 лет. Она откладывала ребенка «на потом», будучи по сути своей чайлдфри. В третьем браке ей удалось забеременеть, но беременность оказалась внематочной. Предпринять еще одну попытку она так и «не успела». Камерон Диас, которой сегодня 41, не утверждает, что никогда не станет матерью, но тем не менее постоянно намекает на то, что все ее сегодняшние достижения стали возможными в том числе и потому, что она не обременена детьми. Всеми любимая Патрисия Каас тоже долго откладывала рождение ребенка «на потом». Теперь, когда не за горами 50-летний юбилей, уже, пожалуй, ясно, что «потом» не наступит. И вместо ребенка Патрисия довольствуется любимой собачкой.
Самая эффектная киноблондинка советских лет Ирина Мирошниченко сегодня с грустью признает, что возражала против рождения ребенка, когда об этом просил ее третий муж. Тогда ей казалось, что рожать рано, что она еще успеет. «Уйдешь в декрет — останешься без ролей». Сегодня пожилая актриса «с ролями» жалеет о том, что отказывалась от рождения ребенка из карьерных соображений…
Что может заставить убежденную кожно-зрительную чайлдфри все-таки решиться на рождение ребенка? Пожалуй, только одно — желание покорить очередную вершину, которую нельзя покорить другими методами. Примерно так и случилось со знаменитой голливудской красоткой Евой Мендес, которая ждет ребенка от не менее знаменитого бойфренда. И это в сорок-то лет, после вызывающих высказываний в СМИ, что дети не для нее, что она больше любит сон и спокойную жизнь. «Куда ни посмотришь, все нянчат детей, и, глядя на это, я сказала себе: у меня такого не будет. В жизни много других, более прекрасных занятий», — заявляла Мендес до того, как забеременела.
Что ж, женщинам, которые не относят себя к чайлдфри, но при этом делают все, чтобы не родить, природой отмерено не так уж много времени, чтобы передумать. Мужчинам в этом плане проще. Они могут пересмотреть свои убеждения даже в глубокой старости и успеть-таки впрыгнуть в стремительно уходящий поезд под названием «отцовство».
Анорексия
Подростки с анорексией могут идти на крайние меры, чтобы избежать употребления пищи и контролировать количество и состав продуктов, которые они едят. Они могут стать предельно худыми и все же говорить о «лишнем весе». Они продолжают соблюдать диету даже при чрезвычайно низком весе, потому что имеют искаженное представление образа своего тела.
Признаки анорексии могут включать:
- искаженное представление о своем весе, размере или форме,
- приемы пищи в тайне / неспособность есть в присутствии других,
- озабоченность едой,
- избегание определенных продуктов,
- навязчивый подсчёт калорий и / или граммов жира в рационе,
- отрицание чувства голода,
- разработка ритуалов вокруг приготовления пищи и ее употребления,
- социальная изоляция,
- выраженные эмоциональные изменения, такие как раздражительность, депрессия и беспокойство.
Физические признаки анорексии включают быструю или чрезмерную потерю веса, ощущение холода, усталости и слабости, истончение волос, отсутствие менструальных циклов у женщин, головокружение или обмороки.
Подростки с анорексией часто ограничивают себя не только в употреблении пищи, но и в отношениях, социальной деятельности и получении приятных переживаний.
Внешние факторы
Многие подростки говорят, что непринятие своего тела начинается с насмешек или даже травли со стороны сверстников по поводу внешнего вида. Независимо от того, происходит ли это под видом невинного прозвища в семье или в случае жестокого преследования со стороны сверстников, чувство стыда является мощным фактором, способствующим развитию у подростка расстройства пищевого поведения. В частности, разговоры вокруг темы «жира» и обсуждений тела в негативном контексте, часто приводит молодых женщин к пищевым расстройствам.
Семьи могут сыграть важную роль в предотвращении или прекращении подобных проблем на ранней стадии, занимая правильную позицию в таких разговорах и серьезно относясь к проблеме травли, будучи готовыми прийти ребёнку на помощь.
Сознательно бездетные
Да, чайлдфри много и среди мужчин. Ради карьеры отказался от семьи и детей Квентин Тарантино, ради личной свободы — Джордж Клуни. Но для них еще не все потеряно, впереди еще много лет, чтобы передумать.
Кстати, именно возможность передумать останавливает большинство врачей, к которым обращаются особо убежденные чайлдфри с просьбой сделать им стерилизацию/вазэктомию. На Западе такие операции не редкость среди людей, у которых уже есть дети, как правило, не меньше двух. Однако медики весьма неохотно реагируют на просьбы о стерилизации, когда они поступают от 20–30-летних молодых людей, не обремененных детьми. Кто знает, не передумает ли такой пациент годам к 40–50 и не подаст ли в суд на врача, лишившего его радости отцовства?
Впрочем, чайлдфри редко меняют свои убеждения. Их решение не обзаводиться потомством поддерживают многочисленные единомышленники, с которыми они общаются в соцсетях, в клубах по интересам, а то и в неформальных общественных организациях, которых только в США насчитывается более сорока.
Даже в России, где все еще сильны традиционные взгляды на семью и брак и к тем, кто провозглашает себя чайлдфри, отношение в обществе скорее негативное и настороженное, тем не менее появляются группы в соцсетях, где сторонники сознательной бездетности имеют возможность обмениваться взглядами и поддерживать друг друга.
Впрочем, давление социума на сознательно бездетных ослабевает на глазах. И многие мужчины и женщины уже в открытую говорят о том, что не хотят детей. Не хотят «плодить нищету», не хотят рожать «пушечное мясо» для мира, в котором не побеждены войны и насилие, не хотят жертвовать своей свободой и карьерой, не хотят впускать «чужака» в свой уютный частный мирок. Кожник думает сам о себе — и кожный век всячески это поощряет.
Парадокс ситуации в том, что даже при сегодняшней лояльности общества многие все еще делают неправильный выбор. Например, часть тех, кто проповедует бездетность, горько сожалеют об этом в старости. А кое-кто из родивших ребенка «под давлением» обнаруживает, что они никудышные родители, и всю жизнь потом тяготится своими детьми. Понять свое истинное предназначение и роль детей в своей жизни можно, только максимально глубоко поняв себя. Без всяких оговорок такую возможность сегодня предоставляет только тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».
Корректор: Галина Ржанникова
Булимия
Подростки с нервной булимией обычно «переедают и очищаются». Они могут неконтролируемо поглощать еду, что обычно сопровождается компенсаторным поведением: вызывают у себя рвоту, используют слабительные, клизмы, пытаются голодать или подвергают себя большим физическим нагрузкам.
Подростки с булимией часто остаются незамеченными из-за способности поддерживать нормальный вес тела.
Признаки булимии могут включать:
- употребление необычно большого количества пищи без видимого изменения веса,
- изнурение себя физическими упражнениями,
- периодическое голодание,
- особые привычки питания или ритуалы,
- частые посещения ванной после еды,
- неправильное использование слабительных, мочегонных.
Физическими признаками булимии являются: неприятный запах изо рта, боль в животе, нерегулярные или отсутствующие менструации, слабость и утомляемость.
Подростки с булимией, также, как и с анорексией, часто озабочены весом и формой тела, а восприятие образа тела часто бывает искажено. Клинический диагноз «булимия» ставится пациенту если он «очищает себя», избавляясь от съеденного, в среднем один раз в неделю в течение, по крайней мере, трех месяцев подряд.