Звуковая культура речи в средней группе детского сада

Когда нужна коррекция речи ребенка

Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.


Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.

Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.

Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.

Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.

Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект

При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

  • внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
  • артикуляционную и мимическую моторику;
  • длительность и силу выдоха;
  • произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • выделяет ли ребенок его среди других фонем.

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

  • Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
  • Подвигать челюстью в разные стороны.
  • Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
  • Выполнить упражнение «чашечка».
  • Поднимать − опускать язык.
  • Двигать им в разные стороны.
  • Изобразить лошадку.

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет

Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

  • сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
  • поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
  • поиграть на дудочке.

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно

Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков

Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других

Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:

  • составить из предложенных слов фразу/предложение;
  • кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
  • рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

  • сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
  • определить позицию звука в слове.

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему:Автоматизация звука [Ш].

Иванова Л.В., учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 7 города Рассказово Тамбовской области

«Путешествие в страну «Правильной речи».

Цель.

  • Закрепление правильного произношения звука в слогах.
  • Выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука .
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Упражнять в развитии чувства ритма.
  • Формирование интонационной выразительности речи.
  • Массаж языка. Гимнастика пальчиков и языка.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Психогимнастика.

Посмотри на эти лица (логопед показывает пиктограммы). Какие они?

Ребенок называем эмоциональное состояние человека (сердитый, грустный, радостный и т. д.). Какое у тебя настроение?

2. Я приглашаю тебя отправиться в «Страну правильной речи», чтобы
научиться красиво говорить и правильно произносить все звуки.

Мы поплывем на яхте, плавание не легкое, тебя ждут испытания на
островах. Готов? В путь.

Нужно отправить телеграмму в группу: отстучать по подражанию
удары пальцами, указательным и большим, правой и левой руки.

Молодец. Поплыли.

3. Вот и остров: «Пальчиков и языка». Параллельные движения пальцев
рук и языка.

Пошли по острову — пальцы правой руки по столу, язычок
вверх- вниз;

По ровной тропинке – ладони прижаты друг к другу, язычок лежит на
нижней губе;

Увидели дерево – пальцы веером, язык к носу поднят;

Под деревом растут грибы – ладонь под ней пальцы, язык делает
«Грибок»;

Собираем их в корзину – пальцы сплетены, язык удерживать
«Чашечкой»

Дом – крыша из пальцев, язык прижат к коренным зубам – крыша.

Сварим вкусный суп – жест одобрения, язык облизывает верхнюю
губу. Хорошо. Поплыли дальше.

Во время плавания – массаж пальцами – поглаживание, разминание
(под шум моря).

4. Остров «Обезьян»

За обезьянкой выполняем упражнения: «Вкусное варенье»,
«Гармошка», «Маляр», Массаж язычка: «Покусай, почеши, постирай»

5. Остров «Попугаев».
Повторяй за попугаем слоги, будь внимателен: ША-ША-ШО, ШИ-ШИ-
ШУ, АШ-АШ-ОШ… и т. д. Скажи, сколько бананов на пальме?
Произнеси столько же слогов (шу, ша, шо…)

6. Остров «Волшебный».

Здесь сундук. Что нужно сделать, чтобы узнать, что в нем?

Вот символы подсказки (услышать, увидеть, потрогать, понюхать).
Послушай и скажи, кто в сундуке? Голоса животных – собаки, кошки,
лошади. Ребенок достает игрушки, называет. Кто это, назови одним
словом? (Домашние животные).

Перед тобой схема, название какого животного подходит к схеме?
Найди. (КОТ).

7. Остров «Символов».

Что они означают? Здесь можно говорить — медленно, быстро, тихо, громко… Мы будем сочинять чистоговорки, ты начинать, а я заканчивать

Внимание на схемы. Ты говоришь слоги: ША-ША-ША – я продолжаю – наша Маша хороша

ШУ- ШУ- ШУ- я письмо пишу… и др.

8. Остров «Правильной речи».

Мы доплыли. Мудрая Сова – правительница острова очень рада, что ты добрался, справился со всеми заданиями.

Итог. На каких островах ты был? Что делал? Над каким звуком мы
работали?

Молодец. Мудрая Сова дарит тебе орден.

Мимическая гимнастика

Это особая часть артикуляционной гимнастики для звука Ш, тонизирующая лицевые мышцы, подготавливающая их к работе.

Мимическая гимнастика состоит из комплекса упражнений:

  1. Движение губами вправо и влево. По 5 раз в одну и другую сторону. После небольшой паузы повтор еще 4 раза.
  2. Надувание то правой, то левой щеки. Повторы 5 раз с небольшими паузами.
  3. Сдвигание бровей и надувание щек, чтобы получилось сердитое выражение лица. Повтор 4 – 5 раз.
  4. Подъем бровей, чтобы получилось удивленное лицо. Повтор 4 – 5 раз.
  5. Чередование частого моргания и медленного открывания и закрывания глаз.
  6. Изображение любых смешных рожиц.

Упражнения для развития речевого аппарата

При правильном произношении звука «ш» язык должен занимать во рту определённое положение. Он широко распластан, а кончик поднят к твёрдому небу, и образует с ним щель за верхними зубами. Боковые края языка прижимаются к верхним резцам.

Как научить ребёнка говорить букву «ш» дома — делать с ним гимнастику для язычка

Если малыш не может правильно выговаривать звук, нужна артикуляционная гимнастика. Для домашних занятий используют специальные упражнения, которые тренируют речевой аппарат. Ребёнок должен выполнять их перед зеркалом, чтобы видеть как у него получается повторять то, что показывает мама:

  • «заборчик» – малыш должен сомкнуть зубы и показать маме, какой у него получился «заборчик»;
  • «трубочка» – ребёнок вытягивает губы вперёд трубочкой, затем быстро чередует упражнение «трубочка» и «заборчик»;
  • «ленивый язычок» – язык нужно высунуть изо рта и положить на нижнюю губу, полностью при этом расслабив;
  • «ковшик» – расслабленный язычок подгибаем вверх и заводим за верхние зубы, дуем на него, при этом получается звук «ш».

Упражнения на развитие звуковой культуры речи

Все упражнения может проводить с ребенком как воспитатель в детском саду, так и логопед, а также родители.

Упражнение ” Найди звук”

Взрослый говорит, что сейчас он будет называть слова по очереди, а дети должны будут найти в них определенный звук (обычно ищут звуки с, з, ц, ж и ш – это необходимо для их дифференциации). Если услышали звук, нужно громко хлопнуть в ладоши.

Примеры слов:

  • для звука “ж” – жук, жаба, живот;
  • для звука “з” – зуб, замок, зима;
  • для звука “ц” – цапля, цыпленок, царевна;
  • для звука “ш” – шарик, шутка, шепот;
  • для звука “с” – суп, сынок, сумка.

Упражнение “Испорченный телефон”

Здесь принимают участие как взрослые, так и дети. Все садятся по кругу. Сначала взрослый говорит на ухо слово, в котором есть либо шипящий звук, либо сонорный. В конце слово произносится вслух. Если оно оказалось неверным, нужно выяснить, кто неправильно услышал слово и какой звук оказался проблемным.

Упражнение “Выполни поручение”

Ребенок и взрослый становятся друг от друга на небольшом расстоянии – примерно 5-6 метров. Взрослый говорит любую фразу с просьбой. Например, принести миску, показать зубки, улыбнуться или переложить игрушку.

При этом все слова проговариваются шепотом. Можно изменить ход упражнения, сказав шепотом не просьбу, а просто слово. И попросить ребенка повторить услышанное.

Упражнение “Подарки на День рождения”

Дети сами выбирают именинника, все остальные будут гостями. Каждый “гость” приходит в гости и произносит: “Я дарю тебе…”, но при этом не говорит, что именно дарит, а показывает это жестами и мимикой. Именинник должен отгадать, что ему подарили гости.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Конспекты логопедических занятий.

Цель: автоматизация звука ш в слогах, словах.

Задачи:

-закрепить артикуляцию и изолированное произношение звука ;

-учить произносить звук в слогах;

-упражнять в определении наличия звука в словах;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

-закрепить графический образ буквы Ш;

— развивать внимание, мышление; мелкую моторку. Оборудование: логопедическая игрушка бегемот Жужа, картинки цирковых артистов (факир, попугай, жонглер, клоун, фокусник, мыши), картинки к артикуляционным упражнениям (“чашечка”, “вкусное варенье”, “парашютик”, “лошадка”), шары с картинками, рабочий лист “Клоун”, лабиринт с ромашками

Оборудование: логопедическая игрушка бегемот Жужа, картинки цирковых артистов (факир, попугай, жонглер, клоун, фокусник, мыши), картинки к артикуляционным упражнениям (“чашечка”, “вкусное варенье”, “парашютик”, “лошадка”), шары с картинками, рабочий лист “Клоун”, лабиринт с ромашками.

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня я приглашаю тебя в цирк. Не зрителем, а в качестве помощника артистов. И первым на арену выходит бегемот Жужа. Жужа широко раскрывает рот.

2. Основная часть

. И давай, вместе с ним выполним упражнения для язычка (ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед

(“Чашечка”, “Вкусное варенье”, “Парашют”, “Лошадка”).

3. Следующий выступает укротитель змей факир. У него есть дрессированная змея. Давай пошипим, как шипит змея. Молодец. Именно звук и будет помогать тебе, быть настоящим артистом.

Факир предлагает тебе исполнить замечательный номер. Я буду произносить часть слова, а ты последний звук:

Каранда . шала . голы .

Ланды . малы . камы .

4. А сейчас выступает попугай Кеша. Он любит передразнивать.

Кеша предлагает тебе исполнить его любимый номер.

Я буду произносить слоги, а ты попробуй повторить, как это делает Кеша:

Ша-шо-шу шу-шо-ша

Шо-шу-ша шо-ша-шо

Шу-шо-ша шу-шу-ша

Ша-шу-шо шу-шо-ша

Какой звук помогал тебе сегодня выступать с настоящими артистами цирка?

Ребенок: Ш-ш-ш…

Одним из главных условий коррекции речевых недостатков является комплексное коррекционно-логопедическое воздействие. Большую роль играет участие взрослых: родителей. Именно они оказывают помощь логопеду, закрепляя полученные на занятиях знания.

Домашнее задание:

Логопед: некоторые артисты желают отправиться с тобой домой. Они будут помогать тебе, рассказывать своим близким, на каком замечательном представлении ты сегодня выступал. И они отправляются с тобой не с пустыми руками, а с очень интересными номерами.

Ребенку выдаются фишки с изображениями артистов цирка:

А в тетрадь для домашних заданий вклеивается листок с заданием, для выполнения дома вместе с взрослым.

  1. Взрослый: факир предлагает тебе исполнить замечательный

номер.

Ты произноси звук , а я остальную часть слова. Затем повтори все слово целиком.

.апка .уба .ина

.аг .ум .ило

.аль .ов .орох

Взрослый: Кеша просит тебя повторить его любимые слова.

Взрослый читает слова, выделяя звук , а ребенок повторяет: шаг, шайба, мешать, дышать, шахматы, мешок, пушок, шел, ушел, нашел, вошел, шина, машина, ушиб, шутка, мишутка, каша, шутить, ландыши.

Как ты уже знаешь, фокусник очень любит превращения.

И предлагает тебе превращать большие предметы в маленькие.

крышка- … шар — …

шапка — … шкаф — …

ухо- … кошка — …

горшок — … подушка — …

штора — … муха — …

Учим ребенка говорить звук [Ш] быстро

Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука всегда начинается с артикуляционной и дыхательной гимнастики. Это нужно для создания базы для правильного произношения.

Постановка звука

Простой способ поставить звук — это от правильного . Для этого нужно взять шпатель и попросить ребенка произносить «СА-СА-СА», в это время инструментом нужно поднимать язык.

Можно попробовать действовать по подражанию. Подносят указательный палец к губам и говорят: «когда мама спит, малыш говорит «тихо, тихо тшшшшш».

После вызывания изолированного звука ребенку показывают символ «шипящий гусь», который будет обозначать новое звучание.

Автоматизация

Индивидуальное занятие по автоматизации звука проводят с использованием разного материала. Можно добавить игры-ходилки, паззлы и другие интересные тренажеры. Все это позволит разнообразить урок.

Важно! Полезно совмещать автоматизацию вместе с физическими упражнениями. Например, с прыжками или активными играми — чехарда, мячик и другие

Последовательность автоматизации нельзя нарушать — прямые слоги, обратные слоги, слова, словосочетания, предложения, стихи и скороговорки.

Занятие по дифференциации звуков и

Важный этап исправления звукопроизношения — это разделение схожих звуков. Для этого обязательно используют символы звуков. Для свистящих — это «насос» или «чайник».

Каждое слово тоже можно обозначить символом — это облегчит процесс запоминания

Занятие по дифференциации звуков — проводят на основе разного материала. Ребенка можно попросить повторять разные слоговые дорожки: СА-СА-ША, ША-СА-ША, ША-ША-СА и т.д. Взрослый может называть начало слово и предлагать малышу самому вставлять правильный звук: ма…ина, …ина, ….апка и т.п.

Постановка и автоматизация правильного звука может занимать много времени, но это лучше делать в дошкольном возрасте. В этом случае дефект будет легко исправить. Произнести правильно звук малыш сможет быстро при условии постоянных занятий.

Способствование развитию речи у детей

Чтобы речь у ребенка развивалась правильно, в соответствии с возрастом, родители, консультируясь с логопедом, должны проводить следующую работу:

сформировать благоприятную среду общения, говорить четко и грамотно, не коверкать слова;
объяснять ребенку все свои действия (это важно для быстрого усвоения понятий);
постепенно обобщать понятия, формировать смысловые связи;
показывать манипуляции с различными предметами, просить их повторить с проговариванием своих действий;
играть с ребенком, читать с ним.

Постановка звука Ш осуществляется поэтапно, необходима для формирования красивой и четкой речи. Занятия проводятся не только у логопеда, но и дома. Для быстрого достижения положительного результата рекомендуется работать с ребенком 2 – 3 раза в день.

Сказка про букву Ш

Как Мыша шалил

Мышонок Мыша был страшным шалуном. Собирается, например, его папа куда-нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам: ищет свои шлепанцы, штаны, шарф и шляпу, а их нигде нет.

— Мыша! Где мои вещи?! — грозно спрашивает папа. — Я их съел… Нечаянно… — Как съел? Ах ты шалопай! — Ну что ты шумишь? — заступается мама. — Он же пошутил. — А шапку в прошлом году съел тоже в шутку?!

Или залезет Мыша за ширму и шуршит там: шур-шур-шур…

— Кошка!!! — визжит мама, и они вместе с папой шарахаются под шкаф.

Или привяжет шпагат к шлангу и тянет его через всю комнату.

— Змея…— шепчет папа и вместе с мамой падает в обморок. — Это не жизнь, а кошмар!— возмущается папа. — Мы в свое время так не шалили.

(Г. Юдин)

Ребенок не выговаривает звук [Ш]

Группа шипящих звуков устойчиво входит в речь к четырем годам. До этого времени отсутствие или искажение считается условной нормой. Не всегда родители могут заметить, что что-то не так.

Занятия можно проводить как у логопеда, так и дома

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука . Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на .

Если малышу будет удаваться произносить задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное или звонкое южнорусское .

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед. Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой

Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять на . В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Физиологические факторы

Ребенка можно легко разговорить, но не всегда он правильно произносит все звуки. С шипящими проблемы могут возникать из-за укороченной подъязычной связки.

Иногда проблемы возникают из-за разросшихся аденоидов. В таком случае у дошкольника отмечаются проблемы с дыханием.

В тяжелых случаях ребенок совсем не может дышать носом и приоткрывает рот

Проговаривать неправильно звуки малыш может из-за минимальной мозговой дисфункции. В таком случае отмечаются проблемы с поднятием кончика языка, переключения с позы на позу затруднено.

Когда обращаться к логопеду

Дома можно заниматься с детьми в случае легких нарушения. Например, если нет проблем со словарем и лексико-грамматическим строем речи. В таком случае родители могут проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Помощь логопеда требуется в случае общего недоразвития речи и дизартрии. При таких нарушениях не существует быстрых способов исправить звукопроизношение.

Выявить такие проблемы легко. При первом диагнозе у ребенка отмечается бедность словаря, он может неправильно связывать слова и затрудняться осуществлять словообразование.

Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада

При дизартрии нарушается иннервация мышц. В таком случае дошкольнику тяжело проговаривать схожие звуки, у него слабое дыхание и у него гипертонус или гипотонус мышц артикуляционного аппарата.

Важно! При любой проблеме родители являются непосредственными участниками коррекционного процесса. При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская

При дизартрии и общем недоразвитии речи нужна не только педагогическая помощь, но и медицинская.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: