Какая вера у осетин в северной и южной осетии

Знаменитые наёмники

История предков осетин открывает нам парадоксальное явление. Несмотря на то, что у аланов не было собственного государства, они покорили практически всю Европу, дойдя до Британских островов и даже достигнув побережья Африки. Как же это удалось сделать? Секрет в том, что аланы очень часто служили в армиях самых разных государств в качестве наёмников.

Их крайне ценили за высокие боевые умения и отвагу. Свидетельства пребывания аланов в самом центре Европы можно заметить и в наше время — по названиям рек, поселений, гор в различных местах. Кроме того, имя Алан присутствует во многих европейских языках.

Осетин северного Кавказа

Осетины — национальный состав

Среди осетин выделяются несколько субэтносов:

  • дигорцы (по одной из версий, название этого племени происходит от слова «сборище» на иронском диалекте);
  • иронцы (по мнению одних учёных, слово «ирон» в переводе с древнего иранского означает «благородный», а другие считают, что название происходит от древнеиранского слова «uira» — человек, мужчина);
  • туальцы (это слово либо образовано от имени древнего аланского князя, либо произведено от древнеиранского слова, означающего «набирать силу»);
  • кударцы (всего вероятнее, что это самоназвание связано с Кударским ущельем в Южной Осетии).

Вплоть до XIX века осетины не имели единого названия. Восточные представители этого народа называли себя иронцами, южные – туальцами, западные – дигорцами, а северные – кударцами, хотя в то же время в Южной Осетии кударцами называли только выходцев из Кударского ущелья.

Гибель Алании

«Великая замятня» позволившая русским победить в Куликовской битве, оказалась гибельной для Алании. Тамерлан пошел в поход на хана Тохтамыша, через Кавказ, в его приволжские кочевья. С огромной армией Тамерлан прошел Дербент, опрокинул авангард тохтамышевского войска и подошел с юга к Тереку. С севера к нему подошла не менее громадная армия Тохтамыша. Генеральное сражение началось 15 апреля 1395 г. Армия Тохтамыша потерпела полное поражение. Это было одно из крупнейших сражений того времени, решившее судьбу не только Тохтамыша, но и Золотой Орды, во всяком случае ее великодержавного положения. 

Тимур истреблял подданных Тохтамыша, а особенно христиан. Аланы оказались в самом центре этой резни и их едва не уничтожили полностью!

А чтобы более аланы не возрождались, Тимур увел большую часть боеспособных мужчин с собой, подарив их в Китай, для защиты границ. Где это войско хотя и было на хорошем счету, но быстро растворилось в местном населении…Оставшиеся вынужденно смешивались с аборигенами Кавказа и навсегда потеряли статус сильного царства в этом регионе.

Народные традиции

Осетинская нация всегда славилась и славится гостеприимством и семейными ценностями. С особым уважением относятся здесь к старшим по возрасту. Существуют незыблемые правила, которые никто в семье не нарушает:

  1. При входе в дом старшего по возрасту каждый осетин должен встать и поприветствовать его.
  2. При разговоре с отцом даже взрослые сыновья стоят.
  3. Хозяин не садится за стол раньше гостя.
  4. В обществе гостей большое значение придается щедрому угощению.

Если кто-то из стариков затягивал за столом песню, все должны были поддержать. Сидели долго, но ели мало, так как для осетина много есть — стыдно, и уговорить его даже голодного сесть за стол почти невозможно. Что касается народных развлечений, то петь могли раньше только мужчины, в танцах, наоборот, больше участвовали женщины. Шедевром танца до сих пор считается древний хороводный танец под названием симд, уважаемы также парные танцы, где очень много различных движений:

  • хонга-кафт с приседаниями;
  • шуточный гогыз-кафт и другие.

В старину любимым проведением свободного времени девушек были посиделки, которые проводились осенью после уборки урожая. Их было несколько видов, парни не приглашались. Собирались обычно в одном доме и в течение всей ночи веселились, пряли конопляную пряжу, пели песни, делились секретами.

В течение многих веков горцы соблюдали неписаные законы — адаты, бывшие для них своеобразным кодексом чести. Каждое горное общество имело своего старейшину, спорные вопросы решал народный суд. При грозящей какому-то роду опасности все мужчины других селений вставали на защиту. По мнению осетин, человек должен не сносить любые оскорбления, а проявлять мужской характер. В ответ на удар плетью или палкой могло последовать убийство. Оскорблением считалось и дотронуться до головного убора осетина. Шапка для горца является вещью священной и неприкосновенной.

При любом материальном положении шапка должна была соответствовать настоящему мужчине-горцу. Если последний проявлял трусость, то ему говорили, что он должен носить не шапку, а платок. Мстительность веками воспитывалась в осетинской среде, лозунг «кровь за кровь» ярко отражал идеологию строгого уклада. Сегодня кровная месть почти искоренена, но новые правовые институты приживаются с трудом.

Во время Великой Отечественной войны многие осетины показали себя настоящими героями на поле боя. Более 70 человек получили звание Героя Советского Союза. Из осетин вышли такие известные личности, как писатель Коста Хетагуров, режиссер Евгений Вахтангов, актеры Вадим и Егор Бероевы, много призеров Олимпийских игр (знаменитые борцы Андиев и Рамонов, Артур Таймазов и другие).

Одежда и национальная кухня

Осетины в большинстве темноволосы и темноглазы, цвет кожи слегка смугловатый. Встречаются среди них и голубоглазые, с каштановыми и светлыми волосами. Осетинки очень красивы. И мужчины, и женщины отличаются стройным телосложением и физической силой. Национальный костюм осетин сейчас используется редко, только по праздникам. У женщин он состоит из рубахи, корсета, светлого платья, шапочки и фаты-вуали, на груди много застежек с птицами. В мужском костюме считается обязательным наличие следующих элементов:

  • шаровар;
  • черкески;
  • бешмета;
  • ноговиц;
  • башлыка;
  • папахи;
  • узкого пояса;
  • кинжала.

У женщин самым популярным был бордовый цвет, сверху наносилась вышивка золотыми нитями. Зимой верхней одеждой мужчин была бурка — плащ без рукавов, обычно темного цвета, сшитая из войлока. Повседневная одежда состояла из бешмета, рубахи, шаровар и черкески, сшитой из бурки или холста. На голову в зимнее время надевали папаху — высокую барашковую шапку, а летом носили войлочную шляпу.

Важное место, как и везде на Кавказе, уделяется шашлыку. В давние времена рацион был скудным: хлеб чурек и молоко, но чаще вода или пиво; блюда из овсянки

Самыми излюбленными напитками национальной кухни Осетии являются квас, пиво, брага и арака. Осетинское пиво любят на северном Кавказе и в России, качество его отметили и многие иностранные туристы.

Обязательное блюдо на праздничном столе — пироги: с сыром и картошкой, с мясом, черемшой с сыром, тыквой, фасолью. Готовятся они всегда из дрожжевого теста. В традиционном мясном пироге главным считается правильно соблюсти пропорции: теста — 300 граммов, мяса — 700. Стоит отметить, что Осетия — это родина всеми любимого кефира. Готовится он здесь по-особому: в деревянной кадке или в специальном кожаном мешке.

https://youtube.com/watch?v=a2YkKo8hoFA

Центр христианства на Северном Кавказе

Северная Осетия является единственной христианской республикой на Северном Кавказе, во Владикавказе размещены епархии Российской православной церкви (РПЦ), которые объединяют верующих этого региона.

Родная религия осетин имеет свою национальную идентичность и может стать основанием для существования Православия в этой стране, которое хранит христианские ценности и наследие аланов. РПЦ во Владикавказе начинает работу над разработкой осетиноязычного богослужения, начав перевод христианских текстов на осетинский язык. Возможно, на родном языке традиции проводить православные богослужения возвратятся в древние церкви, разбросанные в горных поселениях.

Политика правительства Северной Осетии в составе Российской Федерации направлена на проповедование и упрочение православной веры среди осетин (мусульман или христиан).

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена аланов, о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в горы, туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для кавказских горцев жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и Южная Осетия не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами Закавказья.

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью Грузинской ССР.

