Как запомнить падежи

Склонение существительных

Каждое существительное может склоняться. Различают 1, 2 и 3 склонения, также слова, относящиеся к данной части речи, могут быть разносклоняемыми.
К ним относятся слова «путь», «десять» и существительные, оканчивающиеся на «мя».

Склонение существительных, таблица.

Падеж I склонение II склонение III склонение
Жен. род Муж. род Муж. род Ср. род Жен. род
Именительный Дорога
Папа

Костя

Арбузÿ Жито

Море

Сольÿ
Родительный Дороги
Папы

Кости

Арбуза

Корня

Жита

Моря

Соли

Грани

Дательный Дороге
Папе

Косте

Арбузу

Корню

Житу

Морю

Соли

Грани

Винительный Дорогу
Папу

Костю

Арбузÿ Жито

Море

Сольÿ
Творительный Дорогой

Аней

Папой

Костей

Арбузом

Корнем

Житом

Морем

Солью

Гранью

Предложный О дороге

Об Ане

О папе

О Косте

Об арбузе

О корне

О жите

О море

О соли

О грани

Внимание!
Только именительный падеж считается прямым, прочие косвенные. Падежи и вопросы

Падежи и вопросы

Падеж и вспомогательное слово

Предлоги

Окончания по числам
Ед. ч.
III скл.
Именительный Кто? (отец). Что? (телефон) Отец всегда много читал.

Телефон звонил по несколько раз на день.

Без предлогов -а, -я -, -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный Кого? (родителей). Чего? (вдохновения) Родителей на кухне не было.

Пришлось рисовать без вдохновения.

Вокруг, у, до, с, из, возле, для, от, без, около, после -ы, -и -а, -я -ов, -, ев, -ей
Дательный Кому? (котенку). Чему? (потолку) Маша налила котенку молочка.

К потолку крепились гирлянды.

По, к -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный Кого? (друга). Что? (дом) Мы позвали друга с собой.

Переезд в новый дом не радовал.

Через, за, в, на, про -у, -ю -о, -е -, -и, -ы, -а, -я
Творительный

(любуюсь)

Кем? (художником). Чем? (творением) Она всегда мечтала стать художником.

Уже пятый час Катя любовалась своим творением.

Под, за, перед, с, над -ой/ою, -ей/ею -ом, -ем -ами, -ями
Предложный О ком? (о Маше) О чем? (о путешествии) О Маше мы даже не вспомнили.

Мама давно думала об этом путешествии.

Об, в, о, при, на -е, -и -е, -и -ах, -я

Как легко выучить падежи

Как легко и просто определить падеж существительного и прилагательного

Неправильное применение падежей: какой вид ошибки?

Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.

Выделяют 2 основные ошибки,
которые связаны:

  • с неправильным определением склонения существительного
  • с неуместным применением предлогов

Особое внимание требуют предлоги:

  • благодаря
  • согласно
  • вопреки
  • подобно
  • наперекор
  • наперерез

Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.

Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:

  • Ввиду.
    Текущий предлог практикуется лишь в родительном падеже. Например, ввиду избытка (чего?) денег.
  • Такое высказывание, как «вместе с»
    требует творительного падежа, поскольку имеет весомость совместного действия. Например, играться вместе с (кем?) племяшкой.
  • Также, предлог «наряду с»
    запрашивает тоже творительного падежа. Например, наряду с прочими (чем?) вещами.
  • А вот после выражения «по»
    наречие запрашивает предложного падежа. Если имеется значение «после чего-то». Например, по завершению договора.

Стихи и поговорки для заучивания падежей

Самый распространенный вариант стихотворения для заучивания падежей звучит так:

И
ван Р
одил Д
евчонку, В
елел Т
ащить П
еленку.

Каждое слово в этом стишке начинается с буквы, которая соответствует одному из падежей в установленном порядке. Иван — именительный падеж, Родил — родительный, Девчонку — дательный, Велел — винительный, Тащить — творительный и Пеленку — предложный.

Обычно этот стишок запоминается очень легко, и дети больше не имеют проблем с заучиванием последовательности падежей.

Существует и другой вариант:

И
ван Р
убил Д
рова, В
асилиса Т
опила П
ечь.

Этот вариант запоминается хуже, поскольку в нем отсутствует рифма, но он считается более литературным. По этой причине многие учителя предлагают школьникам для запоминания именно его. Встречаются небольшие различия в этой поговорке, например:

И
ван Р
убил Д
рова, В
елел Т
ащить П
илу.

Есть варианты, более сложные для запоминания, но сохраняющие последовательность падежей:

Иван Рулил по Дороге, Встретил Товарища Павла.

Ира Работящая Девушка, Витя Тоже Прилежный.

Извините, Родители, Дети Вас Тоже Прощают.

Ирина Родила Девочку Верочку, Толстую, Пузатую.

Можно придумать такую поговорку самостоятельно. При этом вы можете использовать имена и события, которые будут близки и понятны именно вашему ребенку.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го языка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии падежа:

Определение

Падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма име­ни, ука­зы­ва­ю­щая на его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам в предложении.

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

Определение

Паде́ж в язы­ках флек­тив­но­го (син­те­ти­че­ско­го) или агглю­ти­на­тив­но­го строя — сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен­ных и место­имён­ных частей речи (суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных) и близ­ких к ним гибрид­ных частей речи (при­ча­стий, герун­ди­ев, инфи­ни­ти­вов и проч.), выра­жа­ю­щая их син­так­си­че­скую и/или семан­ти­че­скую роль в предложении.

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Сравните:
клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ранний.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и предлогами.

Определение падежа существительного

Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:

  1. первый шаг — найти слово, к которому относится исследуемое существительное;
  2. второй шаг — поставить от этого слова к существительному вопрос.

Например, по вопросу и по окончанию определяем падеж существительного «бабушка».

голос (кого?) бабушки (р. п.)

Люблю (кого?) бабушку (в. п.)

В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:

  • прислониться к (чему?) стене — д. п.;
  • висит на (чём?) стене — п. п.;
  • хвост у (кого?) лошади — р. п.;
  • скакать на (ком?) лошади — п. п.

Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем , о том, как определить склонение.

Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных

На заметку!
А вы знали, что существовали ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?

Рубинчик Людмила Ивановна

Определение падежа у разных слов

Как правильно определить падеж с помощью вспомогательных слов?

Есть рыба (кто, что) — именительный;

Нет рыбы (кого, чего) — родительный;

Дам рыбе (кому, чему) — дательный;

Вижу рыбу (кого, что) — винительный;

Доволен рыбой (кем, чем) — творительный;

Думаю о рыбе (о ком, о чем) — предложный.

Для примера рассмотрим предложение: «Рыба не влезла в бочку.» В этом предложении два существительных: рыба, бочку. Подставляем вспомогательные слова: есть (кто, что) рыба — именительный падеж; вижу (кого, что) бочку — винительный падеж.

Подставляя к слову нужный вопрос, можно определить и падеж местоимений. Примеры: ей не дали билет. Ей (кому, чему) — дательный падеж. Все время думаю о нем. О нем (о ком, о чем) — предложный падеж.

Если возникают затруднения, то можно заменить местоимение подходящим по смыслу существительным: все время думаю о сыне. О сыне (о ком) — предложный падеж.

Когда уже понятно, как определить падеж у местоимений и существительных, можно рассмотреть числительные и прилагательные.

Как определить падеж прилагательного и числительного? Прилагательные и числительные имеют тот же падеж, как и существительные, к которым они относятся.

Например:

Плывет большая рыба. Большая рыба (кто, что) — именительный падеж.

Иду на первую встречу. Первую встречу (кого, что) — винительный падеж.

Если существительное в предложении опущено, то падеж можно определить, подставив подходящее по смыслу слово:

Идет самая красивая. Красивая (девушка) — кто, что — именительный падеж.

После десятого все закроют. Десятого (числа) — кого, чего — родительный падеж.

Если хорошо усвоить вышеизложенный материал, то вопрос о том, как определить падеж числительного, прилагательного, местоимения или существительного, больше у вас не возникнет.

Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.

Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.

Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи.
Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или

Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.

  • Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень
    (что?), ребенок
    (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
  • Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши
    .
  • Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
  • Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время,
    (вижу что?) знамя
    .
  • Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой
    , (доволен чем?) результатом
    .
  • Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой
    ; (думаю о чем?) о защите диссертации
    .

Таблица падежей русского языка с вопросами:

Вопросы падежей существительных

Узнаем, какие вопро­сы мож­но поста­вить к име­ни суще­стви­тель­но­му в фор­ме любо­го паде­жа. Для это­го вспом­ним, что име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют живые и нежи­вые объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти. В свя­зи с этим в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные, к кото­рым ста­вят­ся раз­ные падеж­ные вопросы.

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным поста­вим вопросы:

кто? кого? кому? кого? кем? о ком?

К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным сле­ду­ет задать вопросы:

что? чего? чему? что? чем? о чём?

Сравним:

  • (кто?) друг, имя (кого?) дру­га, позво­ню (кому?) дру­гу, пой­ду (с кем?) с другом;
  • (что?) вет­ка, вет­ка (чего?) ябло­ни, накло­ню (что?) вет­ку, машет (чем?) вет­кой.
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный (дать) кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный (дово­лен) кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Рассмотрим харак­тер­ные осо­бен­но­сти каж­до­го падежа.

Именительный падеж

Именительный падеж суще­стви­тель­но­го так назван, пото­му что он непо­сред­ствен­но даёт имя лицу или пред­ме­ту. Это пря­мой падеж в отли­чие от осталь­ных паде­жей, кото­рые назы­ва­ют­ся кос­вен­ны­ми. К сло­вам в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа поста­вим вопро­сы кто? что?

  • (кто?) мама, маль­чик, приятель;
  • (что?)  зем­ля,  сон, обла­ко, вещь.

Существительные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа не име­ют пред­ло­га и выпол­ня­ют роль под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии. С помо­щью изме­не­ния окон­ча­ния име­ни­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных обра­зу­ют­ся фор­мы кос­вен­ных падежей.

Родительный падеж

В древ­не­рус­ском язы­ке назва­ние это­го паде­жа зву­ча­ло как «ро́дный». Этот падеж ука­зы­вал на род­ство, обо­зна­чал, како­го рода лицо, о кото­ром идет речь:

  • сын (кого?) Степана;
  • дочь (кого?) Василия.

Существительные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кого? чего?  Родительный падеж помо­га­ют офор­мить предлоги:

без, до, для, вокруг, око­ло, от, ради, у и др.

  • пода­рок (для кого?) для мамы;
  • имя (кого?) мальчика;
  • зво­нок (кого?) приятеля;
  • отплы­ли (от чего?) от зем­ли;
  • обой­дем­ся (без чего?) без пла­ща.

Дательный падеж

Дательный падеж, пожа­луй, вовсе не жад­ный. Он готов пода­рить, отдать кому-то или чему-то всё, что имеет.

К суще­стви­тель­ным в фор­ме датель­но­го паде­жа ста­вим вопро­сы кому? чему? В этой падеж­ной фор­ме при­ме­ня­ем предлоги:

к, по, бла­го­да­ря, соглас­но, вопреки

  • отдам (кому?) подру­ге;
  • не рад (чему?) изве­стию;
  • подой­ду (к кому?) к мастеру;
  • добав­лю (к чему?) к тесту;
  • гуля­ем (по чему?) по лугу.

Винительный падеж

Винительный падеж нико­го ни в чём не обви­ня­ет, а обо­зна­ча­ет, что непо­сред­ствен­но на лицо или пред­мет направ­ле­но дей­ствие. К суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа поста­вим вопро­сы кого? что?

В оформ­ле­нии этой падеж­ной фор­мы участ­ву­ют предлоги:

в (во), на, за, про, через

  • люб­лю (кого?) бра­тиш­ку;
  • рас­ска­зал (про кого?) про бел­ку;
  • назо­вем (что?) имя;
  • верю (во что?) в спра­вед­ли­вость;
  • пры­га­ет (через что?) через ска­кал­ку.

Творительный падеж

Название тво­ри­тель­но­го паде­жа свя­за­но с гла­го­лом «тво­рить». Его мож­но назвать инстру­мен­таль­ным. С его помо­щью гово­ря­щий обо­зна­ча­ет ору­дие или инстру­мент, кото­рый помо­га­ет выпол­нить дей­ствие, или назы­ва­ет того, кто его выпол­ня­ет. Существительные в фор­ме тво­ри­тель­но­го отве­ча­ют на вопро­сы кем? чем?

Творительный падеж оформ­ля­ет­ся с помо­щью предлогов:

за, над, с (со), меж­ду, перед, под

Участие пред­ло­гов рас­ши­ря­ет смыс­ло­вое зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа, кото­рый с их помо­щью выра­жа­ет так­же место действия.

  • ска­зан­ное (кем?) учи­те­лем;
  • выстру­гать (чем?) рубан­ком;
  • сту­чать (чем?) молот­ком;
  • посе­ять (меж­ду чем?) меж­ду рядами;
  • кру­жил (над чем?) над лесом;
  • спря­тал­ся (под чем?) под водой.

Предложный падеж

Предложный падеж не зря так назы­ва­ет­ся. Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма име­ни суще­стви­тель­но­го все­гда име­ет предлог

в (во), о (об), на, при

Предложный падеж отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём? Эта падеж­ная фор­ма исполь­зу­ет­ся для сооб­ще­ния о ком-то или о чём-то, обо­зна­че­ния вре­ме­ни или места, где про­ис­хо­дит действие:

  • вспом­нил (о ком?) об однокласснике;
  • сти­хи (о чём?) о дружбе; 
  • живет (на чём?) на севере;
  • спит (в чём?) в колыбели;
  • лицей (при чём?) при консерватории.

Особенности восприятия детей начальной школы

  • Если у ребенка возникли некоторые проблемы с учебой

    , не поленитесь просмотреть вместе с ним материал следующего урока. Это поможет ему лучше понять и больше вникнуть в объяснения и слова учителя.
  • Необходимо учитывать индивидуальность и способности

    ребенка. Стоит запастись терпением, потому как ребенок может часто ошибаться, он просто не в силах надолго запомнить то, что вы ему говорили, например, около пяти минут назад.
  • Особенно сложно тем детям, которые отличаются бурной активностью

    и не способны на месте усидеть на месте более двадцати минут. Реагируйте умеренно, без агрессии. Понадобится, естественно, много упорного труда и времени, но оно того стоит.
  • Дети, не привыкшее к большой умственной нагрузке

    , бывают очень мнительны к выполнению домашних заданий. Стоит придерживаться рамок, не показывать, что дом — это как вторая школа.
  • Юному школьнику порой бывает сложно сконцентрироваться

    на чем-то одном, то птичка за окном запоет, то ручка сама собой упадет. Нужно помогать ему, делать уроки вместе с ним, но не ЗА него.

Падежи прилагательных

Имя прилагательное – хитрая часть речи: она пристраивается к существительному и приспосабливается к его форме, в том числе падежной. Поэтому легче всего определить падеж прилагательных по существительному: Любуюсь белым снегом

. Любуюсь (чем?)снегом . Существительноеснегом – творительного падежа, значит, и прилагательноебелым – творительного падежа. Можно пользоваться и таблицей:

Название Существительное помощник Вопросы Пример
Именительный есть — Сайт, Игра Какой? Какая? Популярный, Познавательная
Родительный нет — Сайта, Игры Какого? Какой? Популярного, Познавательной
Дательный дать — Сайту, Игре Какому? Какой? Популярному, Познавательной
Винительный вижу — Сайт, Игру Какой? Какую? Популярный, Познавательную
Творительный доволен — Сайтом, Игрой Каким? Какой? Популярным, Познавательной
Предложный думаю — о Сайте, об Игре О каком? О какой? О популярном, О Познавательной

Но эта таблица будет полезна скорее для правильного написания окончаний, чем для определения падежей прилагательных, потому что некоторые вопросы и падежные формы совпадают.

Несклоняемые прилагательные

Есть небольшая группа несклоняемых имён прилагательных. Они не изменяются и не имеют окончаний. Приведём пример:

  • цвет хаки – цвета хаки,
  • язык хинди – на языке хинди,
  • юбка макси – с юбкой макси,
  • стиль ампир – в стиле ампир и др.

Особыми несклоняемыми прилагательными являются краткие прилагательные. Они способны менять род и число, но по падежам не изменяются: «Как прекрасен

этот мир, посмотри…» (Ю. Антонов). Кстати, в древнерусском языке краткие прилагательные могли склоняться, о чём свидетельствуют примеры в русских народных сказках:добра молодца – к добру молодцу. К таким несклоняемым прилагательным относятся и краткие прилагательные, не имеющие полных форм:рад, горазд, намерен, должен, готов и др.

Вопросы падежей существительных

Узнаем, какие вопро­сы мож­но поста­вить к име­ни суще­стви­тель­но­му в фор­ме любо­го паде­жа. Для это­го вспом­ним, что име­на суще­стви­тель­ные назы­ва­ют живые и нежи­вые объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти. В свя­зи с этим в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют оду­шев­лен­ные и неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные, к кото­рым ста­вят­ся раз­ные падеж­ные вопросы.

К оду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным поста­вим вопросы:

кто? кого? кому? кого? кем? о ком?

К неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным сле­ду­ет задать вопросы:

что? чего? чему? что? чем? о чём?

Сравним:

  • (кто?) друг, имя (кого?) дру­га, позво­ню (кому?) дру­гу, пой­ду (с кем?) с другом;
  • (что?) вет­ка, вет­ка (чего?) ябло­ни, накло­ню (что?) вет­ку, машет (чем?) вет­кой.
ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный (дать) кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный (дово­лен) кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Рассмотрим харак­тер­ные осо­бен­но­сти каж­до­го падежа.

Именительный падеж

Именительный падеж суще­стви­тель­но­го так назван, пото­му что он непо­сред­ствен­но даёт имя лицу или пред­ме­ту. Это пря­мой падеж в отли­чие от осталь­ных паде­жей, кото­рые назы­ва­ют­ся кос­вен­ны­ми. К сло­вам в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа поста­вим вопро­сы кто? что?

  • (кто?) мама, маль­чик, приятель;
  • (что?)  зем­ля,  сон, обла­ко, вещь.

Существительные в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа не име­ют пред­ло­га и выпол­ня­ют роль под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии. С помо­щью изме­не­ния окон­ча­ния име­ни­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных обра­зу­ют­ся фор­мы кос­вен­ных падежей.

Родительный падеж

В древ­не­рус­ском язы­ке назва­ние это­го паде­жа зву­ча­ло как «ро́дный». Этот падеж ука­зы­вал на род­ство, обо­зна­чал, како­го рода лицо, о кото­ром идет речь:

  • сын (кого?) Степана;
  • дочь (кого?) Василия.

Существительные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа отве­ча­ют на вопро­сы кого? чего?  Родительный падеж помо­га­ют офор­мить предлоги:

без, до, для, вокруг, око­ло, от, ради, у и др.

  • пода­рок (для кого?) для мамы;
  • имя (кого?) мальчика;
  • зво­нок (кого?) приятеля;
  • отплы­ли (от чего?) от зем­ли;
  • обой­дем­ся (без чего?) без пла­ща.

Дательный падеж

Дательный падеж, пожа­луй, вовсе не жад­ный. Он готов пода­рить, отдать кому-то или чему-то всё, что имеет.

К суще­стви­тель­ным в фор­ме датель­но­го паде­жа ста­вим вопро­сы кому? чему? В этой падеж­ной фор­ме при­ме­ня­ем предлоги:

к, по, бла­го­да­ря, соглас­но, вопреки

  • отдам (кому?) подру­ге;
  • не рад (чему?) изве­стию;
  • подой­ду (к кому?) к мастеру;
  • добав­лю (к чему?) к тесту;
  • гуля­ем (по чему?) по лугу.

Винительный падеж

Винительный падеж нико­го ни в чём не обви­ня­ет, а обо­зна­ча­ет, что непо­сред­ствен­но на лицо или пред­мет направ­ле­но дей­ствие. К суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа поста­вим вопро­сы кого? что?

В оформ­ле­нии этой падеж­ной фор­мы участ­ву­ют предлоги:

в (во), на, за, про, через

  • люб­лю (кого?) бра­тиш­ку;
  • рас­ска­зал (про кого?) про бел­ку;
  • назо­вем (что?) имя;
  • верю (во что?) в спра­вед­ли­вость;
  • пры­га­ет (через что?) через ска­кал­ку.

Творительный падеж

Название тво­ри­тель­но­го паде­жа свя­за­но с гла­го­лом «тво­рить». Его мож­но назвать инстру­мен­таль­ным. С его помо­щью гово­ря­щий обо­зна­ча­ет ору­дие или инстру­мент, кото­рый помо­га­ет выпол­нить дей­ствие, или назы­ва­ет того, кто его выпол­ня­ет. Существительные в фор­ме тво­ри­тель­но­го отве­ча­ют на вопро­сы кем? чем?

Творительный падеж оформ­ля­ет­ся с помо­щью предлогов:

за, над, с (со), меж­ду, перед, под

Участие пред­ло­гов рас­ши­ря­ет смыс­ло­вое зна­че­ние тво­ри­тель­но­го паде­жа, кото­рый с их помо­щью выра­жа­ет так­же место действия.

  • ска­зан­ное (кем?) учи­те­лем;
  • выстру­гать (чем?) рубан­ком;
  • сту­чать (чем?) молот­ком;
  • посе­ять (меж­ду чем?) меж­ду рядами;
  • кру­жил (над чем?) над лесом;
  • спря­тал­ся (под чем?) под водой.

Предложный падеж

Предложный падеж не зря так назы­ва­ет­ся. Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма име­ни суще­стви­тель­но­го все­гда име­ет предлог

в (во), о (об), на, при

Предложный падеж отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём? Эта падеж­ная фор­ма исполь­зу­ет­ся для сооб­ще­ния о ком-то или о чём-то, обо­зна­че­ния вре­ме­ни или места, где про­ис­хо­дит действие:

  • вспом­нил (о ком?) об однокласснике;
  • сти­хи (о чём?) о дружбе; 
  • живет (на чём?) на севере;
  • спит (в чём?) в колыбели;
  • лицей (при чём?) при консерватории.

Падежная система

Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе школьной грамматики. А об остальных речь пойдет далее.

  • Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже. Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
  • Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку, (где?) на шифоньере, (где?) в носу.
  • Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
  • Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
  • Отложительный. Он употребляется с предлогом из. Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
  • Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
  • Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
  • Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.

Как запомнить вопросы к падежам

Каждый падеж должен с чем-то ассоциироваться, чтобы в уме появлялась картинка или история, связанная с его названием. Тогда вопросы к падежу будет просто запомнить.

Вопросы к именительному падежу

Именительный падеж запоминается очень легко: это обычные вопросы «кто?» и «что?». В большинстве случаев он не вызывает затруднений.

Вопросы к родительному падежу

Родительный падеж немного сложнее, но и его можно запомнить раз и навсегда. Представьте себе родителей, которые дали своей дочке почитать книжку и ушли. Вернувшись, они не обнаружили ни дочки, ни книжки. Родители задают вопрос: «нет кого?» – «дочки», «нет чего?» – книжки. Оказывается, дочка убежала вместе с книжкой на улицу.

Вопросы к винительному падежу

Винительный. Виню кого? Например, сестру, они забрала игрушки. Виню что? Дождь за то, что он испортил мне прогулку на улице.

Вопросы к творительному падежу

Творительный. Чаще всего для запоминания этого падежа используют слово «горжусь» – «кем?», «чем?». Но можно использовать и слово «творю» – «чем?». Обычно мы творим карандашами, красками, инструментами.

Вопросы к предложному падежу

Предложный падеж можно запомнить следующим образом. Предлагаю подумать – «о ком?», «о чём?». Предлагаю подумать о погоде, о друзьях, о новом задании.

Если суммировать всю вышеперечисленную информацию, то можно составить следующую таблицу падежей:

Падеж

Вопросы

Он

Она

Оно

Кто?

Что?

Кто?

Что?

Что?

1

Именительный

Кто? Что?

друг

стол

подруга

вода

яблоко

2

Родительный

Кого? Чего?

друга

стола

подруги

воды

яблока

3

Дательный

Кому? Чему?

другу

столу

подруге

воде

яблоку

4

Винительный

Кого? Что?

друга

стол

подругу

воду

яблоко

5

Творительный

Кем? Чем?

другом

столом

подругой

водой

яблоком

6

Предложный

О ком? О Чём?

друге

столе

подруге

воде

яблоке

Падежные окончания

При изменении имён по падежам меняется не все слово, а лишь его окончание. Оно зависит от склонения самого слова и от того, в каком числе (единственном или множественном) оно употреблено. В склонениях по падежам нет исключений, потому можно выучить наизусть окончания или пользоваться специальными табличками. Система падежных окончаний отличается для существительных и прилагательных имён.

Если вы не знаете, какое окончание подставить в том или ином падеже, есть простой способ проверить это без таблиц. Разберем пример.

Дети решали задачу на урок_.

На слух здесь можно подставить окончание -е или окончание -и. Какое из них верное?

Чтобы подставить подходящую букву, давайте сперва выясним, какой падеж употреблен, задав вспомогательный вопрос. Решали на (ком? чём?) урок_. Падеж – предложный.

Затем подбираем проверочное слово, у которого в предложном падеже отчетливо слышна гласная буква на конце. Оно должно иметь аналогичное склонение и быть употреблено в единственном числе.

«Урок» – имеет второе склонение и взято в единственном числе. В качестве проверочного возьмем слово «корабль». Плыть на (ком? чём?) – на корабле. Здесь в окончании буква «е» слышится отчетливо. Значит, и в слове «урок» мы будем использовать её. Вот что у нас получится:

Дети решали задачу на уроке.

Такой способ подбора окончаний достаточно прост. Достаточно понять принцип и уметь склонять разные слова.

Таблицы с примерами

В школе склонение начинают выполнять с имен существительных. Посмотрим, как изменяются слова. Таблица с примерами №1:

И. п. весна пешеход время яйцо тень
Р. п. весны пешехода времени яйца тени
Д. п. весне пешеходу времени яйцу тени
В. п. весну пешехода время яйцо тень
Т. п. весной пешеходом временем яйцом тенью
П. п. весне пешеходе времени яйце тени

Таблица с примерами №2:

  Вопрос Пример №1 Пример №2 Пример №3 Пример №4
И. п. бежит кто или что? ручей Ваня лось вода
Р. п. далеко от кого или от чего? ручья Вани лося воды
Д. п. подхожу к кому или к чему? ручью Ване лосю воде
В. п. вижу кого или что? ручей Ваню лося воду
Т. п. любуюсь кем или чем? ручьем Ваней лосем водой
П. п. рассказываю о ком или о чем? ручье Ване лосе воде

Видео-урок по теме (3 класс):

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: