Не просто классики, а нежные романтики
Когда мы заводим речь о пушкинском видении зимы. Первое, что приходит на ум: «Буря мглою небо кроет…» Или не менее популярное, сидящее «в подкорочке»: «Мороз и солнце; день чудесный!» Наверное, это заслуга школы, — вбито в память накрепко. Но у того же Пушкина есть и гораздо менее известные строки, столь же выразительные, например, эти стихи про зиму, короткие и красивые.
***
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах все тёмно. У ворот
Затворы с тяжкими замками.
Везде покоится народ;
Утих и шум, и крик торговый;
Лишь только лает страж дворовый
Да цепью звонкою гремит.
И вся Москва покойно спит…
Столь же однобоко, а скорее, просто мало мы знаем и поэзию Николая Рубцова. Конечно, его мистическое предсказание: «Я умру в крещенские морозы, Я умру, когда трещат березы…» — не могло не остаться в памяти людей и в истории литературы. Тем более, что оно сбылось с идеальной точностью. Но у того же Рубцова есть и такие проникновенные стихи о зиме, наполненные ощущением света, легкие. Они как музыкальный подтекст бега изящной стремительной тройки:
***
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. И весь в светящемся снегу, Лось замирает на бегу На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони? Легко в упряжке скачут кони, И по дорогам меж полей, Как стаи белых голубей, Взлетает снег из-под саней…
Ах, кто не любит первый снег В замерзших руслах тихих рек, В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру!
А вот имена Тютчева, Фета, Бунина не случайно прочно и абсолютно верно ассоциируются с истинной задушевной лирикой. Это мастера слова, подлинные знатоки русской словесности, потому-то им так ярко удавались стихи про зиму и любые иные времена года. Они искренне любили эти широкие просторы и всегда, в любых обстоятельствах, оставались певцами родной природы.
***
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Федор Тютчев.
***
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
***
Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали; На стенах оледенелых блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи серебристый пух, Тишина холодной ночи занимает дух. Ветер спит, и все немеет, только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть.
Афанасий Фет.
Стихи Пушкина о природе
Александр Сергеевич, с одной стороны, был городским жителем. Детство он провел в Москве и Царском Селе, юность – в Одессе и других южных городах, взрослые годы – в Москве и Санкт-Петербурге. Но его неизменно притягивала волнующая красота природы. Будь то буйная южная зелень, грозные Кавказские горы, теплые ласковые волны Черного моря или яркие краски «золотой осени» севера, ослепительная белизна сверкающих на солнце сугробов – картины природы у него написаны так, что навсегда запечатлеваются в воображении читателя. Стихи о природе выучить легко, потому что строчки сами ложатся на память, как только вспоминаешь великолепный яркий рисунок, сделанный рукою мастера.
Стихи с поздравлениями с 1 днем лета
Так как лето у большинства из нас прочно ассоциируется с отпуском, отдыхом и романтическими прогулками теплыми ночами, неудивительно, что многие отправляют своим друзьям и близким стихи с 1 днем лета в качестве поздравления с наступлением июня. В этих стихах содержится и радость от прихода тепла, и предвкушение хорошего отдыха, и пожелание провести это лето так, чтобы оно стало незабываемым.
https://youtube.com/watch?v=xjdKTaZ_HB8
Поздравительные стихи с началом лета для друзей
Лучшие красивые и прикольные стихи с поздравлениями с первым днем лета для друзей и близких вы можете скачать здесь.
Пусть первый день лета подарит вам счастье,
Добро и везение вам принесет.
Желания, планы пускай воплотятся,
А жизнь ваша льется без бед и забот.
Пусть солнечный лучик для вас улыбнется,
Пусть песенку лета для вас пропоет.
Пускай ваша грусть пропадет, унесется,
А вечное счастье навеки придет!
Наконец-то наступило
Лето долгожданное:
Сказочное, теплое,
Милое, желанное.
С первым днем поры прекрасной
Всех вас поздравляю.
Теплых, ласковых минут
Лета вам желаю.
Лето! Лето, наступило,
Поздравляю с этим я,
Отдыха тебе желаю,
Радости, добра, тепла!
Лета яркого тебе, восторгов,
Веселиться, не грустить,
Настроенья чумового,
Все заботы позабыть!
Ждали долго и дождались,
Лето наконец пришло,
Солнце светит очень ярко,
Во дворе все расцвело,
Всех на свете поздравляем
С самым первым лета днем,
Наслаждайтесь каждым мигом,
Не печальтесь ни о чем!
Вот и лето наступило,
Как мечтали мы о нем.
Мы забыли все, что было,
В сказке летней мы живем.
Нас зовут и луг, и поле,
Речка, лес и дачный рай.
Летом детям всем раздолье,
Отдыхай и загорай.
Столько света, столько цвета,
Невозможно объяснить,
Вместе с радугой мы лето
Будем бережно хранить.
Примеры в прозе
Пушкин в своих повестях (в частности, в «Дубровском») мастерски передавал атмосферу происходящего, а также характерные черты отдельных героев при помощи описания природы. Рассказы о помещичьих имениях обязательно сопровождаются наблюдениями о красоте деревьев и растительности вокруг. Примером могут служить следующие выдержки из повести:
- Село Покровское, принадлежащее Троекурову — «Рядом с богатым и красивым имением вытекала широкая речка и извивалась между холмами; на одном из них под густой зеленью рощи возвышалась каменная церковь и колокольня».
- Имение Дубровского — «Налево от бедного дома отца располагалась берёзовая роща, которая была посажена, казалось, ещё совсем недавно. Молодые берёзки выросли и теперь стали высокими деревьями с широкими ветвями».
- Передача душевного состояния героя и сообщение его читателю (скорбь после смерти отца) — «сучья от кустарников постоянно его задевали и царапали, ноги вязли в болоте. Будущее являлось для него закрытым чёрными грозовыми тучами».
Характерно, что Пушкин, описывая дома богатых помещиков, очень подробно описывает различные материальные вещи, подчёркивая внешнюю красоту и роскошное убранство. Дом Дубровского значительно скромнее, однако описание природы здесь гораздо полнее и разнообразнее, что подчёркивает внутреннее благородство живущих здесь в сравнении с другими персонажами произведения.
Окружающий мир в «Дубровском» не живёт отдельно от человека — он является средством психологической характеристики героев, а также свидетельствует о мнении рассказчика (то есть Пушкина) о происходящих в повести событиях.
Природа в творчестве А. С. Пушкина
Вдохновение Пушкину дарила природа
Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы. Но очень часто поэт использует слова вполне обычные, из бытовой речи. И с такой же точностью достигает результата. Сравним два известных пушкинских стихотворения о зиме: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!» В этом стихотворении лексика возвышенная, она помогает передать ослепительную картину солнечного зимнего утра и приподнятое настроение автора. Поэт, как художник яркими красками рисует зиму, ее снежные покровы великолепны: «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;» Вот еще одно с детства любимое стихотворение о зиме: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Здесь настроение совсем другое, поэт хочет донести до читателя не описание восхитительного пейзажа, а свое ощущение от снежной вьюги за окном. В отличие от ямба в первом случае, он выбрал хорей — размер народных песен и прибауток. И слова он выбирает более «народные «: «лачужка», «старушка». Трудно поверить, что в этот момент Пушкин находился в лачуге. Даже если он остановился в избе, то это, наверняка, была чистая добротная изба. Но эти слова ему нужны для создания особого настроения: оно, вроде бы, грустное из-за зимы и вьюги, но в то же время в нем есть скрытая веселость автора, его ирония, юмор, желание пошутить и улыбнуться, «Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна?» Потому, когда читатель доходит до слов : «Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей, -» он понимает, что, собственно, никакого горя и нет. Просто погода такая. О зиме Пушкин написал немало, это время года он любил, так же как любил зимние забавы: санки, катание в санях, запряженных лошадьми. Интересные поэтические строки посвятил Пушкин и весне, хотя известно, что он не очень жаловал это время года. Однако известный отрывок из романа в стихах Евгений Онегин доказывает, что и весна вызывала вдохновение у великого поэта: «Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.» Уже самая первая строка, слова «гонимы», «вешние», которые так редко используются в обычной речи, дают нам понять об особом настроении, которое вызывает пробуждение природы от зимнего сна. А продолжение стихотворения заставляет радостно улыбаться в предчувствии чего-то хорошего: «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса.»
Что же касается лета, то Пушкин, обладавший хорошим чувством юмора, признавался: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь.» Видимо, жара была не по душе стихотворцу, он ждал осени, которую любил всей душой. Для Пушкина это было самое плодотворное время года, потому об осени и написано такое большое количество прекрасных стихотворений. Даже самые унылые картины осени вызывали вдохновенье, «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…» «Багрец», «золото», «прощальная краса», «очей очарованье» — каждое из этих слов лишь подчеркивает, как дорога осень поэту, он готов находить самые превосходные выражения. Есть и другие строфы, в которых Пушкин подтверждает, что из всех времен года ему больше всего нравится осень. Он согласен с тем, что другим приятнее лето или весна, но согласен оказаться в меньшинстве и любит то, что не нравится другим: «Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт.» Именно осенью поэту хорошо писалось, как известно, много его лучших стихотворений — и не только о природе — было написано как раз осенью. А осень, которую Александр Сергеевич провел в местечке Болдино, известная как Болдинская осень, стала расцветом его творчества. Почитаешь стихи Пушкина об этой поре года и тоже начинаешь ждать времени, когда «роняет лес багряный свой убор…»
Идея
Поэт пытается донести до читателя главную идею стихотворения, свое видение этого волшебного и своеобразного времени. Пушкин открывает перед читателем свою душу и признается в том, что с каждой осенью он расцветает вновь и призывает нас разглядеть в ней не только “унылую пору”, а еще время, когда можно поймать вдохновение, лишь взглянув на то, как стоят “в багрец и золото одетые леса”.
Главная мысль автора – заразить читателя красотой увядания, смерти замедленного действия, когда природа на прощание ликует и кружится в карнавале ярких красок, но все же в глубине тенистых садов уже слышится дыхание холода, предвестника зимы. Уметь разглядеть эту ни на что не похожую красоту – таинство, к которому прикасается тот, кто открывает поэтический сборник Пушкина и находит нужную страницу.
Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою
И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Ищите дурака!
Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.
Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!
Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе…
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле! (И. Шевчук)
Весной
О весне (отрывок из стихотворения «Осень»)
Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа, Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!
О весне (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Глава седьмая
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют; Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови! С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны На лоне сельской тишины! Или мне чуждо наслажденье, И все, что радует, живит, Все, что ликует и блестит Наводит скуку и томленье На душу мертвую давно И все ей кажется темно?
Глава восьмая
В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны.
Веселые и красивые стихи с 1 днем лета для учеников начальных классов школы — отличная подборка
Если воспитанники детских садов еще в полной мере не осознают все прелести летних каникул, то для учеников начальных классов 1 день лета — настоящий праздник, которые стоит встречать веселыми и красивыми стихами. Первый июньский день — это не только начало каникул, но еще и «профессиональный» праздник. Всемирный день защиты детей — отличный повод для поздравлений не только детей, но и их родителей. Веселыеи красивые стихи с 1 днемлета для учеников начальных классов школы из следующей подборки можно использовать в качестве универсальных поздравлений. Также они прекрасно подойдут для оформления тематических стенгазет и плакатов, приуроченных к 1 июня.
Подборка веселых и красивых стихов для учеников начальной школы про 1 день лета
Варианты веселых и красивых стихов о первом дне лета для детей младшего школьного возраста далее.
Лето! Лето, наступило, Поздравляю с этим я, Отдыха тебе желаю, Радости, добра, тепла! Лета яркого тебе, восторгов, Веселиться, не грустить, Настроенья чумового, Все заботы позабыть!
Вот и лето наступило, Как мечтали мы о нем. Мы забыли все, что было, В сказке летней мы живем. Нас зовут и луг, и поле, Речка, лес и дачный рай. Летом детям всем раздолье, Отдыхай и загорай. Столько света, столько цвета, Невозможно объяснить, Вместе с радугой мы лето Будем бережно хранить.
Вот и наступило лето, Все окончены запреты. Будем дружно отдыхать, И под солнцем загорать. Поздравляю вас друзья, Всем веселья и тепла. Чтобы было все отлично, Летом будем веселиться.
Какое любимое время года у Пушкина – стихи
В стихах автор уделяет внимание всем сезонам. Для отображения каждого он использует различные эпитеты, средства выразительности
Осень – любимое время года Пушкина, его он характеризует с особым энтузиазмом. Рассмотрим описание сезонов в стихах поэта:
- Зимний пейзаж можно сравнить с водоворотом. Он затягивает, приглашая в волшебный, сказочный мир. Грациозные заснеженные деревья, очаровательные белоснежные холмы, падающие снежинки.
- Осенняя пора. Александр Сергеевич был в восторге от ноября, но октябрь, сентябрь также вызывали в нем особенные чувства. Автор уверяет, что именно осенью приходит вдохновение, желание творить, создавать новые шедевры.
- Летние дни. В стихотворениях автор описывает лето как чудесную атмосферу с чарующими пресноводными реками, могущественными хвойными лесами и высокими температурами.
- Весенний период. Напоминает писателю о юности, беззаботности, страсти, пылких чувствах.
«Дар напрасный, дар случайный»
Стихотворение, написанное 26 мая 1828 года, относится к философской лирике. В нем 3 строфы. Стихотворение напечатано в 1830 году в альманахе «Северные цветы». Стихотворение датировано 26 мая и имеет название «На день рождения». В этом произведении поэт задумывается о смысле жизни. Написано оно четырехстопным хореем, рифмы перекрестные.
Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?Иль зачем судьбою тайнойТы на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властьюИз ничтожества воззвал,Душу мне наполнил страстью,Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:Сердце пусто, празден ум,И томит меня тоскоюОднозвучный жизни шум.
Молодежь стала мало читать Пушкина и других поэтов, тем самым обедняя себя, свой разум, душу. Его стихотворения понятны, легки, затрагивают самые сокровенные струны души. Поэтому образованные люди продолжают читать Пушкина, по его произведениям ставятся фильмы, театральные постановки.
«Деревня»
В стихотворениях поэта, которые он посвятил природе, можно отметить не только особенность восприятия красоты автором, но и его жизненные позиции и взгляды. Здесь особенно хорошо прослеживается его вольнолюбие и патриотизм.
Хорошим доказательством этого служит его стихотворение «Деревня». В нем автор показывает читателю неяркую, но пленительную и захватывающую природу средней полосы России. Описывая деревенские пейзажи, он показывает свою настоящую любовь к родному дому – России. Он очень любит народ, обычный, простой, который безустанно продолжает трудиться на этих просторах.
Полностью погрузившись в эту умиротворенную картину сельского пейзажа, лирическому герою удается отдохнуть от всей суеты, царящей вокруг в его повседневной жизни. Именно в этом произведении хорошо видно любовь автора к своде, которую он ценил больше всего в жизни.
Если сделать вывод исходя из пейзажной лирики автора, то можно сказать, что он сумел донести до читателя весь тот волшебный мир природы, который наполнен очаровательными звуками. Благодаря близости к природе, человек начинает ценить свою Родину, свободу, его мысли становятся более мудрыми, а душа милосерднее.
Александр Сергеевич Пушкин – стихи о природе
Мир природы не обошел стороной ни одного поэта или писателя. Вот и в творчестве Александра Сергеевича природа занимает особое место. В каждом из своих стихотворений он, так или иначе, затрагивал тему природы. Александр Сергеевич относится к тем поэтам, для кого окружающая среда значила очень много. Природа успокаивала его, вдохновляла, вселяла надежду, а так же наводила на размышления. Все это хорошо прослеживается во всем творческом пути поэта. Он умел её не только видеть, но и чувствовать, понимать.
Окунаясь в изучение прекрасных стихотворений поэта, мы переносимся в неповторимый мир пушкинской лирики. Ему удается перенести читателя к морю, показать ему высоты Кавказа, или вовсе отправиться на прогулку в деревню. Сам же он частенько отправлялся на прогулку по зимней дороге, наслаждаясь таким приятным звоном колокольчика.
Стихотворения Пушкина, которые легко выучить
Возрождение
Художник-варвар кистью сонной Картину гения чернит И свой рисунок беззаконный Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами, Спадают ветхой чешуей; Созданье гения пред нами Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья С измученной души моей, И возникают в ней виденья Первоначальных, чистых дней.
1819 год
Картина Рафаэля «Святое семейство» попала в Россию еще в восемнадцатом веке. Уже тогда «художник-варвар», которому поручали переписать в реставрационных целях, нанес ей ущерб. Только в начале XIX века картину очистили от части поздних наслоений и вернули первоначальный вид. Именно в таком виде ее и увидел в Эрмитаже Пушкин.
Рекомендуем ⇒ Стихи Сергея Есенина о любви
Опрятней модного паркета
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.
Отрывок из «Евгения Онегина».
Я памятник себе воздвиг нерукотворный
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
Стихотворение является вольным переложением 30-й оды Горация Ad Melpomenen (К Мельпомене).
Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским, который внес в него литературную правку, уже после смерти Пушкина. Оно датировалось 1836 годом. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений великого поэта в 1841 году.
Анна Петровна Керн
Я помню чудное мгновенье («К***»)
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
1825 год
Соловей и кукушка
В лесах, во мраке ночи праздной, Весны певец разнообразный Урчит, и свищет, и гремит; Но бестолковая кукушка, Самолюбивая болтушка, Одно куку свое твердит, И эхо вслед за нею то же. Накуковали нам тоску! Хоть убежать. Избавь нас, боже, От элегических куку!
1825 год
LiveInternetLiveInternet
Александр Сергеевич Пушкин
Поднялся шум; свирелью полевой Оглашено моё уединенье, И с образом любовницы драгой Последнее слетело сновиденье. С небес уже скатилась ночи тень. Взошла заря, блистает бледный день — А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов, Где милая ходила в вечер ясный; На берегу, на зелени лугов Я не нашёл чуть видимых следов, Оставленных ногой её прекрасной. Задумчиво бродя в глуши лесов, Произносил я имя несравненной; Я звал её — и глас уединенный Пустых долин позвал её в дали. К ручью пришёл, мечтами привлечённый; Его струи медлительно текли, Не трепетал в них образ незабвенный. Уж нет её!.. До сладостной весны Простился я с блаженством и с душою. Уж осени холодною рукою Главы берёз и лип обнажены, Она шумит в дубравах опустелых; Там день и ночь кружится жёлтый лист, Стоит туман на волнах охладелых, И слышится мгновенный ветра свист. Поля, холмы, знакомые дубравы! Хранители священной тишины! Свидетели моей тоски, забавы! Забыты вы… до сладостной весны!
Элегические мотивы, возникающие в пушкинском творчестве последних лицейских лет, обусловлены автобиографическими причинами. Юный автор был неравнодушен к Екатерине Бакуниной, сестре одного из товарищей по учебе, семья которого недолгое время проживала в Царском Селе. Произведение, датированное 1816 г., отражает чувства влюбленного юноши, пережившего отъезд Бакуниных в столицу, пришедшийся на осень того же года. Это событие вдохновило поэта и на создание «Разлуки» («Когда пробил последний счастью час…»), герой которой не может избавиться от уныния и «губительной скуки».
Соколов. Екатерина Бакунина
Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер — природная зарисовка оставляет печальное впечатление.
Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья
Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность — с целительным воздействием сна-мечты.
Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.
Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.
Текст: pishi-stihi.ru
Средства художественной выразительности
Стихотворение А.С. Пушкина «Осень» наполнено различными тропами:
- Особенно много эпитетов, продающих яркость и выразительность произведению: “осенний хлад ”, “ блестящие тревоги”, “блистающим копытом» и др..
- Не обходится в стихотворении и без использования метафор: «роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей», «будит лай собак уснувшие дубравы», «весной я болен; кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены»,
- Также автор использует сравнение «как поля, мы страждем от засухи», чтобы передать, насколько ему ненавистно лето.
- «Унылая пора — очей очарование» — это антитеза.
- Также мы часто видим применение инверсии: «И рифмы легкие навстречу им бегут».
- Новаторским приемом является употребление междометий: «Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут».
- В отношении осени автор употребляет развернутую метафору, сравнивая ее с чахоточной девой.
- Мы нередко встречаем в тексте олицетворения: «Легко и радостно играет в сердце кровь».
- Интересно наблюдать использование синекдохи: «обув железом острым ноги».
Таким образом,Александр Сергеевич Пушкин мастерски проанализировал все времена года и показал всю прелесть осеннего пейзажа. Осень — восхитительное время, наполненное прекрасными чувствами, мыслями и переживаниями.