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Генетика

Осетины — уникальная этническая группа Кавказа, говорящая на индоевропейском языке в окружении преимущественно кавказских этнолингвистических групп, к другим некавказским племенам относятся Карачаевцы и Балкарцы. Данные Y-гаплогруппы показывают, что северные осетины больше похожи на другие северокавказские группы, а южные осетины на другие южнокавказские группы, чем эти двое друг на друга. По мтДНК осетины значительно больше похожи на некоторые иранские группы, чем на кавказские. Таким образом, предполагается, что существует общее происхождение осетин от протоиранского урхеймата, за которым последовали последующие миграции, опосредованные мужчинами, от их кавказских соседей.

Государственные праздники Южной Осетии

К национальным праздникам, которые по закону считаются выходными, относятся:

  • День Конституции ― 8 апреля;
  • День защитника отечества ― 23 февраля (отмечается с 1992 года);
  • Международный женский день ― 8 марта;
  • Международный День труда ― 1 мая;
  • День Победы ― 9 мая;
  • День молодежи ― 27 июня;
  • День скорби (начало военной агрессии Грузии против Южной Осетии) ― 8 августа;
  • День независимости республики ― 20 сентября;
  • День матери ―25 ноября.

Новый год осетины, как и все народы мира, отмечают 1 января. Но более значимым праздником у них считается Старый Новый год ― «ног Бон». Он приходится на время окончания поста, и изобилие праздничных блюд служит символом благополучия семьи в течение всего наступившего года. На новогоднем столе обязательно присутствуют мясные блюда, домашнее масло и ритуальный круглый пирог «Артхурон», посвященный богу Солнца. Чтобы защитить дом от злых сил, у входа вешаются колючки. На рассвете во дворе разжигают костер, перед ним члены семьи озвучивают свои новогодние пожелания, а ряженая молодежь ходит по улицам, устраивая веселые представления.

Старинный брачный обычай

У осетин издавна развиты традиции левирата. Этот обычай позволяет вдове вступить в брак лишь с родственником покойного супруга (чаще всего — братом). На сегодняшний день принципы левирата на большей территории Осетии ушли в прошлое, однако в прошлые века они играли значительную роль в жизни осетин.

Кстати, именно левират позволил историкам строить предположения о родственности осетин и евреев, которые также придерживаются подобных обычаев. Вопрос этот спорный, однако традиция эта имела под собой вполне логичную основу.

Осетины в традиционной национальной одежде, начало XX века

Историк Ф. И. Леонтович так объяснял принципы левирата:

И. Бламберг в “Кавказской рукописи” отмечает:

Для многих европейцев осетины и сегодня остаются загадкой. Это неудивительно, ведь такой древний народ сумел сберечь многие аспекты своей богатой культуры. В наши дни осетины гармонично сочетают современные достижения и уважение к наследию предков. Потомки великих воинов гордятся своим уникальным краем, беречь который считают своим долгом.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, традиции и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Осетинский язык уникален – это единственная сохранившаяся ветвь скифо-сарматского происхождения. Он имеет два диалекта, заметно отличающихся по лексике и фонетике: иронский и дигорский. Иронский диалект преобладает, но у дигорского также имеется литературная форма, на ней издаются газеты, книги, идут спектакли в театре.

Нартский эпос – часть мирового наследия

Нартский эпос – великий памятник скифской и аланской культур, сокровище осетинского народа. В нем изложены представления об окружающем мире, а в персонажах воплощены качества народа. В сказании содержатся реальные сюжеты и детали скифского и аланского быта, их врагов и друзей.

Героические сказания эпоса проповедуют отвагу мужчин, уважение к женщине и старшим, умеренность в еде, принятие важных решений на общем совете. Только во второй половине XIX столетия нартские сказания начали записывать, до этого их хранили в памяти и исполняли народные певцы под аккомпанемент кисын-фандыра и арфы.

Национальные костюмы

Наряды в национальном стиле нечасто используются для повседневного ношения, но редкая свадьба обходится без них. Увидев этот праздник осетин на видео, зрителей поражает ее самобытность и яркость, во многом благодаря национальной одежде. Наряжаясь, невеста одевается в следующем порядке:

  1.  Рубаха – первая деталь гардероба.
  2. На рубаху надевается корсет, завязанный спереди на маленькие узлы шнуром, тесьмой. Интересно, что после того, как жених развязывает все узелки, корсет возвращается швее с подарком.
  3. Поверх корсета надевается кафтанчик – женский укороченный вариант бешмета, стягивающий фигуру выше талии плеч. Подол, ворот, борта украшены золотой вышивкой, нарядными застежками, символизирующими плодородие и являющиеся оберегами. Кафтанчик может заменяться нагрудником, закрывающим грудь и богато украшенным.
  4. Распашное спереди платье с особыми висячими рукавами надевается на кафтан. Платье украшается растительным орнаментом-оберегом, символизирующим древо жизни.
  5. Поверх платья надевается камари – пояс с пряжкой.
  6. Завершают наряд шапочка с фатой, обязательно богато украшенные.

Мужская одежда включает в себя штаны с узким пояском и рубаху. На рубаху надевается бешмет длиной примерно до колен с высоким воротником. Поверх бешмета надевают черкеску, у которой открыта грудь. Завершающей деталью является нарядный пояс. Хорошее представление о красоте костюмов можно получить, увидев осетин на фото прошлых веков.

Народные танцы и песни

Поют обычно только мужчины. Один или два солиста, чередуясь, ведут основную линию в сопровождении хора. Пение отличается особой красотой, проникновенностью, яркостью. В танцах, без которых праздники осетин трудно представить, приветствуется участие женщин.

Восхищение любителей и знатоков хореографии вызывает симд – хороводный танец, считающийся шедевром танцевального искусства. Вариантов парного танца несколько – это и плавный хонга-кафт, с приседаниями, шутливый гогыз-кафт, другие. Самозабвенно осетины танцуют характерные мужские танцы, круговые парные. Зилга-кафт – танец мужчины и женщины, передвигающихся по кругу, наряду со симдом относится к древнейшим осетинским танцам.

Ислам Осетия сегодня

На сегодняшний день мусульмане в Северной Осетии порядка 15% от общей численности населения региона, при этом самих осетин-мусульман около 30% от числа осетин, из них большинство составляют иронцы, хотя компактное расселение мусульман-дигорцев зачастую создает даже в самом регионе представление, что Ислам исповедуют в Северной Осетии лишь дигорцы.

По мнению Дзанхота-хаджи Хекилаева, бывшего муфтия Северной Осетии, доля мусульман республики от общего числа верующих составляет 40 %. Информацию муфтия подтверждают и данные статистики.

По мнению мусульманских ученых богословов, отношение к Исламу в Северной Осетии со стороны властей во все времена было непростое, даже отрицательное и враждебное. Даже в условиях сегодняшнего времени некоторые политические силы пытаются убедить общественность в том, что Ислам в Осетии имеет незначительное количество сторонников.

Для формирования этических и культурных, духовных и нравственных норм поведения народа Осетия взяла себе за ориентир Ислам, и он сыграл немаловажную роль, став тем фундаментом, который определил для осетинского народа и народов всего Северного Кавказа его духовно-нравственные устои.

Осетины в древности

Издавна национальность осетин носила различные названия. К примеру, сами себя они именовали «ирон адам», а страну, в которой жили, — «Иристон». Грузины называли их «овси», а страну, соответственно, «Овсети».

С первого тысячелетия нашей эры народ жил на Северном Кавказе, в Аланском царстве. Со временем осетин сильно потеснили монголы и войска Тамерлана, после чего их жизненный уклад очень видоизменился. Попав под влияние Грузии, они стали менять свою жизнь, а с ней и конфессиональную принадлежность. Народу довольно сложно стало жить по новым условиям и пришлось обживаться в суровых горах.

Люди, которые наблюдали за жизнью осетин со стороны, очень им сочувствовали, поскольку их страна была закрытой и недоступной внешнему миру из-за гор, окутанных льдом и снегом, а ещё из-за наличия скал и быстротечных рек. Из-за окружающей среды плодородность Осетии невелика: кроме злаков, таких как овёс, пшеница и ячмень, фактически ничего там не родится.

Осетины, религия которых с древних времён считалась христианской, сегодня только считаются таковыми из-за соблюдения Великого поста, почитания икон, вере священникам и церквам. Больше ни в чём они отношения к христианству не имеют. Раньше осетины почитали многих богов природных стихий и искали параллели между христианским пантеоном и святыми в мусульманстве. Очень часто приносили они жертвы и христианским святым, таким как Николай Угодник, Георгий Победоносец, архангел Михаил и прочим.

Мечети Северной Осетии

Самая высокогорная мечеть Северной Осетии

Восстановление закрытых во времена СССР мечетей началось в восьмидесятых годах двадцатого века. До 2015 года удалось восстановить и вновь открыть большинство из них. На сегодняшний день в республике действуют мечети во Владикавказе. Беслане, Моздоке, Эльхотово, Чиколе, Кизляре, Заманкуле, Зильги, Карджине, Бруте, Лескене, Лезгоре, Ногкау, Майском, Чермене, Дачном, Тарском, Предгорном, Хурикау, Хазнидоне.

Суннитская мечеть во Владикавказе

Визитная карточка Владикавказа — историко-архитектурный памятник, не похожий ни на одно религиозное сооружение в России, имеющая уникальный фасад и художественный профессиональный строй всей композиции всего комплекса. Мечеть строилась с 1902-1906 годы на средства Муртазы Мухтарова, по архитектурному проекту Иосифа Плошко. Прообразом послужили каирские мечети в Египте.

Мечеть Эльхотово

Интересный пример из истории ислама в Осетии – это история возрождения Исламской религии в селении Эльхотово.

Поскольку Осетия всегда имела довольно важное значение в деле завоевания Северного Кавказа, и царские власти это прекрасно понимали, со стороны правительства были предприняты решительные меры для того, чтобы упрочить свое положение в Кабарде и Осетии – в районе Татартупской долины было основано селение. Для переселенцев выделили самые богатые земли целины Северного Кавказа, которые лежали на северо-востоке долины

Новые осетинские села Заманкул и Елхто появились в 1838 году у самого входа в долину Татартуп. В Эльхотовском ауле, как его называл генерал Головин в донесении военному министерству, жили восемьдесят восемь семей осетин-мусульман, которые переселились сюда из Зилги, Карджина, Беслана и Брута. Заселение Эльхотово продолжалось и после – сюда перебрались еще сто семей, селение стало развиваться, его население занималось торговлей, животноводством и земледелием. Уже к концу девятнадцатого века в этом селении было триста дворов, здесь действовали пять мечетей, а его население составляло более двух тысяч человек.

Сход старейшин села постановил, что селение нуждается в большой каменной мечети, при которой следует открыть медресе. Одноклассная школа открылась в Эльхотово уже в 1897 году, через год после принятого на сходе решения. Здесь детей обучали светским дисциплинами, чтению Корана и основам религии Ислама.

Строительство соборной мечети в Эльхотово было закончено к 1902 году. Это был грандиозный храм, который стал самым внушительным зданием мечети по меркам того времени по всему Северному Кавказу – он славился не только своими размерами, но и богатой внутренней отделкой, строгой красотой. Здание вмещало в себя сразу тысячу человек. Сооружение было талантливо вписано строителями в местный пейзаж: для строительства и отделки применяли местный камень и материалы, строители придали зданию мечети национальные черты.

Мечеть имеет пятьдесят два дверных и оконных проема в форме арок, а две внутренние арки поражают мастерством исполнения. Очень высоким качеством отличалась внутренняя штукатурка стен. Есть информация, что в раствор для прочности добавляли яйца, которые для строительства мечети приносили жители Эльхотово, она знаменита на весь Северный Кавказ своим красивым высоким минаретом. История не сохранила имена строителей, известно только, что работали они на совесть, но совершенно бесплатно.

Специфические черты осетинской веры

Религия осетин многообразна и поэтому уникальна. Большинство жителей Южной и Северной Осетии терпимо относятся к представителям различных конфессий. Это во многом отличает их от приверженцев монотеистических верований, не признающих никаких других религий. На территории этой горной страны преобладает толерантное отношение к христианству, исламу и остальным религиям. Иногда в одной осетинской семье нет сторонников единой веры и каждый ее член придерживается разных религиозных взглядов, однако это не мешает родственникам относиться друг к другу с любовью и заботой.

На сегодняшний день основной религией Осетии является православное христианство. Именно поэтому традиционная осетинская церковь обустроена в соответствии с правилами православия. Несмотря на количественное преимущество, сторонники данного вероисповедания не считают себя выше или лучше представителей других религий. Самое главное для многих осетин – это хорошее отношение друг к другу, взаимопонимание и поддержка в сложных ситуациях. Бог при этом считается единым для всех людей, но каждый верующий идет к Нему своей собственной дорогой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: