Литературные приемы
Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.
Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления
Былины как жанр народного творчества, особенности изучения былин
Кратко:
Былина — жанр русских народных героических поэм о подвигах богатырей во имя родины и торжества справедливости. Например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула Селянинович» и др.
По содержанию различают былины богатырские (о воинских подвигах Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.) и историко-бытовые (о жизни народных героев — Святогоре, Садко, Василии Буслаеве и т.п.). В былинах поэтически слиты мир реальный — Древняя Русь IX — XIII вв. (Киев, Новгород, Чернигов и т.д.) — и фантастический вымысел (Садко попадает к морскому царю, Соловей-разбойник посвистом губит все вокруг).
Сложены былины особым былинным (напевным) стихом без рифмы с тремя или двумя ударениями.
К художественным особенностям былин следует отнести замедленное действие, «общие места» (повторяющиеся описания), повторы, постоянные эпитеты и проч.
Былины послужили источником многочисленных литературных стилизаций и подражаний. Например, «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова; глава «Савелий, богатырь святорусский» (из третьей части «Крестьянка») в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Подробно:
Сложившись в период расцвета Древнерусского государства, былина выполняла функцию передачи исторических знаний, формировала патриотическое сознание. Герои ранних произведений имели явные мифологические черты, в частности обладали способностью перевоплощения (Вольга, или Волх Всеславьевич), в поздних образцах такие черты приписывались главным образом антагонистам героя (Соловей-разбойник, Змей), хотя все чаще встречалась персонификация сил, представлявших угрозу государству, а не отдельному лицу. Основанием для такой трансформации художественного сознания послужило монголо-татарское нашествие. Былины киевского цикла, на первый взгляд, отражали идеологию дружинного сословия, но по существу в них была заложена общенациональная идея. В монументальных образах «трех богатырей» — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, представлявших три основных сословия, нашли воплощение героические традиции русского народа.
Вместе с тем известны былины — апофеоз крестьянского труда. Так, Микула Селянинович противопоставляется князю Вольге и его «дружинушке хороброй»: не могут они с места сдвинуть его сошку, а крестьянский богатырь Микула забрасывает ее в кусты одной рукой. Полна глубокого философского смысла былина о Святогоре и сумочке с «тягой земной». Могучий богатырь Святогор ушел в землю, пытаясь сдвинуть с места «сумочку», а пахарь Микула легко несет «тягу земную». Еще один своеобразный цикл былин сгруппировался вокруг героев, принадлежавших к новгородской вольнице (Василий Буслаев, Садко).
Знакомство с русским героическим эпосом, без сомнения, полезно для подрастающего поколения. Идеи бескорыстного служения отечеству и народу имеют непреходящую воспитательную ценность. Однако язык и стиль подлинника трудны для детского восприятия, непонятны многие моменты содержания. Кроме того, публикация в известной степени разрушает целостность жанра, лишая эпические песни живого звучания. Не надо забывать о синкретизме фольклорного искусства, для которого характерно особое интонирование поэтической речи, даже в прозаических жанрах, не говоря уже о песенных.
Попытки сделать былинное повествование доступным широкому читателю предпринимались неоднократно, начиная с XIX столетия (А. К. Толстой). В советское время также осуществлялись пересказы былин, которые считались обязательной составляющей детского чтения. Одна из первых таких публикаций относится к 1949 г. И.В. Карнаухова пересказала ритмизованной прозой сюжеты о наиболее известных русских богатырях. Сохранив героическую природу эпоса, писательница освободила его язык от архаики, приблизив к детскому восприятию. Опыт оказался удачным, сборник неоднократно переиздавался.
Издания, предназначенные для взрослого читателя, как правило, снабжены соответствующими комментариями. Дети еще не умеют правильно пользоваться справочным аппаратом, поэтому целесообразно включать необходимые пояснения непосредственно в текст произведения. Этот принцип использован, в частности, Н.П. Колпаковой. Фольклорист, неутомимый собиратель и популяризатор народного творчества, Н.П. Колпакова дала былины в свободном пересказе, следуя за развитием сюжета (Л., 1960; М.,1973).
Возвращение былин в общеобразовательный курс литературы, безусловно, положительный факт, но он предъявляет строгие требования к учителю, поскольку формальное отношение к делу способно нанести только вред.
Особенности жанра былин
Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.
Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.
Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).
Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.
Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.
В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.
Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.
Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя».1
Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской независимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.2
►
Отличительные черты
Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.
Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.
Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.
Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.
Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.
Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.
Сюжеты былин.
Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко
,Михайло Потык ,Иван Годинович ,Дунай ,Козарин ,Соловей Будимирович и более поздние –Алеша Попович и Елена Петровична ,Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей ,Алеша и Тугарин ,Илья и Идолище ,Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром ,Илья и Калин ,Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ).
Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович
,Состязание с Чурилой ).
Изобразительные возможности синтаксиса
Ряды однородных членов предложения | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.) |
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами | Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.) |
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.) | Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.) |
Диалогичность изложения |
— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку… — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? — Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать. — С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.) |
Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. |
Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. |
Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. |
Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Садко
также является одним из древнейших героев, кроме того, он, пожалуй, самый знаменитый герой былин новгородского цикла. Древний сюжет о Садко, где рассказывается, как герой сватается к дочери морского царя, впоследствии усложнился, появились удивительно реалистические детали, касающиеся жизни древнего Новгорода.
Былина о Садко членится на три относительно самостоятельные части. В первой гусляр Садко, поразивший мастерством своей игры морского царя, получает от него совет, как разбогатеть. С этого момента Садко уже не бедный музыкант, но купец, богатый гость. В следующей песне Садко бьется об заклад с новгородскими купцами, что сможет купить все товары Новгорода. В некоторых вариантах былины Садко выигрывает, в некоторых, напротив, терпит поражение, но в любом случае покидает город из-за нетерпимого отношения к нему купцов. В последней песне рассказывается о путешествии Садко по морю, во время которого морской царь призывает его к себе, чтобы женить на своей дочери и оставить в подводном царстве. Но Садко, отказавшись от красавиц-царевен, женится на Чернавушке-русалке, которая олицетворяет новгородскую реку, она и выносит его на родные берега. Садко возвращается к своей «земной жене», оставив дочь морского царя. В.Я.Пропп указывает, что былина о Садко – единственная в русском эпосе, где герой отправляется в потусторонний мир (подводное царство) и женится на потустороннем существе. Эти два мотива свидетельствуют о древности как сюжета, так и героя.
Исторические этапы развития былины.
Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9–11 вв., другие – к 11–13 вв. Несомненно одно – просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые – более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.
В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).
Наибольшее количество дошедших до нас былин относится к периоду с 11 по 13–14 вв. Они создавались в южнорусских областях – Киевской, Черниговской, Галицко-Волынской, Ростово-Суздальской. Наиболее актуальной в этот период становится тема борьбы русского народа с кочевниками, совершавшими набеги на Киевскую Русь, а позднее с ордынскими захватчиками. Былины начинают группироваться вокруг сюжета защиты и освобождения Родины, ярко окрашены патриотическими чувствами. Народная память сохранила только одно наименование для врага-кочевника – татарин, но исследователи находят среди имен героев былин имена не только татарских, но и половецких военачальников. В былинах заметно стремление поднять народный дух, выразить любовь к родной стране и яростную ненависть к иноземным захватчикам, восхваляются подвиги могучих и непобедимых народных героев-богатырей. В это время становятся популярными образы Ильи Муромца, Дунай-свата, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Василия Каземировича, Михайло Даниловича и многих других героев.
С образованием Московского государства, начиная с 16 в., героические былины постепенно отходят на второй план, более актуальными становятся скоморошины (Вавила и скоморохи
,Птицы ) и сатирические былины с их острыми социальными конфликтами. В них описываются подвиги богатырей в мирной жизни, главные герои противостоят князьям и боярам, а задача их сводится к защите собственной семьи и чести (Сухман, Данило Ловчанин), при этом в скоморошьих былинах высмеиваются господствующие слои общества. Одновременно возникает и новый жанр – исторические песни, где повествуется о конкретных исторических событиях, происходивших с 13 по 19 вв., здесь отсутствуют вымысел и преувеличение, характерные для былин, а в сражениях героями могут выступать сразу несколько человек или целое войско.
В 17 в. былины постепенно начинает вытеснять переводной рыцарский роман, адаптированный для русской аудитории, между тем они остаются популярным народным развлечением. Тогда же появляются первые письменные пересказы былинных текстов.
Литературные жанры: Былина. презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Слайд 1
Былины Литературное чтение 4 класс МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин, Ростовская область Елена Марченко
Слайд 2
Былина -рассказ о том, что когда-то было, бывало, в реальность чего верили.
Слайд 3
Былина- эпическая песня о русских богатырях. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей.
Слайд 4
МИР БЫЛИНЫ. Пространство и время условные, необычные. Герои одни и те же, борются с фантастическими существами. Место действия — Киев – столица русской земли. Время действия — правление князя Владимира (10 -12 в.в.)
Слайд 5
ВИДЫ БЫЛИН 1.ГЕРОИЧЕСКИЕ (В ОСНОВЕ – БОЙ, СТОЛКОНВЕНИЕ, СХВАТКА БОГАТЫРЯ С ВРАГОМ). 2. СОЦИАЛЬНО- БЫТОВЫЕ ( НЕТ СХВАТКИ, ЕСТЬ ССОРА, СПОР, СОПЕРНИЧЕСТВО)
Слайд 6
КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН. Запев (для привлечения внимания). Завязка действия ( поручение). Развитие действия. Кульминация (подвиг богатыря). Развязка действия (расправа с врагом). Исход.
Слайд 7
Отличия сказки от былины СКАЗКА ОБЩЕЕ БЫЛИНА НЕ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; ВЫМЫСЕЛ ВЕРЯТ В РЕАЛЬНОСТЬ; КОМПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЕДИНООБРАЗНАЯ; КОМПОЗИЦИЯ; ГЕРОИ — ЛЮДИ, ЦАРЕВИЧИ, ГЕРОИ – БОГАТЫРИ ЖИВОТНЫЕ
Слайд 8
ОБЛАДАЮТ НЕОБЫКНОВЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛОЙ, ДОБРЫЕ, ЗАЩИТНИКИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый. АЛЁША ПОПОВИЧ ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
Слайд 9
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Считается, что родина Ильи муромца — село Карачарово под Муромом.
Слайд 10
В пещерах Киево-Печерской лавры покоятся мощи святого, имя его — Илья Муромец. Известно, что в преклонном возрасте пришел он в монастырь и стал монахом, что он был велик ростом и что рука его пробита копьем. По преданию,, дошедшим до нас от наших пред- ков, святой Илья Муромец — это тот самый богатырь, о котором сложено столько былин.
Слайд 11
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток , отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.
Слайд 12
АЛЁША ПОПОВИЧ Алёша Попович — сын ростовского попа Ле (в) онтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.), но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.
Слайд 13
Святого́р Микула Селянинович Вольга Святославич
Слайд 14
www.byliny.ru https://ru.wikipedia.org/
Средства художественной выразительности.
Также по теме: ФОЛЬКЛОР
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса
, …из далече-далече ,дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов:биться-ратиться ,дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой:А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня:Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.
Также по теме:
СКАЗКА
Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
Пожалуйста 5 эпитетов из былины садко?
Пожалуйста 5 эпитетов из былины садко?
У бумажных Птиц Сто крылышек–страниц.
Много знает, и живёт. Из покон веков к нам идёт. (Книга).
Когда ты возвращаешься на Родину ты чувствуешь родную землю родную кровь и родной воздух всё родное такое привычное Ты всегда будешь любить и помнить то что очень любил ведь ты там родился ты там рос Это ведь так прекрасна так мило это запоминается н..
1. Сергий благославил Дмитрия на сражение с татарами, что привело у победе над мамаем. В благодарность князь возвел монастырь на реке Дубёнке. 2. Сергий благославил место, на котором построили Голутвинский монастырь. 3. Сергий увидел Пречистую Бог..
Убийство Крыжнёва, описанное автором, произошло в церкви. Крыжнёв оказался предателем. Он собирался выдать фашистам взводного Соколова. И чтобы спасти жизнь человеку, Соколов убивает Крыжнёва. Это не легко ему далось, это трудное решение, но по м..
Метафора это скрытое сравнение.
Ответ : В)Вольные стрелки.
20% = 1 / 4( от всех шаров) 16 * 4 = 60( шаров) 60шаров = 100%.
1)16 : 20 = 0, 8 2)0, 8 * 100 = 80 шаров всего.
Весна — прекрасная пора! Весной всё оживает и цветёт. Ах! Как же прекрасна весна! Прекрасны и набухающие почки, и только — только зеленеющая травка, прекрасны клумбы, прекрасно всё! От только проснувшихся жучков до проснувшихся животных. Весь ми..
Василий Буслаев.
Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.
Илья Муромец (русский богатырь)
Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.
Подробнее >>
Илья Муромец,
несомненно, самый популярный герой былин, могучий богатырь. Эпос не знает его молодым, он – старик с седой бородой. Как ни странно, Илья Муромец появился позже своих былинных младших товарищей Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Родина его – город Муром, село Карачарово.
Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. На пути в Киев Илья побеждает Соловья-разбойника, кладет его в «тороки» и везет к княжескому двору. Из других подвигов Ильи стоит упомянуть его победу над Идолищем, осадившим Киев и запретившим нищенствовать и поминать божье имя. Здесь Илья выступает как защитник веры.
Негладко складываются его отношения с князем Владимиром. Мужицкий герой не встречает должного уважения при дворе князя, его обходят дарами, не сажают на почетное место в пиру. Взбунтовавшийся богатырь заключен в погреб на семь лет и обречен на голодную смерть. Лишь наступление на город татар во главе с царем Калином вынуждает князя просить помощи у Ильи. Тот собирает богатырей и вступает в бой. Разгромленный враг бежит, поклявшись никогда не возвращаться на Русь.
Построение былины, использование в ней постоянных эпитетов и других художественных средств
В литературе былины ещё называют эпическими песнями, то есть такими песнями, которые рассказывают о каких-то событиях, объединённых одними и теми же героями.
Обычно былина начинается с короткого вступления – зачина,
в котором указывается время и место действия былинных событий.
Например:
После зачина следует основная часть – повествование
о подвиге. Действие в былине всегда развивается неторопливо, вплоть до того как наступает кульминация
– наивысшее напряжение в развороте событий. Развязка
действия – поражение врага. Венчает былину всегда концовка.
Вот её пример:
Особый былинный поэтический мир создают и особые художественные средства. Одна из главных особенностей былин – частые повторы.
В былине о подвиге Ильи Муромца, к примеру, четыре раза повторяется описание страшного свиста Соловья-разбойника. От этого разбойничья сила кажется более могучей, а значит, и победа Ильи Муромца – более значительной. Повторяются также описания зловещих предзнаменований, пророческих слов.
В былинах используются повторы и отдельных слов, и нескольких строк. Когда в описании дороги, по которой Илья Муромец ехал в Киев, мы встречаем повторение слова заколодила
(то есть дорога стала непроезжей, непроходимой), путь богатыря представляется нам ещё более трудным:
Часто повторения создают особую напевность, плавность и музыкальность былинной речи:
Другая примечательная особенность былин – постоянные эпитеты:
буйна голова, резвы ноженьки, белы рученьки, уста сахарные, слёзы горючие. Поле всегда чистое, трава зелёная, море синее, а солнце – красное. Интересно, что во всех произведениях устного народного творчества солнце называется красным, даже если упоминается осенний пасмурный день. Море тоже всегда синее, даже если изображается буря: почернело синее море. Девица характеризуется эпитетом красная, а молодец – добрый. Богатырь – святорусский, могучий. Матушка святая Русь, мать сыра земля – так ласково называют герои былин свою родину.
Враг в былинах характеризуется отрицательными эпитетами: поганый, злой, проклятый, безбожный. Часто его называют собакой, вором.
А вот и ещё постоянные эпитеты, которые мы часто встречаем в былинах: питьё медвяное, палаты белокаменные, меч булатный, гусельки яровчатые, тетива шелковая, дорога прямоезжая, тугой лук разрывчатый, окошечко косящатое, пол кирпичен.
В былинах также часто используются гиперболы
– преувеличения. Гиперболы укрупняют изображение, помогают ярче и выразительнее показать силу и подвиги богатырей. Сила богатырей всегда крайне преувеличена. Например, Илья Муромец легко, как пёрышко лебединое, поднимает палицу весом в девяносто пудов и одним взмахом руки валит наземь целые полчища врагов. А богатырский конь Ильи Муромца скачет «выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего». Добрыня Никитич играет на гуслях в Киеве, а напев этот слышен в Царьграде.
Богатырь сталкивается с несметными полчищами недругов, которых «серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь».
И даже суффиксы
играют большую роль в создании поэтического мира былин и определяют отношение сказителя к былинным героям. Уменьшительно-ласкательные суффиксы используются в именах любимых героев: Илюшенька, Добрынюшка, Алёшенька. А уничижительно-увеличительными суффиксами награждаются имена их противников: Идолище, Змеище.
Такими яркими и разнообразными художественными средствами созданы былины.
Алеша Попович
– родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин
,Алеша Попович и сестра Петровичей .