А. приставкин «портрет отца»

Биография А. И. Приставкина

Советский и российский общественный деятель и писатель Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в октябре 1931 года в Люберцах Московской области в рабочей семье. Во время войны писатель остался сиротой – отец его был на фронте, мать умерла от туберкулеза. Будущий писатель рос в детском доме. Приставкин учился в ремесленном училище, работал на консервном заводе на. После окончания войны А. Приставкин стал принимать участие в самодеятельности. В это же время он начал писать стихи, которые вскоре были опубликованы в газете.

В 1952 году А. Приставкин успешно окончил Московский авиационный техникум, затем работал радистом, электриком, прибористом.

После службы в армии Приставкин принял решение поступать в Литературный институт имени А. М. Горького. Там он занимался на курсе Льва Ошанина. В 1959 году Приставкин окончил институт и в том же году дебютировал в качестве прозаика — в журнале «Юность» был опубликован цикл рассказов Приставкина «Военное детство».

На строительстве Братской ГЭС Приставкин стал собственным корреспондентом «Литературной газеты», параллельно работал в бригаде бетонщиков.

В этот период он написал несколько документальных повестей:

  • «Костры в тайге»;
  • «Мои современники»;
  • «Селигер Селигерович».

Замечание 1

По роману «Голубка», написанному Приставкиным в 1967 году, был снят одноименный фильм.

В период с 1970 по 1980 годы были опубликованы роман «Городок» и повести «Радиостанция Тамара», «Солдат и мальчик».

В 1981 году А. Приставкин стал преподавать в Литературном институте, а также вел семинар прозы.

Всемирная известность к А. Приставкину пришла после публикации в 1987 году в журнале «Знамя» повести «Ночевала тучка золотая». Это произведение затрагивает тему депортации ингушей и чеченцев во время войны в 1944 году. Писатель в этой повести пытался сказать откровенно о том, что пришлось пережить ему самому и что больно обожгло его сердце – этот мир не достоин существования, если он убивает детей. Повесть в 1988 году была отмечена Государственной премией СССР. Произведение было переведено на более чем тридцать языков. А в мае 1990 года по повести «Ночевала тучка золотая» вышел одноименный фильм-драма. Режиссером фильма стал Суламбек Мамилов.

В 1998 году вышла повесть А. Приставкина «Кукушата», которая в 2000 году была отмечена Общегерманской национальной премией. Романы «Рязанка», «Вагончик мой дальний», «Долина смертной тени», «Городок», повести «Кукушата», «Солдат и мальчик», документальная повесть «Тихая Балтия», а также сборник «Летающая тетушка» были переведены на многие иностранные языки.

В 1991 году писатель возглавил независимое писательское движение «Апрель», которое действовало при Московской писательской организации Союза писателей. В это же время Приставкин вошел в комитет «Руки прочь от Каина» — международное движение за отмену смертной казни.

А. Приставкин на протяжении многих лет был членом жюри Международного кинофестиваля «Сталкер».

Замечание 2

Начиная с 2008 года на кинофестивале вручается Приз имени А. Приставкина.

РИСУНОК.

Саша был мой друг и жил через стену. Я приходил к Саше, когда он, приторапливаемый нянькой, лениво доедал красный вишневый кисель. Ни киселя, ни няньки у меня не было. Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шел на послеобеденный отдых. Однажды взрослые сказали, что Саша заболел опасной болезнью и что приходить к нему нельзя совсем. Приезжал врач с чемоданчиком и, выходя от соседей, качал головой: «Плохо, очень плохо». Мама Саши прижимала ладони к щекам и смотрела на меня невидящими глазами.

Мне было жаль Сашу. Я пробирался на кухню и слушал, как за дощатой перегородкой с коричневыми обоями раздавался надрывный кашель. Однажды я нарисовал на листе бумаги солнце, траву и себя: кружочек головы, палочка туловища, а от него четыре веточки — две руки и две ноги. Потом я прошел на кухню и, прислонясь к перегородке, прошептал:

— Саша, ты болеешь?

— …Олею, — донеслось до меня.

— На, держи. Для тебя нарисовал. — Я сунул в щель листок. С той стороны листок потянули.

— …Сибо!..

Кашлять за стеной перестали. Кто-то смеялся. Ну, конечно, смеялся Саша. В темной комнате с занавешенным окном он понял по моему рисунку, что на улице солнце и теплая трава. И что мне очень хорошо гулять. Потом я услышал, как он позвал маму и потребовал карандаш. Скоро из щели высунулся белый уголок. Я побежал в свою комнату. В моем рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой: кружок головы, палочка туловища, а от нее четыре веточки… Мальчик был изображен красным карандашом, и я понял: это Саша. Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком. Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков — это значит: они держались крепко за руки — и сунул лист обратно. В тот вечер врач вышел от соседей веселый.

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Дата 17 ноября 2014 г.

Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.

Регулятивные — умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.

Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг, проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой.

-О какой войне здесь идёт речь?

-Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

3.Проверка домашнего задания

Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, — особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

5.Работа над произведением

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

— Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

— Кто главный герой рассказа?

— Как мальчик оказался в детдоме?

— Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

— Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

— Хорошо ли он поступил?

— Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

— С кем он поделился своим открытием?

— Что сказала мальчикам воспитательница?

— Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

— Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

(Обращение к эпиграфу урока)

7. Работа в группах.

Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит вопросы по тексту).

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

10. Чтение по ролям.

11.Обучающая самостоятельная работа.

— Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

— В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

— 4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Краткое описание документа:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

— Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Учеба

В 1946 году Анатолий Приставкин поступает на вечернее отделение авиационного техникума, который окончил в 1951. Все эти годы единственным лучиком света для него были книги, дававшие веру в будущее и надежду на лучшее. В это же время он начинает принимать участие в самодеятельности: читает со сцены стихи, участвует в спектаклях. Когда писатель проходил армейскую службу, он, по приказу начальства, ездил по военным частям с «Василием Теркиным». Эти выступления поднимали боевой дух солдат.

Такие представления вдохновили Приставкина на написание собственной пьесы. Затем он принялся за стихи. Вскоре несколько его произведений было опубликовано.

В 1954 году писатель возвращается из армии и поступает в Литературный институт им. Горького. Один из семинаров вел Лев Ошанин, который впервые оценил рассказы Приставкина. Затем уже В. Катаев опубликовал часть из них в «Юности». В этих произведениях автор рассказывал о своем военном детстве.

Институт писатель окончил в 1959 году, после чего был отправлен на строительство Братской ГЭС.

Детство

Приставкин Анатолий Игнатьевич родился в подмосковных Люберцах в 1931 году. Нередко он извлекал из памяти истории из своего невеселого детства. Одна из них была связана с семейной трагедией. Дед будущего писателя однажды, задолго до рождения внука, вернувшись из столицы, принялся красочно рассказывать домочадцам и соседям о забастовках в Петербурге. Это было в 1905 году. А спустя несколько дней после возвращения мужчина был арестован. Вина его заключалась лишь в желании поведать последние новости своим знакомым. Но после освобождения прозвище «революционер» прочно закрепилось за ним на долгие годы.

Еще Анатолий Приставкин всю жизнь не забывал колодки для обуви, которые так мастерски изготавливал его отец. Благодаря искусному труду родителя будущего литератора все члены семьи были сыты, одеты и обуты, что для довоенного времени было довольно редким явлением. Но вскоре умерла мать, началась война. И жизнь приобрела печальные оттенки.

Сиротство

Анатолий Приставкин лишился родителей в самом начале войны. Мать умерла в 1941 году, и почти сразу отправили на фронт отца.

Мальчику была уготована тяжелая судьба беспризорника. Он стал одним из многих детей, которых война сделала сиротами. Как и прочие мальчишки, лишенные родительской опеки, он скитался по стране, его забрасывало в самые разнообразные уголки Родины. Он бывал на Урале, объездил все Подмосковье. И наконец оказался на Северном Кавказе, куда в последний годы войны были выселены беспризорники. Этому решению, которое принималось на государственном уровне, предшествовала депортация местного населения. Территория в результате стремительной операции опустела. Возможно, Анатолий Приставкин не стал бы одним из лучших писателей советского периода, если бы не имел столь печальных фактов в своей биографии.

«Летающая тетушка», Анатолий Приставкин

Не стоит забывать о том, что наш автор писал не только для взрослых. Рассмотрим самое известное его произведение для детей. «Летающая тетушка» — это сказка, но не привычная, в которой говорится о волшебных зверях, удалых молодцах и прекрасных царевнах. Приставкин рассказывает совершенно другую историю. Она о нашем мире, где люди давно разучились гулять, предпочитая передвигаться на автомобилях, да и умение плавать многим без надобности. Полеты же считаются вообще чем-то нереальным. Но если предположить, что люди когда-то спокойно могли передвигаться по воздуху, как сегодня ходить? О том, почему мы утратили эту способность, рассказывает книга Приставкина.

Произведение, совершенно детское, затрагивает очень серьезные темы, связанные с внешней и внутренней человеческой свободой.

Мальчик хотел, чтобы малышка не забыла родные лица.

Рассказчику просто нечем было занять свою сестричку.

Для определения проблемы помогут также ключевые слова из первого абзаца.

обычно в первом абзаце содержится основная мысль всего текста)

дети не одиноки

В определении проблемы вам может помочь и задание

А4. Какое из высказываний, приведенных ниже, наиболее полно содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчика можно назвать мужественным человеком»?

1. Он живет в детдоме, вдали от родных, но помнит о них.

2. Он стал сиротой, ему некуда вернуться из детдома, но он не переживает.

3. Он сохранил фотографии родных и смог выжить в детдоме.

4. Он смог в одиночку пережить горе утраты близких и сделать все, чтобы сестренка не утратила связь с окружающими людьми и веру в них.

Ответ №4, почему? ( потому что только в этом ответе сказано и о мальчике, и о его сестре, только здесь сказано, что он сумел пережить горе утраты).

проблемы текста.

1. Проблема мужества мальчика, сумевшего самому пережить горе, и поддержать в сестренке веру в людей;

2. Проблема сиротства во время Великой Отечественной войны;

3. Проблема предательства взрослых, обрекших детей на полное одиночество.

основная проблема «Война и дети».

ШУРКА.

Шурка был почти взрослый. Он жил в нашем доме и умел делать все. Он всегда что-нибудь мастерил, и крупные веснушки у его переносицы были похожи на головки медных заклепок.

Иногда Шурка вытаскивал на двор старый деревянный фотоаппарат и приказывал мне: замри — и таинственно закрывался в чулане. Потом приносил карточки и говорил мне сердито:

— Я тебя, друг, просил быть серьезным! А ты что? Расплылся, рот до ушей, вот и смазал мне все!

Но скоро Шурка женился, а потом его провожали в армию, и жена шла рядом и прижимала к груди ребенка.

Прошла война. И еще много лет. Однажды, когда я сидел на крыльце, из дому выскочил мальчик. Он волок за собой какой-то моторчик. Скоро он появился опять и притащил старый деревянный фотоаппарат. Я присмотрелся: мальчик как мальчик, только у переносицы нашлепано пяток крупных веснушек.

— Ты чей?

— Ничей. Я Шурка. С мамой к бабушке приехал в гости.

— А где отец?

— На фронте убили. Вы, дяденька, улыбайтесь, а я вас сниму. Только улыбайтесь и не разговаривайте.

Он заперся в чулане и проявлял снимки. Потом вышел и сказал мне сердито:

— Серьезные вы, дядя, вышли. Я же просил улыбаться, а вы… Вы совсем не умеете улыбаться.

И, снова повеселев, Шурка побежал с аппаратом за изгородь.

И все веснушки на его переносице были похожи на головки медных заклепок.

Личная жизнь

Портрет Приставкина Анатолия был бы неполон без описания его семьи. Писатель был дважды женат. Первый брак оказался неудачным, о нем автор старался не вспоминать и всегда говорил с неохотой. Не только с женой, но и двумя детьми, рожденными в браке, у Приставкина были проблемы. Иван и Дарья практически не общались с отцом.

Зато вторая супруга, Марина Юрьевна, по образованию журналист, смогла составить счастье писателя. Вместе они прожили 25 лет. Во втором браке родилась дочь Мария, Приставкину тогда исполнилось уже 56 лет. Ребенок появился на свет 15 октября, всего лишь на два дня раньше, чем сам Анатолий Игнатьевич. Поэтому их дни рождения всегда праздновались вместе.

Примечания

  1. 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119076942 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
  2. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.

    https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>

  3. 12 Babelio

    https://wikidata.org/Track:Q2877812″>https://wikidata.org/Track:P3630″>https://wikidata.org/Track:P3631″>

  4. Приставкина М. Как родился «Мармелажка» // Приставкин А. И. Король Монпасье Мармелажка Первый: Роман. М., 2008. С. 7-8.
  5. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 354.
  6. Центр русского языка и культуры «Русь» в Волосе отметил свой первый юбилей (неопр.) . russkiymir.ru. Дата обращения 9 мая 2020.
  7. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 330.
  8. Распоряжение Президента Российской Федерации от 7 января 2002 года № 4-рп «О поощрении»

Творческий успех

Анатолий Приставкин на долгие годы связал свою жизнь и творчество с ГЭС. Его произведения были посвящены исключительно людям, работающим там. В 1961 году Приставкина принимают в союз писателей. После этого выходят несколько его книг, посвященных сибирякам: «Записки моего современника», «Страна Лэпия», «Костры в тайге».

Когда строительство было окончено, писатель вернулся в столицу, но не обрывал связи с друзьями, обретенными в Сибири. Часто возвращался на Ангару, Богучаны, Усть-Илим. В эти годы в печати за свои произведения он был прозван «летописцем эпохи».

На все время строительства писатель совсем оставил тему военного детства. Перерыв длился почти два десятка лет. Но вот уже в 1971 году выходит повесть под названием «Солдат и мальчик». Однако опубликована она была только через 7 лет в журнале «Знамя», в редакции которого и пролежала все эти годы.

Кроме этого, Приставкин увлекся документальной прозой и быстро заслужил звание признанного мастера этого жанра. Писатель много путешествовал, посещал различные предприятия. Так, после посещения завода появился очерк «Мастера», который был опубликован в «Литературной газете» в середине 70-х.

В 1985 автор окончил роман «Вор-городок», в которой затронул новую для себя тему – работу учителей и жизнь школы. Произведение имело невероятный успех у читателей.

ДЖАФАР.

Сторожем у нас в детдоме, когда я жил в Сибири, был старик Джафар. Хотя он и стригся наголо, голова у него была, как серебряный шар. Такой он был седой. Из щек и подбородка торчали толстые белые волосы, вроде как проволока на терке, которой Джафар скоблил пол. Наверное, он был очень стар: он работал медленно и плохо. Про него говорили, что он из чеченцев. И за то, что он плохо работал, взрослые его потихоньку ругали. Мы подражали взрослым, но действовали смелей и старались вредить ему. В теплый сентябрьский день я сидел на скамеечке. Рядом сидел Джафар. Он, почти не щурясь, глядел на солнце, подставляя теплу лицо, и серая кожа на скулах, похожая на старую мешковину, вздрагивала и тряслась. Он вдруг спросил, даже не взглянув на меня:

— Ты откуда родом, мальчик?

— Из Москвы.

— А-а… Я еще дальше. У нас сейчас ох как тепло! — Он помолчал и повторил: — Тепло-о…

У меня был рубль. Я очень берег его. Но мне совсем не было жалко рубля. Я добежал до угла и купил Джафару яблоко. Он долго разглядывал яблоко, поворачивая перед глазами. Мелко надкусил и забыл про меня.

Медленно покачиваясь, он беззвучно запел, и тусклые глаза его смотрели куда-то дальше деревянного заборчика, перед которым мы сидели.

Через месяц Джафар простудился, и его отвезли в больницу. А потом нам сказали, что он умер. И толстая наша заведующая, которая кормила детдомовскими обедами всех своих родственников, пошла опознать его, но скоро вернулась и объяснила, что умерших там много и она не нашла сторожа.

— Да какая разница, — добавила она, — его, как всех безродных, похоронят в общей могиле.

И ребята пораньше легли спать в нетопленной спальне. И тут же забыли о стороже. А я плакал, закрыв голову одеялом, чтобы не слышала дежурная няня. И заснул. И мне снился теплый-теплый Кавказ и снилось, что старик Джафар угощал меня яблоками.

БУКВА «К».

У Славы Галкина не было ни отца, ни матери. Ему было девять лет, он жил в детдоме и учился в школе. Фамилия учительницы его была Галина. Всем ученикам родители давали с собой вкусные завтраки, а Славе никто не давал. И Слава иногда на уроках мечтал, что он и вовсе не Галкин, просто ошиблись где-то и поставили лишнюю букву. А фамилия у него такая же, как у его учительницы, и он Вячеслав Галин. Но фамилии ведь исправлять нельзя, и Слава только мечтал об этом и еще мечтал, что если бы все было именно так, то учительница оказалась бы его мамой и давала бы ему в школу свертки с завтраками. И Слава чуть-чуть недолюбливал букву, которая разбивала всю его мечту. И потихоньку пропускал ее. А в диктантах за ошибки ему ставили двойки. Однажды учительница очень рассердилась. Она сказала:

— Почему ты, Галкин, пропускаешь в словах букву? Никто не делает таких странных ошибок. Смотри, что ты написал: «Светило жарое солнце, и мы пошли упаться на речу». Это просто непонятно. Завтра перед уроком зайдешь ко мне.

И Слава пошел к учительнице. Та продиктовала ему диктант, прочла слова с пропущенной буквой «к». И рассердилась. А потом почему-то спросила о родителях. Велела заходить еще. Но главное, завернула ему в бумажку хороший завтрак.

Слава бежал в школу, не помня себя от радости. В перерыв он не ушел, как обычно делал, в коридор, а гордо достал свой завтрак, хотя совсем не хотел есть.

Когда учительница проверяла новый диктант, она задержалась на работе Славы. В диктанте не было ни единой ошибки. И все буквы «к» стояли на своих местах. Ошибка оказалась только в одном слове. Было подписано: «В. Галин».

Но учительница, наверное, не заметила этой ошибки и не исправила ее.

Беспризорник

Писатель Анатолий Приставкин провел военные годы в тылу – мальчику тогда только исполнилось 10 лет, но вынести и выстрадать ему пришлось немало. Отец в 1941 ушел на фронт, вскоре скончалась мать, давно болевшая туберкулезом. Все военное время Анатолий бродяжничал, затем попал в детский дом. Здесь были дети разного происхождения, многие из них были начитаны. Они по вечерам за кусочек хлеба пересказывали романы и повести, там будущий писатель познакомился со многими классическими произведениями.

За свою бытность детдомовцем Приставкин побывал в Сибири, Подмосковье и даже Северном Кавказе, в который отправляли беспризорников для заселения земель. Сирот было много, они сбивались в небольшие стайки, и таким образом выживали. С тех страшных времен у писателя долгие годы хранилась финка, подогнанная под детскую руку.

Многое, увиденное в военные годы, затем было описано в произведениях. Например, рассказ «Человеческий коридор». Во время войны Анатолия вместе с другими детьми месяц везли в Челябинск в товарняках. Когда они приехали в город, их должны были провести в столовую, но здание окружили голодные люди. Тогда один из воспитателей стал кричать, чтобы пропустили детей. И толпа действительно разошлась, образовав живой коридор, по которому и прошли беспризорники.

Работать мальчик начал уже в 12 лет, и чем он только не занимался с того времени. Но в 15 лет ему повезло – удалось устроиться в радиолабораторию, которая стала его прибежищем на долгое время.

Отзывчивый. мужественный, мудрый, терпеливый)., Маленькая, ей шесть лет, у неё крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза)

Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? (Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. (Детский дом. Холодная спальня. Морозный день. Подушки в инее, ими заткнуты окна. Мёрзли кончики пальцев. Мальчик получает маленькие листки (похоронки).

в каком мире живут дети

Что противопоставлено этому миру? ( Любовь, вера в людей, память. Прижавшись друг к другу, мы сидели и рассматривали фотографии. Нас много…)

художественные средства

Разобраться с средствами художественной выразительности текста может помочь задание 3, оно может быть сформулировано таким образом:

Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 30, передает лютую стужу в детдоме, где жил рассказчик: (прочесть предложение)

В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеемю почтальонша принесла маленький листок.

1. инверсия

2. градация

3. метафора

4. эпитет.

Почему правильный ответ №4? Что такое эпитет?

пышным инеем

Ещё какие средства использует автор?

Многоточие.

«Шли дни и месяцы… Шли месяцы и годы».

Градация ( О тёте : неплохая… хорошая… замечательная;

Фотографии. Трижды герой получает известия, написанные на маленьких листочках и каждый раз убирает по одной фотографии)

Парцелляция. (Предложения 64-67).

( 64)Смотри: и здесь Людочка. (65)И здесь. (66) И меня много. (67) Ведь нас очень много, правда?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы Людочка (не Люда), сестрёнка, конвертик.

С чего начать?

ВСТУПЛЕНИЕ.

Исповедальная проза

Анатолий Приставкин был одним из первых в советской литературе, кто начал работать в жанре так называемой исповедальной прозы, который очень быстро занял ведущее место.

Очень часто к таким произведениям ошибочно причисляют повесть «Северная история». В ней читатель может увидеть образ юноши, пытающегося найти своей место в жизни. Однако личность автора и главный герой, несмотря на то что произведение написано от первого лица, совершенно не совпадают.

В других творениях Приставкина мы видим совсем другой подход к этому вопросу. В них исповедуется действительно писатель, а не главный герой, им придуманный. Это подтверждается не только биографическими фактами, но и именами персонажей, которые были взяты им из реальной жизни. Анатолий Игнатьевич открывает перед своими читателями душу, описывая свою жизнь, семью, отношения с близкими и друзьями. К таким произведениям относятся: «Селигер Селигерович», «Сибирские новеллы», «Возделай поле свое», «От всех скорбей». Из этих отдельных текстов складывается, словно мозаика, вся жизнь автора. Итогом взросления героя-писателя стала повесть «Белый Холм». Теперь перед читателем предстает взрослый, уже поживший человек, у которого семья, двое детей, с которым никак не ладятся отношения.

Заключительное слово учителя.

Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе

Помните, что очень важно в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди

Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

4 стр., 1794 слов

Конспект «Определение проблемы текста как составная часть …

… По ходу чтения учащиеся выделяют круг проблем ПОРАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ (1)Бывает так, что вроде и семье у подростка все в порядке, не хуже, чем у других, и в школе он не из отстающих. (2)А вот связался с … план и ограниченное время». Эти два условия в нашем распоряжении. Будем придерживать схемы сочинения — рассуждения и сегодня на уроке мы научимся четко формулировать проблему, заявленную в тексте как …

РЕФЛЕКСИЯ

V . Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Дома напишите сочинение, соблюдая пункты плана, данного в памятке. Не забывайте, что каждый этап — это новый абзац. При создании собственного текста помните о критериях, по которым вас будут оценивать. В работе вы можете использовать речевые клише 6 .

Мне очень хотелось бы, чтобы учитель-экзаменатор, проверяющий вашу работу, увидел в вас человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.

Приложение 1.

ЗВЕЗДЫ.

Нас было в спальне одиннадцать человек. И у каждого из нас был на фронте отец. И при каждой похоронке, приходившей в детдом, одиннадцать маленьких сердец замирало. Но черные листки шли в другие спальни. И мы чуть-чуть радовались и начинали опять ждать отцов. Это было единственное чувство, которое не угасало за всю войну.

Мы узнали, что война окончилась. Это случилось в чистое майское утро, когда к голубому небу прилипали первые клейкие листочки. И кто-то тихо вздохнул и открыл настежь окно. И раздался непривычно громкий смех. И вдруг все мы, одиннадцать человек, поняли, что мы победили, что мы дождались отцов.

В детдоме готовили вечер, и Витька Козырев разучивал песенку:

Окна светятся весь вечер,
Как подснежники весной.
Скоро мы дождемся встречи
С нашей армией родной.

Эту песню хотели петь и другие ребята, но Козырев сказал:

— Я отца ждал дольше, чем вы. Он ушел воевать еще с белофиннами…

И мы решили, что, конечно, Витька Козырев немного единоличник, но у него хороший отец и на фотографии очень красиво снят с орденами. Поэтому пускай Витька поет.

Наступил тихий вечер. Заблестели через серую пыльцу звезды, и нам они казались звездами с солдатских пилоток — протяни лишь руку и потрогай пальцами… А что от них свет долго идет, так это просто вранье. Звезды были рядом, это мы хорошо знали в тот вечер. Появилась почтальонша, но мы уже не насторожились при ее приходе, а просто подошли к окну и спросили, кому письмо. Козыреву протянули листок. И вдруг в спальне замолчали. Но нам показалось, что кто-то закричал. Было непонятно и страшно.

«Сообщаем, что отец ваш, майор Козырев, пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года в районе Берлина».

Нас было в спальне одиннадцать человек, и десять из нас молчали. Майская прохладная ночь дышала в окно. Светились далекие звезды. И было ясно, что свет от них шел очень долго. И мы захлопнули створки окон.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: