Как понять пословицу «учиться одно, научиться другое». смысл высказывания, пример

Содержание

  • Слайд 1

    Учимся писать сочинение – рассуждение на тему: Что значит «Без ученья нет уменья»?

    (Программа развивающего обучения Л.В. Занкова 3 класс.)
    Презентацию составила: учитель начальных классов МОУ «СОШ №34» г.Саратова
    Ежова Наталья Александровна
    2014 г.

  • Слайд 2

    Прочитайте рассказ.

    Не захотел Ваня уроки учить и стал спрашивать маму:
    — Кем был мой дедушка?
    — Землекопом, землю лопатой копал, кайлом* долбил.
    — А в школе он учился?
    Нет, он был неграмотный, ни читать, ни писать не умел, но дело своё знал хорошо, канавы да колодцы рыл.
    А у него был папа?
    Был, прадед твой.
    Кем он был?
    Хлеборобом.
    А в школе он учился?
    — Нет, он был неграмотный, ни читать, ни писать не умел, но работал до последних сил, хлеб серпом жал – с голоду умер.

  • Слайд 3

    — Я тоже не буду учиться – решил Ваня, — писать и читать я умею, четыре действия арифметики знаю.
    Дедушка и того не знал, а работать умел хорошо. Нынче с голоду не умирают, в землянках не живут. Не хочу учиться, хочу трудиться.
    Увидел Ваня: самолёт в небе летит, и сразу решил, кем быть. Пришёл Ваня на аэродром.
    — Я хочу быть лётчиком, дайте мне самолёт.
    Выбирай, какой тебе, садись и лети.
    Забрался Ваня в кабину, руль крутит – мотор не шумит, самолёт не летит. Самолётом надо уметь управлять, а Ваня не умеет.
    Лётчиком быть – долго учиться надо, — сказал Ване лётчик и велел уходить с аэродрома.

  • Слайд 4

    Мой дедушка не учился, а работать умел хорошо.
    Я не хочу учиться, хочу трудиться. Лётчики – люди учёные, пойду в машинисты. Пришёл Ваня в паровозное депо.
    Я хочу быть машинистом, дайте мне паровоз.
    Паровоз машиниста ждёт, садись и поезжай.
    Поднялся Ваня на паровоз, заставляет его ехать, а паровоз Ваню не слушается, с места не трогается.
    Паровозом надо уметь управлять, а Ваня не умеет.
    Машинистом быть – долго учиться надо, — сказал Ване машинист и велел уходить с паровоза.
    — Мой дедушка не учился, а работать умел хорошо. Я не хочу учиться, хочу трудиться. Машинисты – люди учёные, пойду как дед в землекопы. Лопатой я работать умею.

  • Слайд 5

    Пришёл Ваня на строительство канала.
    Я хочу быть землекопом, дайте мне лопату.
    Лопатой канал за всю жизнь не пророешь; нынче землекопы инженерами стали, на самоходных экскаваторах работают.
    Видит Ваня, поднял экскаватор железную лапу, шагнул вперёд, зачерпнул ковшом столько земли, что целую гору насыпал.
    — С экскаватором я не справлюсь, — признался Ваня.
    — Землекопом быть — долго учиться надо,— сказал Ване экскаваторщик и велел уходить с канала.
    Ничего не ответил Ваня, а про себя подумал: «Землекопы стали учёные, пойду в хлеборобы».
    Взял Ваня дедушкин серп и пошёл в колхоз. В поле идёт комбайн, сам жнёт пшеницу и сам молотит, солому выбрасывает, а зерно ссыпает в грузовик.

  • Слайд 6

    Жнецы нынче комбайнерами стали, комбайнами управляют, пахари на трактористов выучились, крестьяне в агрономы пошли. А Ваня ничему не научился и ничего делать не умеет, только мешает всем.
    Стыдно стало Ване своей неучености, спрятал он серп, скорее возвратился домой и принялся учить уроки.
    Без ученья нет уменья. Хочешь трудиться — надо учиться. Учение — всем делам начало.
    А как ты понимаешь пословицу « Без ученья нет уменья»? Начни своё рассуждение со слов: Я думаю, что пословица права, потому что…

  • Слайд 7

    Использование интернет ресурсов:
    http://blog-ychitel.ru/detskie-rasskazy-stixotvoreniya/bez-uchenja-net-umenja-prodolzhenie.html

    http://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/animacii_ko_dnju_uchitelja/56

Посмотреть все слайды

Цитаты из русской классики со словосочетанием «ученье свет неученье тьма»

Значение слова «учение»

УЧЕ́НИЕ, -я, ср. 1.Действие по знач. глаг. учитьи учиться; обучение чему-л. (каким-л. знаниям, навыкам). Все значения слова «учение»

Значение слова «свет»

СВЕТ1, -а (-у), предл.

в све́те, на свету́,м. 1. Электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом и делающее видимым окружающий мир.Солнечный свет. Свет луны. Свет свечи. Луч света. Скорость света. Преломление света. Свет и тьма. СВЕТ2, -а, м.

1. Земля со всем существующим на ней, мир1, вселенная.Части света. Путешествие вокруг света. Все значения слова «свет»

Значение слова «тот»

ТОТ, того́, м.;

та, той,ж.; то, того́,ср.; мн. те, тех;мест. 1.указательное. Указывает на предмет, более отдаленный в пространстве, чем другой подобный (обычно парный) предмет;противоп. этот (в 1 знач.).На той стороне улицы. По ту сторону забора. Все значения слова «тот»

Значение слова «неученье»

1. обычно в сочет. неученье — тьма отсутствие образования; необразованность, невежество

Все значения слова «неученье»

Предложения со словом «учение»

На смену анимизму пришло новое философское учение– атомистическое.

Он обратился к майору, выражая готовность исправить ошибки во время новых ученийили других испытаний.

Даже духовные лидеры, которые в 1960-е об экологических проблемах упоминали редко, сегодня регулярно обращаются к ним в проповедях, осторожно говоря о том, что религиозные учениямогут быть как-то со всем этим связаны.

(все предложения)

Предложения со словом «свет»

  • Барон достиг лощины. Яркий солнечный свет освещал охотничий дом, дверь которого была приоткрыта.
  • Хлопнул в ладоши, и в комнате вспыхнули ярким светом

    белые стеклянные шары.

  • Мы все вылезли из-под одеял и при лунном свете

    увидели на воде два концентрических круга, которые становились всё шире и шире.

  • (все предложения)

Предложения со словом «неученье»

  • – Вот то-то. Сказано – ученье свет, а неученье тьма, так оно и выходит. Ну-ка, малый, хлестни пегушку-то, чего она, шельма, постромки опустила.
  • Он понял, что сосед их был человек учёный, а что отцу и его работникам неученье

    мешало хорошо работать.

  • Ученье свет, неученье

    тьма, говорят наши русские мужички.

  • (все предложения)

Предложения со словом «тот»

  • Видимо, до сих пор памятны те времена, когда сельдь являлась одной из главных статей городского дохода.
  • Полагая, что за прошедшие с тех

    пор более чем полвека документы отнюдь не утратили своего научного значения, мы взяли на себя труд завершить дело, начатое замечательным человеком и учёным.

  • Безразличие непозволительно даже мирским, а уж тем

    более людям духовным.

  • (все предложения)

Правописание

  • Как правильно пишется слово «учение»
  • Как правильно пишется слово «свет»
  • Как правильно пишется слово «неученье»
  • Как правильно пишется слово «тот»

Выражение «учение – свет, а неученье – тьма» и грамотность

В школе часто звучат эти слова. Так педагог старается мотивировать учащихся стремиться к знаниям. Это напоминает первые годы советской власти: поголовное обучение грамотности, плакаты «От мрака к свету, от битвы к книге, от горя к счастью».

Смысл здесь в том, что неграмотный похож на слепого, который бродит во тьме. Кстати, и такой плакат существовал: человек с завязанными глазами и вытянутыми вперед руками заносит ногу над обрывом. Надпись на плакате сулила ему всюду неудачи и несчастья.

Наркомпрос Луначарский признавал, что в стране царит безграмотность и невежество. Народ был не в состоянии понять идеологию строителя коммунизма. Декрет Совнаркома обязывает всех грамотных читать прессу неграмотным и разъяснять прочитанное. В 1919 году ставится цель — достичь всеобщей грамотности.

Развиваем свою речь

  1. Определите смысл поговорок: 

Заткнуть за пояс — победить кого-то.  Он любого заткнет за пояс. 

Рвёт да мечет  — злится. Моя мама после школьного собрания рвет и мечет. 

При царе Горохе — очень давно. Это случилось при царе Горохе. 

Медведь на ухо наступил — отсутствие музыкального слуха. Катя говорит, что мне медведь на ухо наступил. 

  1. На титульный лист своего труда «Пословицы русского народа» В. И. Даль вынес народное изречение «Пословица несудима». Как вы думаете, почему он выбрал именно эту пословицу? Объясните её смысл. Придумайте предложения с этой пословицей. 

         Я думаю, что В.И. Даль выбрал именно эту пословицу неспроста. Я понимаю ее так: нельзя оспаривать смысл пословиц. Ведь они существуют с древних времен и в них заложена мудрость многих поколений. (Любая пословица несудима. Пословица несудима, так как является суждением). 

  1. Как вы понимаете пословицы: «Видит око, да зуб неймёт», «Дорого, да мило, дёшево, да гнило», «Делить шкуру неубитого медведя», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Близок локоток, да не укусишь», «Мал золотник, да дорог»? Придумайте небольшой рассказ по одной из этих пословиц. 

«Видит око, да зуб неймёт» — не все можно взять, что на виду. 

«Дорого, да мило, дёшево, да гнило» — обычно все дорогое красивое, а дешевое выглядит хуже. 

«Делить шкуру неубитого медведя» — говорить об успехе, который еще не случился. 

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» — сначала проверь то, что хочешь сделать. 

«Близок локоток, да не укусишь» — то, что кажется доступным не всегда можно достать. 

«Мал золотник, да дорог» — не всегда нужно быть большим и сильным, чтобы принести пользу. 

         Как-то раз мы с Ваней нашли на улице деньги. Большая голубая бумажка лежала возле лавочки. Я увидел ее первый и положил в карман. Где-то полчаса точно мы обсуждали, куда потратим найденные деньги. Нам хотелось много вкусностей: чипсы, сок, мороженое, шоколадки. Пока мы мечтали, из подъезда вышла мама Вани и спросила не находили ли мы 1000 рублей? Как оказалось, она шла из магазина и потеряла деньги, когда доставала ключи из кармана. Купюру мы ей отдали. Вот что значит делить шкуру неубитого медведя. 

  1. Какие пословицы и поговорки вы хотели бы ввести в свою речь и использовать в разговорной речи, в процессе рассказов о писателях, о героях их произведении? 

         Я бы хотел использовать в своей речи такую пословицу: “Нет друга — так ищи, а нашел — так береги”. В процессе рассказов о писателях такая поговорка: “Бумага все стерпит”. А о героях — “Всяк человек своего счастья кузнец”. 

  1. Проверьте себя. Назовите пословицу, отгадав ее по первой части: 

Пень не околица, глупая речь не пословица.  

Своя земля и в горсти мила.  

Век живи — век учись.  

Делу время, а потехе час.  

Волка бояться, так и в лес не ходить. 

Красно говорить, а слушать нечего.  

Маленькое дело лучше большого безделья 

По одной из них придумайте рассказ (устный или письменный). 

         Когда я приезжаю к бабушке на летние каникулы, то все соблюдаю ее распорядок дня. С утра ношу ей воду, потом мы завтракаем. И уже в 7 утра начинаем работать на огороде. Бабушка старенькая у меня, но работать любит до сих пор. В 11 мы идем обедать, еще часик работаем во дворе, наводим порядки. Только потом мы отдыхаем. Бабушка часто мне повторяет: “Делу время, а потехе час”. 

  1. Приведите примеры меткости, образности пословиц и поговорок, рифмы в пословицах. 

         К примерам меткости я бы отнес “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. 

         Образность — “Большому кораблю – большое плавание”. 

         Рифма — “Всяк сверчок знай свой шесток”. 

  1. Напишите рассказ на школьную тему озаглавив его одной из пословиц. 

“Повторенье — мать ученья”. 

         Учусь я на 4 и 5, но это только благодаря нашему классному руководителю. Зинаида Петровна ведет у нас русский язык и литературу. Каждый урок она говорит одну и ту же фразу: “Повторенье — мать ученья”. Меня это всегда раздражало, но учителя я слушал и повторял все за ней. 

         В феврале я с одноклассниками играл в снежки. Мороз стоял сильный, а снежки так и норовили упасть мне за шиворот. На следующий день я почувствовал себя плохо: сильно болела голова, сопли ручьем текли и было жарко. Мама сказала мне оставаться дома, но брать домашнее задание у одноклассников. А также повторять пройденный материал. 

         Как только мама уходила на работу, я играл в компьютер или смотрел телевизор. Учебники лежали на столе по-прежнему нетронутыми. Так прошли две недели моего больничного. 

         Когда я пришел в школу, то понял, что много материала я пропустил, я не понимаю темы

Только тогда я понял, как важно повторять изученное. 

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 6 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Происхождение пословицы

Впервые пословица появляется на страницах сборника «Пословицы русского народа» В. И. Даля. Фиксируя языковые единицы, исследователь обнаружил в русском языке огромное количество идиом, описывающих пользу знаний.

Это можно объяснить практической пользой учёбы, механизмом преемственности, передачи культурной памяти от поколения к поколению.

Пословица выстроена на основе двойной антитезы: ученье противопоставлено неученью так же, как свет – тьме.

Подобных выразительных конструкций немало: «Труд кормит, а лень портит», «На Бога надейся, а сам не плошай», «Одна голова – хорошо, а две – лучше».

Свет и тьма – метафора древняя, космогоническая, она напоминает о сотворении мира, разделении его на божественное и дьявольское. Вот почему уподобление тьме и свету гораздо глубже, чем простое желание создать цветовой контраст.

Поговорки про учебу, школу и знания :: SYL.ru

Учиться – это значит получать знания добровольно или принудительно. Чем больше заинтересованности в объекте со стороны ученика, тем более качественный результат можно получить. В России поговорки про учебу стимулировали желание детей к получению навыков письма и счета.

Есть несколько форм обучения. Это классический дневной способ, вечерний, заочный, домашний, экспресс, онлайн (дистанционный), репетиторство. Каждый делится на теоретическую и практические части.

Ученье от жизни

Русские пословицы уникальны мировозрением. Человек получает науку и после ошибок, а также изучая историю. Учитель – не сторонний человек, первого педагога мы помним всю жизнь. Вот некоторые поговорки:

  • Беда учит – радость целует.
  • Время – целитель, время – учитель.
  • Зная свою историю, знаешь свое будущее.
  • Учитель хорошо, но друг лучше.
  • Опыт – дурной учитель. Здесь экзамен вперед урока идет.
  • Если мать умна, она 100 учителей заменит.
  • Сколько учителей – столько методов.
  • Учитель считает не года, а экзамены.

Ума палата

Поговорки про учебу могут касаться конкретного предмета или способностей человека в целом:

  • Если не знаешь, то это не стыдно. Стыдно, когда не хочешь знать.
  • Грамоте научиться – везде пригодится.
  • Чем чаще повторяешь, тем лучше запоминаешь.
  • Ученый водит, а неученый за ним ходит.
  • Без труда и муки нет тебе науки.
  • Если научишься смолоду, не знать потом голоду.
  • Красен павлин хвостом, а человек знанием.
  • Любое дело обучения требует.
  • У врача надо лечиться, а у умного учиться.
  • Незнайка на боку лежит, а знайка все вперед бежит.
  • Дурака учить, как в ведро без дна воду лить.
  • Учат не только рассказом, но и дельным показом.
  • Без ученья и труда не будет на столе еда.

Поговорки про учебу разных народов

Знания уважают везде. В каждой стране свои выражения про обучение. Вот примеры:

  • Сам не знаешь, не учи (чуваш.).
  • Учить должен лишь тот, кто сам мастер (морд.).
  • Если знаний маловато, не берись делиться ими (чуваш.).
  • Учение, как свежий родник, а знание – солнечный свет (татар.).
  • В обучении нет плохого начала (морд.).
  • Землю теплое Солнце освещает, а человека знание (осет.).
  • Кузнец кует раскаленный метал, человек учится, пока молодой ум имеет (морд.).
  • Учиться надо, пока листья зеленеют, когда они опали – поздно (лит.).
  • Кто ученью не подвержен, человеком не станет (коми).
  • Без знаний и дороги не найти (удм.).
  • Не говори, что учился. Говори, что знаешь (татар.).
  • Трудно учиться – легко жить (алт.).
  • Только глупец ненавидит учиться (груз.).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: