Загадки Февронии
Змей убит! Беда только, что кровь его попала на героя Петра, который покрылся струпьями и язвами – вот так награда! Видимо, на данном этапе автор «Повести» решает не использовать сказочный прием награды за победу над злодеем, а отдать Петру сполна чуть позже. Такой сюжетный ход делает возможным встречу Петра и Февронии. Петр узнает, что на Рязанской земле живут хорошие врачи и отправляется в путь. Во время остановки в селе Ласково (чудесное название!) один из отроков князя забредет в дом, где перед ним предстанет «удивительное зрелище»: сидящая за ткацким станком девушка, перед которой… скачет заяц. На все вопросы отрока крестьянская девушка будет отвечать загадками: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!», «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Правда, не станет долго томить недоумевающего отрока, разъяснит: уши дома – это собака, очи дома – это ребенок, плакать взаймы – пойти на похороны, а смотреть сквозь ноги в глаза смерти – заниматься сбором меда, залезая высоко на дерево и рискуя ежесекундно упасть вниз и погибнуть. Так автор вводит в «Повесть» образ Мудрой девы – традиционный для волшебных сказок.
Заговор на здоровье
Святая Феврония считается покровительницей здоровья и долголетия, ведь именно она излечила тяжело больного муромского князя. Для проведения заговора на улучшение самочувствия вам понадобится одна церковная свеча и стакан освященной воды. Зажгите свечу спичками (зажигалку использовать не рекомендуется) и возьмите ее в левую руку. В правой руке держите стакан со святой водой. Встаньте перед открытым окном и прочитайте текст молитвы обращения к святой Февронии.
У заговора на здоровье следующие слова:
После этих слов необходимо выпить стакан освященной воды, перекреститься три раза и потушить свечу, осторожно сжав наконечник пальцами. Святая Феврония обязательно поможет, принесет в дом здоровье и благополучие
О спасении семейных отношений
Верующие люди во все времена ценили священные узы настоящего брака. Однако на жизненном пути возникают такие трудности, из-за которых происходят конфликты. Родные люди отворачиваются друг от друга, не зная, как вернуть прежние отношения.
Молитва Святому Николаю
Оберегающая молитва Николаю Чудотворцу может совершить настоящее чудо. Божий слуга Николай обязательно поможет сохранить любовь в паре. Возносите молитвенные слова к Николаю Чудотворцу. Искренняя просьба о помощи даёт человеку возможность получить благоволение Высших сил.
Святитель видит, как верующий стремится к нравственной чистоте, любит семью, детей, окружение. Совершайте молитвенный труд в течение сорока дней и Николай Чудотворец поможет избавиться от непонимания в семье.
Произнося слова, смотрите на огонь свечи, ибо огонь считается проводником ваших мыслей к святым угодникам.
Молитва:
Если у вас гражданский брак, то подумайте, как изменить ситуацию, ведь гражданский брак считается грехом.
Что запрещено делать на праздник
Поскольку день поминовения Петра и Февронии был и остаётся, прежде всего, церковным праздником, у него есть свои запреты, которые следует уважать и соблюдать. Запрещено 8 июля венчаться. Допустимо лишь обручение.
К тому же нельзя нарушать так называемый Петров пост. Так что следует исключить алкоголь в этот день и отдать предпочтение скромной пище. Воздержаться стоит и от физического труда – все уборки (и особенно генеральные), работы на огороде, в саду, в доме, в гараже – всё следует отложить или провести до знаменательного дня.
Допускается заниматься лишь несложной бытовой рутиной, например, готовить тот самый скромный обед или ужин. Согласно поверьям, нельзя в День Петра и Февронии шить или вышивать. Следует также воздержаться от ссор, скандалов и других способов выяснения отношений.
История Петра и Февронии
Петр и Феврония. История их любви
Прежде, чем понять, чем помогает святая икона, нужно вспомнить, кем были Петр и Феврония. К сожалению, о том, как встретились и познакомились будущие супруги, существует мало достоверных сведений. Нам только известно, что Петр был князем в городе Муроме в конце двенадцатого — начале тринадцатого веков.
Во время битвы со змеем-искусителем, напавшим на жену своего брата, Петр убивает этого оборотня. Однако, во время сражения со змеем Петр сам был укушен им и в его раны попал яд. Отравленный князь находится на пороге смерти. Избавить его от кончины смогла обычная простолюдинка – крестьянская дочь Феврония, которая потребовала за спасение одного: чтобы отныне они стали мужем и женой. Петру это не по душе, он не согласен и покидает девушку. Но, чем дальше находится он от Февронии, тем сильнее болит рана, тем хуже его самочувствие.
Князь Петр трудно преодолевает свалившиеся на его плечи обстоятельства, тяжело принимает решение, долго и мучительно думает о будущем, которое неизвестно, и, скорее всего, безрадостно… Но, так или иначе, он выбирает жизнь рядом со своей спасительницей. Теперь у него больше нет титула, и молодую пару изгоняют из города. На корабле молодых везут прочь подальше от города…
Но это еще не конец нашей истории, которая самым неожиданным образом благополучно разрешается. Поскольку князь Петр был главной политической фигурой в каждодневных делах Мурома, в городе начинаются волнения. Кровавая резня между представителями боярских влиятельных родов происходит сразу же, в первую ночь после отречения Петра, принеся с собой многочисленные жертвы. Правящая верхушка понимает, наконец, что добром такие события не закончатся, возможна даже народная война. Поэтому бояре Мурома зовут князя Петра с женой обратно.
Сближает нас с этими святыми тот факт, что в их описании их совместного пути нет ничего необычного. Напротив, их супружеская жизнь была такой же, как и у всех нас, поэтому их история так близка и понятна обычным людям. И история их семьи всегда останется актуальной.
Петр и Феврония уходят в иной мир тоже вместе, почти в один и тот же час. Они распорядились еще при жизни приготовить для них один общий гроб, в который и должны были положить тела супругов. Но окружающие боятся выполнить их последнее желание. Вечером их тела готовят к погребению в отдельных гробах, но наутро обнаруживают их лежащих вместе, в том самом гробу, приготовленному на двоих. С тех пор святых мужа и жену никто не потревожит. Усыпальницу, место последнего пристанища Святых, и сегодня можно увидеть в городе Муроме, в Свято-Троицком женском монастыре…
Святые Петр и Феврония Муромские – это мужчина и женщина, созданные друг для друга, супружеское единение которых несет в себе высший Божественный промысел. Только такое высшее соединение нереально, если люди не видят друг в друге неповторимые личности, созданные Богом по своему образу и подобию.
Любовные заговоры
Во времена Древней Руси молодые пары стремились отпраздновать помолвку именно в день святых Петра и Февронии. В присутствии родителей и дорогих приглашенных влюбленные давали клятвы любви и верности, а также обменивались кольцами. С этого момента они считались женихом и невестой.
В наши дни православные семейные пары ходят в церковь и молятся о долгом сохранении брака, любви, счастье, благополучии и здоровье детей. Святые дают свое благословение, а также помогают наладить плохие взаимоотношения между супругами.
Одним из самых несложных любовных ритуалов является заговор на фотографию. Для проведения обряда необходимо подготовить снимок, на котором вы позируете в обнимку с любимым человеком. Изображение необходимо перекрестить три раза, тем самым наделив людей на фотографии душевной энергетикой. Затем произносится текст заклинания для укрепления семейных отношений.
У любовного заговора следующие слова:
В день святых Петра и Февронии считается хорошей приметой посетить чью-то свадьбу. Также можно сходить в гости к хорошим знакомым, уже давно счастливым в браке. Пожелайте паре удачи и понимания. В случае искренности и чистоты помыслов, их счастливая семейная энергетика передастся и вам.
Чтобы найти свою любовь
Еще с древних времен любовь казалось чем-то особенным. Люди стремились найти родственную душу в другом человеке. Кому-то везло, возлюбленные встречались и жили вместе до самой старости. Другим приходилось хвататься за удачу клешнями и удерживать ее изо всех сил. Большими помощниками в таких случаях были заговоры и различные любовные ритуалы.
Для проведения любовного заговора, который помогает найти своего избранника, необходимо подготовить красную шерстяную нить, красный кусок натурального материала и несколько церковных свечей. Все свечи связываются ниткой, после чего зажигаются от одной спички. Затем читается текст заклинания.
У любовного заговора следующие слова:
После этих слов необходимо потушить свечи, обернуть их чистым материалом красного цвета и спрятать в надежном месте. В день, когда на горизонте покажется потенциальный избранник, следует достать ритуальные свечки и опять зажечь, все от одной спички. Затем нужно дождаться момента, когда они полностью догорят, после чего прогуляться до ближайшего естественного водоема и закопать свечи на берегу.
На суженого
Излюбленным занятием необрученных славянских девушек было проведение любовных ритуалов на привлечение суженого. Самыми известными были летние колдовские обряды на день святых Петра и Февронии. В это время можно было увидеть во сне будущего возлюбленного или даже встретить его вживую. Также пользовались популярностью гадания, которые проводились на Ивана Купала и на Рождественские святки.
Для проведения заговора на встречу с суженым необходимо подготовить семь церковных свечей, освященную воду и икону святых Петра и Февронии. Также можно надеть на шею некий драгоценный или полудрагоценный камень. Налейте освященную воду в кастрюлю или тазик. Расставьте вокруг этой емкости свечи и зажгите их все от спичек. Зажигалку использовать нельзя. Затем прочитайте текст заклинания.
У любовного заговора на суженого следующие слова:
Этот колдовской заговор универсален. Он позволяет не только приворожить суженого, но и добиться женского счастья в целом. Необходимо помнить, что проведение ритуала лучше держать в тайне, тогда судьба будет благосклонна к одинокой девушке и одарит ее встречей с будущим супругом.
Чтобы супруги не ссорились
Женитьбу никак не назовешь удачным событием, если жизнь супругов проходит в постоянных ссорах. Для проведения заговора, который улучшает отношения между женой с мужем и отгоняет ссоры, необходимо приготовить домашнее печенье или пирожки. Достав выпечку из духовки, нужно прямо на горячие блюда прочитать слова заклинания.
У заговора, отгоняющего ссоры, следующие слова:
После этих слов необходимо взять один пирожок либо печенье и разделить на две половинки. Одну часть должна съесть супруга, а вторую — ее избранник.
На семейное счастье
Заговор на семейное счастье должна проводить супруга. Для выполнения обряда необходимо заранее подготовить свои носки, а также носки мужа. Вещи стирают и гладят. Далее одежду следует перекрестить три раза, после чего прочитать слова специального заговора.
У заговора на семейное счастье следующий текст:
Вечером носки мужа надевает супруга, а он, в свою очередь, надевает ее носки. В ночь с восьмого по девятое июля пара должна спать в носках друг друга. Считается, что такой обряд принесет счастье в семейную жизнь.
Заговоры на красоту
Восьмое июля — это тот день, в который святая Феврония помогает девушкам обрести желанные красоту и здоровье. Специальные заговоры могут читать как незамужние молодые девушки, так и женщины средних лет, которые уже давно состоят в браке. Возраст не играет роли.
Заговоры на красоту бывают следующих видов:
- На красивое лицо;
- На стройную фигуру;
- На здоровые кости и зубы;
- На крепкие, вьющиеся волосы.
Некоторые случаи требуют восстановления красоты, а другие сохранения ее на протяжении длительного времени. Помогая нуждающимся в ее наставлениях женщинам, святая Феврония использует свою мудрость и медицинские знания.
На красивые и пышные волосы
Для проведения ритуала на красивые и пышные волосы необходимо собрать свежие цветы ромашек. Дома растение нужно сбрызнуть освященной водой, после чего залить их двумя литрами кипятка. Раствор настаивается около часа, а затем смешивается с теплой водой. Потом исполнитель должен прочитать слова заклинания.
У заговора на красивые и пышные волосы следующий текст:
После этих слов необходимо ополоснуть голову ромашковым отваром, а затем помыть волосы с шампунем.
На красоту и привлекательность
С помощью следующего заговора женщина может добиться красоты и привлекательности на долгие годы. Для проведения ритуала необходимо дождаться полночи с восьмого по девятое июля и встать посреди комнаты со стаканом воды в руке. Также понадобится поваренная соль, горсть которой необходимо взять в правую руку, а стакан с водой в левую. Затем произносится текст заклинания.
У заговора на красоту и привлекательность следующие слова:
После прочтения заговора необходимо высыпать соль в стакан с водой, который ставится на ночь на подоконник. Утром нужно испить из стакана глоток соленой воды и произнести слова заговора. Далее воду можно будет пить каждое утро на протяжении недели.
Слова утренней молитвы таковы:
История и легенда Петра и Февронии
История праздника неразрывно связана с историей святых, описанной в их житии. Многие знакомы с этим произведением ещё со школы, но всё же напомним, чем же славятся эти святые.
Пётр и Феврония, изображение из книги Иеромонаха Еразма «Повесть о Петре и Февронии для детей»
Согласно житию, князь Пётр, бывший вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича, страдал от некой тяжёлой болезни (принято считать, что страдал он от проказы).
Причём болезнь поразила его за несколько лет (дьявольский змий, умирая, забрызгал Петра своей кровью, от чего тело того покрылось язвами немыслимыми) до вступления на муромский престол (это произошло в 1203 году). И вот явился князю сон о том, что есть в мире тот (а точнее, та), кто может излечить его. Спасительницей Петра была Феврония из деревни Ласковой, что в Рязанской земле.
Как и принято в таких историях, Феврония была не только красива, но, самое главное, благочестива и добра, к тому же мудрости девушке было не занимать – не было такой травы, которую бы она не знала, и той болезни, которую не могла бы вылечить. Потому, когда князь появился у неё на пороге, она сказала, что возьмётся вылечить Петра, но при одном условии – князь должен будет взять девушку в законные жёны.
Естественно, князь слова спасительницы своей всерьёз не воспринял, видано ли дело: жениться князю на простой крестьянке. Так что он пообещал сыграть свадьбу в случае исцеления.
Феврония дала Петру крынку, до краёв наполненную обыкновенной хлебной закваской и велела тут же идти в баню и смазать содержимым крынки все кожные поражения и язвочки. Все, кроме одной. Девушка-то ведь мудра была не по годам, как мы уже выяснили.
Сказано – сделано. Выполнил князь все указания, лёг спать, а наутро проснулся здоровым, лишь одна язва оставалась на его теле.
Переполненный радостью забыл Пётр о своём обещании, потому послал Февронии лишь подарки. Гордая девушка не приняла даров князя, потому пристыженный князь отправился домой – в Муром. Но в дороге язвы на его теле вновь открылись, да с удвоенной силой.
Вернулся Пётр к Февронии с повинной, девушка вновь вылечила князя, а тот, в свою очередь, взял спасительницу в жёны.
Много других тяжёлых испытаний ждало супругов: и изгнание из Мурома, и скитания, и возвращение на Родину. Однако ничто не могло разлучить их. Будучи уже умудрёнными жизнью старцами приняли они постриг (но в разных монастырях), взяв монашеские имена Давид и Ефросинья.
Просили супруги Бога лишь об одном, что когда придёт их час, они смогли бы умереть вместе, в один день. Так и произошло. Похоронили супругов в одном гробу, который специально был изготовлен для них – он имел тонкую перегородку по центру.
Скончались супруги каждый в своём монастыре, но в один момент – 8 июля 1228 года.
До сих пор существует легенда о том, что особенно непоколебимые монахи противились захоронению Петра и Февронии в одном гробу, мол, противоречит это их монашескому званию, потому тела супругов положили в разных обителях.
Но на следующий день монахи обнаружили, что тела вновь лежат вместе. К лику святых супруги будут причислены лишь спустя три столетия.
Двенадцать Заповедей счастливого брака
На нашем сайте Вы можете скачать плакат «Двенадцать Заповедей счастливого брака», распечатать и подарить его влюблённым или семейной паре.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — основной источник, рассказывающий нам историю
Что нам известно об авторе?
Ермолай Еразм, он же Ермолай Прегрешный, был довольно популярным автором XVI века. О жизни его известно немного и преимущественно из его же произведений. Пик его писательской карьеры, как бы мы сейчас сказали, пришелся на середину века — именно тогда автор отправил грозному царю свой трактат «Благохотящим царем правительница и землемерие». Еразм был лично знаком с придворным книгочеем Ивана Грозного — Киром Софронием. Знакомства и талант позволили Еразму чуть позже попасть в группу книжников, собранную известным митрополитом Макарием. Основная их задача заключалась в создании житий святых, организованном в процессе подготовки новых канонизаций на Поместных соборах 1447-49.
Для чего была написала Повесть?
История праздника Дня семьи, любви и верности дает нам отличный повод обратиться к истории нашей страны. Ни одно литературное произведение не создается «просто так», а агиография — отрасль церковнославянской литературы, иначе — жития, биографии святых, — это именно литература.
Итак, эпоха Ивана Грозного, да и весь XVI век — это поворотный для культуры и церкви момент. С одной стороны, церковь становится ближе к культуре обычных мирян: в книгах наконец изображают характеры, появляется иллюстративность, а не просто описательность. С другой стороны, вспомним Ивана Грозного и его время — церковь и ее служители как никогда сильно требуют соблюдения канонов, отрицая любую ересь, в том числе в литературе. Сейчас бы мы сказали так: «Святые — это святые, не надо рассказывать о них, будто бы о людях».
Как было сказано выше, «Повесть о Петре и Февронии» создавалась для включения в «Великие Минеи Четьи» — собрание хроник и житий, но… но включено не было. Причины лежат как раз в особенностях повествования: Еразм рисует князя и будущую княгиню муромских как обыкновенных людей со своими страстями. Правда, митрополит разрешил само произведение назвать житием и «издать» — так что уже через несколько лет текст широко распространился по всей стране.
Св.Петр и Феврония Муромские |
Петр и Феврония: кто они? Разговор об исторических прототипахХотя само произведение и было создано в XVI веке, легенда о Петре и Февронии появилась намного раньше, как и практика почитания святых — покровителей семьи. Сами муромские князья были канонизированы в 1547 году (повесть писала в преддверии события). |
В самом тексте Ермолая-Еразма нет никаких прямых указаний на то, какие муромские князья имеют в виду. Тем не менее, великие историки Владимир Осипович Ключевский и Евгений Евсигнеевич Голубинский провели необходимые изыскания, чтобы с большой долей вероятности предположить, о ком ведет речь публицист. По всей видимости князь Петр — это муромский князь Давид Юрьевич, время правления которого пришлось на начало XIII века.
Для тех, кто любит исторические детективы и поиск ошибок, у нас есть информация. День семьи, любви и верности отмечается 8 июля (25 июня). В «Книге глаголемой описание русских святых», которая на целый век старше самой Повести, именно 25 июня указывается в качестве даты смерти святых. Но если мы заглянем в летопись, где содержатся сведения о Давиде Муромском, то дата будет отличаться. Во-первых, на год, во-вторых, месяцем смерти князя назван апрель.
Есть и второй вариант прототипа Петра (о крестьянке-Февронии сведений нет вообще). По мнению еще одно историка позапрошлого столетия с интересной фамилией Квашин-Самарин, святой князь Петр — это муромский князь Петр, предок в будущем очень известных бояр Овцыных и Володимировых. Хотя кто не захочет себе в предки святого? Тем не менее, источники предлагают нам факты для подтверждения этой теории: в двух муромских синодиках — тексты для поминовения — есть информация о жизни такого князя и его двух братьев. Правда сама запись сделана позднее выхода «Повести о Петре и Февронии», и может быть копией уже с нее.
Третий вариант содержится в Легенде о Василии Рязанском и Муромском, где речь идет о князе и его супруге, жившим позже Давида Юрьевича, но намного раньше Петра из муромских синодиков. Подведя итог под всеми тремя источниками, можно сказать, что исторические прототипы Петра и Февронии, если и существовали, то жили в конце XIII века и, увы, абсолютно нам не известны.
Жили они долго и счастливо
Только бояре не успокаивались: пожелали они изгнать Февронию. На пиру прямо ей об этом и заявили: «Забирай богатств, сколько хочешь, и уходи!». Мудрая же княгиня молвила: «Обещайте мне дать то, что попрошу!», а после боярских заверений продолжила: «Ничего не прошу, только супруга моего, князя Петра!» Не нарушивший заповеди князь последовал за своей женой. Они покинули город. Во время «путешествия» по реке Оке Феврония наставляла на путь истинный заблудших и продолжала творить чудеса. Так, во время ужина срубили молодые деревца для того, чтобы смастерить рогатины для котла, а уже на утро, после благословения святой княгини Февронии, из них выросли большие деревья. Она утешала мужа: «Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!» И действительно, пришли на поклон бояре и попросили вернуться в город. Рассказали, что как только Петр и Феврония покинули город, каждый из бояр захотел править – начались убийства и смута. Муромский народ потребовал вернуть прежних правителей. И вернулись благоверные в родной город, и стали править по Заповедям Господним, справедливо и кротко, без жестокости и стяжательства, и милость творя всякому – «странников принимали, нагих одевали, голодных насыщали, бедных от напастей избавляли».
День семьи, любви и верности — неблагоприятное начало отношений Петра и Февронии
«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева» |
Феврония не хочет вылечить князя «просто так», даже зная о том, что Петр убил самого Змея-дьявола. По логике сказок, известных нам с детства, герой должен пройти испытание, чтобы получить прекрасную жену, но он его уже прошел! Увы, Феврония объявляет княжескому слуге следующие требования: «Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Князь Петр же не хочет брать себе в жены девушку «из леса», и он ее обманывает: принимает лечение, но обещание свое жениться на Февронии не исполняет. Казалось бы, грустный, но вполне реальный конец. Только вот Феврония — будущая святая —оказывается хитрее: она обманывает Петра. Передавая снадобье слуге Петра, она говорит следующее: «Пусть истопят князю вашему баню, пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!». Князь верит, уезжает, в ответ посылает дары, но из того злополучного струпа по телу вновь распространяется ужасная болезнь… |
Только после этого Петр возвращается ко своей целительнице, и она обещает, что князь будет исцелен, как только возьмет ее в жены. Что и происходит. Далее автор рассказывает нам об отношениях князя и Февронии уже в браке. Об испытаниях, которые ей приходится пройти из-за зависти знатных жен и нечестивых бояр. В итоге все заканчивается хорошо, и жизнь благочестивых и благоверных Петра и Февронии, пусть и полная сомнений и трудностей, действительно может стать наущением будущим поколениям.
Тем не менее, начало истории не похоже на образцовое знакомство ни двух влюбленных, ни двух святых. Дело в том, что Ермолай Еразм, хотя и не сомневается в святости простой девушки — в его повествовании она творит множество чудес Божьей милостью, но использует в своей повести элементы типичной европейской сказки о хитрой крестьянке. Возможно, желая приблизить житие к мирскому — простому — пониманию. Что и делает Повесть о Петре и Февронии уникальным произведением, а нас призывает задуматься и о браке, и о любви.