Как научить ребенка справляться с трудностями: 10 советов от психолога

Чего не следует делать

Цель совместных занятий с ребенком – научить его критически мыслить и решать проблемы самостоятельно. В противном случае, даже при наличии аттестата с отличными оценками, у ребенка неизбежно возникнут сложности во взрослой жизни.

Можно выделить то, чего родителям делать не следует:

  • сравнивать ребенка с другими, даже с родителями;
  • избегать фраз типа: «Я в твои годы»;
  • связывать выполнение домашнего задания с наказанием.

Если ребенок получил плохую оценку, в первую очередь, нужно разобраться в причинах. Ему может быть неинтересен предмет в целом, а, возможно, он просто не понял конкретную тему. Бывает и так, что ребенок, особенно подросток, переживает свои личные трудности, и ему не до учебы.

Следует помочь найти мотивацию для учебы, например, подобрать интересную литературу. Если ребенок определился с выбором будущей специальности, обсудить, какие учебные предметы помогут ему достичь намеченной цели. Не только ругать, но и хвалить его следует не за оценки, а за то, что он старается.

Нужно разделить время и пространство для учебы и игр.

Учеба должна быть основана на доверии. Ребенок должен доверять родителям и открыто обсуждать все свои проблемы. В то же время он должен научиться решать их самостоятельно

Это более важно для его последующей взрослой жизни, чем хорошие оценки

Нужно ли помогать финансово?

Одно из современных заблуждений – ребенок должен выйти в люди «полностью упакованным». В свободное плаванье чадо должно выйти с квартирой и машиной, образование – только высшее, работа – престижная, в какой-нибудь известной компании. А как же самостоятельность? Нет, естественно, мало найдется юношей и девушек, которые откажутся от всех этих подарков, но вот об этом ли они мечтают?

Это навязанный стереотип, с которым все теперь идут, размахивая флагами. А у всех ли есть такая возможность? Если у вас один ребенок, то можно поднапрячься, и дать на блюдечке с голубой каемочкой, но будет ли все это цениться? А если вы относитесь к многодетной семье? Что же теперь всех обеспечивать жильем? Боюсь, что в этом случае можно просто потерять себя.

На мой взгляд, наша задача, как родителей, подготовить детей морально к сложностям жизни, заложить в них прочный фундамент духовных ценностей, а не стелить соломку везде, где ребенок может упасть и набить шишки.

Давая всё, мы воспитываем избалованных детей, которые привыкают брать, требовать, отнимать, не давая ничего взамен. Изначально, даря подарки, мы ждем ответа – уважения, терпимости, признания и послушания. Но, как показывает опыт, получаем обратное. Ведь умение давать так и не привито.

Истории жизни знаменитых людей показывает, что есть среди талантов много людей из многодетных семей, которые жили весьма небогато. Это и Менделеев, который был семнадцатым ребенком, и А.С. Пушкин, и Юрий Гагарин, и художник Кустодиев. Но практически все они в биографии указывают, что детство проходило весело, хотя и приходилось много работать. В семьях царила любовь, чувство взаимопомощи и взаимовыручки. Родители в этих семьях смогли заложить тот прочный фундамент, которой дал толчок будущим талантам, которые сегодня известны на весь мир. Кто знает, стали бы эти люди знаменитыми в другом окружении.

Но реальность современной жизни показывает, что дети, которых называют мажорами, редко могут чего-то добиться без родительских денег. Мне нравится изречение: «если вы хотите вырастить хороших детей, то тратьте н них в два раза меньше денег и в два раза больше времени», на самом деле это самый главный секрет воспитания, которым сейчас многие родители пренебрегают, поступаю наоборот. Детям нужны не деньги и дорогие игрушки, им нужны родители, которые будут жить глаза в глаза со своим ребёнком.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Если дети не хотят помогать по дому, нужно исправлять ситуацию. Родители должны знать, что делать, если дети не помогают по дому. Первым делом нужно определить, с чем именно связан отказ в помощи, на чем именно основывается. Возможно, есть какие-либо веские причины, из-за которых ему сложно, непонятно или неприятно в текущий момент заниматься этим. Спросите о том, как он смотрит на то, чтобы помочь, есть ли у него какое-то решение по этому вопросу, есть ли какой-то план. Во-вторых, нужно в хорошем, дружелюбном тоне начинать увеличивать его сферу деятельности: давать поручения, определить спектр его посильной помощи, но в то же время предоставлять ребёнку определённую степень свободы. Это не возникнет моментально, но шаг за шагом, начиная с обслуживания себя по некоторым вопросам

Важно не переборщить, именно здесь кроется тонкая грань создания внутренней свободы или же несвободы личности. Нельзя заставлять делать слишком много, тогда работа по дому для него сравнится с «каторгой» и ни к чему хорошему не приведёт

Главное, это не сделать из ребёнка социального работника, а создать здоровую, полную любви атмосферу в семье.

Стоит ли помогать?

Итак, стоит ли помогать ребенку делать уроки? Рассмотрим все «за» и «против».

Условия, при которых родителям лучше воздержаться от помощи:

  • Родители отличаются вспыльчивостью, торопливостью – кричат не ребенка, стараются как можно быстрее объяснить материал или дать готовые ответы.
  • Родители не имеют достаточной информационной базы по предмету, с которым нужно помочь, и не готовы разбираться в этом – нет времени или желания.
  • Ребенок умеет просить о помощи, если ему это нужно, отличается самостоятельностью.
  • Ребенок умеет справляться с трудностями, не отчаивается и не сдается при первых же проблемах.

В этих случаях не нужно навязывать помощь. Помогайте, только если ребенок не может справиться сам и просит об этом.

Ситуации, в которых показана помощь ребенку с домашним заданием:

  • Ребенок отличается чрезмерным свободолюбием – нужно хотя бы поинтересоваться, сделаны ли уроки.
  • Ребенок робкий – можно ненавязчиво предложить помощь, поинтересоваться, все ли получается.
  • Родители готовы выделить время и силы на взаимодействие с ребенком – не стоит совмещать помощь по учебе с чем-то еще, например, со своей работой.

Берясь помогать ребенку с домашним заданием, родители должны помнить о главной цели – усвоение ребенком знаний, понимание темы

Важно доступно объяснить материал и помочь сыну или дочери во всем разобраться

Правильные ответы, отличная отметка, примерно заполненная тетрадь – это и подобное не является целью родительской помощи в обучении. Учитывайте это, когда будете проверять домашнее задание.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский.

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка — осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно. Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание.

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой — радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы — поддержка, забота, принятие. Роль учителя — контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) — ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора — то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не «спасать» ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности — школьные.

Школьнику полезно:

  1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель. Это нужно начинать делать за год до школы — минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек. Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.
  2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».
  3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.
  4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.
  5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе.

Что посеешь, то и пожнешь…

Ребенок приходит в эту жизнь, словно пустой сосуд, а мы, взрослые, наполняем его. И  от нас родителей во многом зависит, с каким питьем будет эта чаша.  К сожалению, малыш в песочнице не проводит грани между добром и злом. Он не знает, что такое внимательность по отношению к другим таким же малышам. Ему непонятно, что «выковыривая» глазик у собачки, он делает животному больно. И только взрослые в состоянии объяснить, что такое сострадание к более слабым.

Как мы относимся к подросткам, которые издеваются над более слабыми, младшими? Но если сами не будем прививать детям сострадание и доброту, рискуем получить такого же подростка. И лучший способ воспитания ни нотации и красивые речи, а собственный пример. Только проявляя терпение к чужим недостаткам, в том числе и наших чад, мы сможем привить терпение.

Как часто мы требуем от ребенка честности, ругаем даже за маленькую ложь? Но позвольте, ведь сами-то не безгрешны. Сколько раз мы обманываем детей? У многих это даже своеобразная тактика воспитания – обман. Так откуда же взяться честности и правдивости.

Мы скрываем свои чувства, а потом искренне удивляемся, что нам плохо, а дети, такие черствые, даже этого не замечают. Но попробуйте открыться. Хочется плакать – плачьте в открытую, говорите, как вам больно и обидно за тот или иной поступок ребенка, и вы удивитесь, насколько честнее и внимательнее станут ваши дети. Не сразу, конечно, ведь любые изменения происходят постепенно.

Я верю в Бога и считаю, что детей нужно учить жить с Богом, идти по жизни с Богом, надеяться и верить, что всё что ни посылается в жизни хорошее и плохое, это для нашего же блага. Дети должны уже с раннего возраста понимать, что они не сами по себе и не надеяться только лишь на свои силы, что есть их создатель. Что они всегда ходят под его родительским присмотром. Обязательно приводить детей в храм, причащать, рассказывать самим и много читать на духовные темы. Мы как родители обязаны сохранить и передать свою православную веру нашим детям.

Понятие и принципы родительского воспитания

Вопросы воспитания детей являются актуальными во все времена. На сегодняшний день в педагогике изучаются различные способы воспитания, описываются достоинства и недостатки каждого из них. Одним из важнейших факторов, влияющих на процесс становления личности ребенка, является семья. Семейную атмосферу невозможно создать искусственно или заменить ее чем-либо. Семья и семейные отношения накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь. Именно поэтому семейное (родительское) воспитание признано одним из самых эффективных и оптимальных видов воспитания ребенка.

Определение 1

Родительское (семейное) воспитание – сложная система, направленная на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.

Основные составляющие родительского воспитания:

  • система биологического здоровья ребенка;
  • материальное благополучие и возможности родителей;
  • наследственность;
  • наличие собственной жилплощади;
  • личность родителей (воспитание, образование, жизненные устои и взгляды и т.д.)

Все эти компоненты гармонично связаны между собой и образуют единую систему родительского воспитания. Так как в каждой семье данные компоненты индивидуальны, то родительское воспитание в каждой семье особенное и отличное от воспитания в других семьях.

Важнейшей целью родительского воспитания является воспитание ответственного гражданина страны и опору для родителей в старости

Именно поэтому очень важно при организации воспитания в семье опираться не только на цель, но и соблюдать ряд принципов

Принципы родительского воспитания:

  1. Принцип равного участия детей в жизни семьи. Ребенок с детства должен понимать и осознавать, что он является равноправным членом семьи и необходимо что-то вкладывать в её уют и благополучие. Родителям необходимо обозначить ребенку его постоянные обязанности, которые он должен выполнять самостоятельно на благо семьи. Например, ежедневно протирать пыль, пылесосить, гулять с собакой и т.д. Ребенок должен понимать, что это его вклад в семью. В дальнейшем он будет аналогично относиться и к своим трудовым обязанностям, гражданскому долгу.
  2. Принцип открытости и доверительности в отношениях между членами семьи разного поколения. Необходимо прививать у ребенка чувство защищенности и тыла. Он должен понимать, что семья, это то место, где его поймут и всегда помогут, поддержат в трудную минуту и защитят от несправедливости.
  3. Принцип оптимистичности взаимоотношений в семье. Для каждого ребенка очень важны отношения между родителями. Для его психического спокойствия и благополучного развития необходима доверительная атмосфера, основанная на любви и уважении.
  4. Принцип последовательности в требования. Родители в процессе воспитания должны помнить, что ребенку необходимо ставить только такие планки, которые достижимы для него в силу возраста и развития. Многие родители допускают ошибки, требуя от своих детей невозможных достижений в плане учебы, карьеры или личной жизни и т.д. Все эти требования накладывают свой отрицательный отпечаток на личность ребенка, формируя у него комплексы собственной неполноценности.
  5. Принцип посильной помощи и поддержки ребенку. Родители должны принимать активное участие в воспитании ребенка, общаться с ним, интересоваться успехами и неудачами, оказывать помощь в случае затруднений и т.д. Не стоит отлынивать от воспитания ребенка, прикрываясь разными оправданиями.

Почему ребёнок не делает уроки сам

Избыточная помощь или её отсутствие

Чтобы сэкономить время, некоторые родители делают домашнее задание за детей. Безусловно, хорошая оценка гарантирована, но она не сыграет никакой роли для будущего, потому как у ребёнка сложится впечатление, что ему необязательно слушать учителя — ведь за него всё сделают родители.

Нанимать репетитора, который также будет делать все задания за ученика, — тоже ошибка. Часто такие дети становятся круглыми отличниками, сдают проходные экзамены в вуз, но отчисляются после первой же сессии, так как попросту не умеют учиться сами.

Однако отказывать ребёнку в помощи с уроками нельзя. Школьнику просто необходимы точки контроля и хоть какая-то помощь, чтобы научиться нести ответственность за свои оценки, структурировать свою работу и двигаться в верном направлении.

Есть пробелы в знаниях

Случается так, что у ребёнка есть пробелы в знаниях, которые не дают ему понять новый материал. Их необходимо устранить. Для этого следует заново пройти с ребёнком учебники предыдущих классов. С этой задачей может справиться репетитор, главное — сразу грамотно объяснить свой запрос.

Не развиты психические процессы

Если психические процессы, такие как память, внимание, воображение, логика, не развиты, ребёнок не успевает понять учителя и уловить сложный материал. В этом случае следует начать тренировать память и внимание

Сделать это можно с помощью простых упражнений. Также развить эти навыки помогут дополнительные курсы или секции.

Конфликт с учителем

Может статься и так, что ученик с первого раза не уловил объяснение той или иной формулировки, но побоялся переспросить из-за страха перед учителем. Проблему можно решить, поговорив с преподавателем или объяснив ребёнку непонятные термины самостоятельно.

Неправильная мотивация

Если ребёнок не хочет заниматься, то следует делать акцент на любых его достижениях в учёбе. Например, вместо того чтобы отругать школьника за плохо выполненную домашнюю работу, можно попробовать найти, за что его можно похвалить: за отдельные решённые задачки, за аккуратность, за несколько правильных ответов на вопросы в конце главы… Похвала — секретный ключик к детской мотивации. Как только школьник понимает, что у него получается, он перестаёт саботировать любой процесс.

Как научить ребёнка делать уроки

Тренировать самостоятельность

Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно
ослаблять
этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт —
пусть
попробует сделать задание сам

Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание
целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности,
полностью
передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат.

Улучшать концентрацию внимания и усидчивость

Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за
тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до
конца,
стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию
внимания. В
любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься
и
приступить к задаче с новыми силами.

Планировать выполнение домашней работы

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом
на
чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует
проанализировать
все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и
проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом.
Задание
желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не
выветрилась.

Выработать систематичность

Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы
выполнение
домашнего задания вошло в привычку

Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать
любое
задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом
ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на
одну и
ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного
и
того же примера.

Организовать рабочее место

Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть
оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть
достаточно
места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять
стол
ненужными вещами, которые могут отвлечь

Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на
котором должен царить порядок.

Причину лучше не говорить. Как объяснить ребенку развод родителей

Еще один вопрос, который сопровождает развод, — как объяснить детям? На самом деле, разумно просто поставить ребенка перед фактом: «Мы больше не муж и жена». Этим же можно и объяснить развод: «Мы больше не хотим быть мужем и женой». Причины развода не тема для детских ушей.

Взрослые объяснения типа «мама нашла нового мужчину», «отношения умерли», «у нас непримиримые противоречия» или «я не могу его простить после измены», ребенку совершенно не нужны. Достаточно донести до ребенка, что это «мы так решили», «это наше взрослое решение», и не разъяснять ему причины расставаний.

Еще хорошо привести какой-нибудь положительный пример развода из окружения: «Как у Пети — его мама и папа больше не муж и жена, и не живут вместе, потому что развелись».

Родители должны показать ребенку свое сожаление и печаль по поводу развода: «нам очень, очень жаль, что так случилось», «никто из нас этого не хотел, но такое случается», «нам тоже грустно от этого». Обязательная фраза: «Да, мы больше не живем как раньше, НО ТЕБЯ МЫ ЛЮБИМ ТАКЖЕ СИЛЬНО И ЭТО НАВСЕГДА!».

Чего делать не стоит:

  • обвинять одного из супругов в разводе;
  • говорить «мы больше не любим друг друга» — ребенок может подумать, что и его когда-нибудь разлюбят;
  • говорить «так будет лучше» — это не совсем правда, потому что поначалу, никому лучше от развода не будет.

Если, например, отец ушел к другой, знакомить ребенка с новой женщиной стоит не сразу — должно пройти достаточно времени. Делать это лучше с подготовкой и на нейтральной территории. Иначе возможна новая психологическая травма.

Часто родителей мучает чувство вины перед ребенком. Что ж, стоит признать — вы виноваты. Но это не первая, и не последняя ваша вина. У каждого родителя наберется целая книжка историй неправильных или неполезных для ребенка решений и поступков. И это нормально! Мы не идеальны. И наши родители не всегда делали правильные вещи по отношению к нам, но детские переживания не разрушили и не сломали нас. Это жизнь, и такое случается!

Как правильно помогать?

Инструкция для родителей:

  • Помогите организовать рабочее место. Предоставьте все необходимые инструменты для успешного выполнения заданий: компьютер для поиска дополнительной информации, книги, канцелярия.
  • Помогите ребенку составить режим дня, график подготовки. Рекомендуется делать уроки в одно и то же время. Перед занятиями следует прогуляться, отдохнуть или поспать и хорошо покушать. Однако это необязательно – прислушивайтесь к индивидуальным особенностям ребенка.
  • Начните с простого (или интересного) задания. Предложите ребенку сначала выполнить то задание, которое у него обязательно получится. Можно повторить что-то из уже пройденного материала.
  • Заканчивайте простым (интересным) заданием. Постепенно наращивайте сложность заданий и в завершение предложите ребенку снова решить что-то простое. Это поможет школьнику поверить в себя, замотивирует на дальнейшее самостоятельное выполнение уроков.
  • Разбирайте только один пример. Покажите, как решать определенный тип задач и предложите ребенку по аналогии самостоятельно решить все остальные.
  • Не стойте над душой. Объяснили – ушли. Если ребенок обращается за помощь, то еще раз объяснили или проверили.
  • Научите приемам запоминания. Иногда приходится заучивать формулы, даты, понятия. Помогите ребенку освоить приемы мнемоники, например, способ ассоциаций.
  • Хвалите ребенка и устраивайте перерывы в занятиях. Нельзя наказывать силой или лишать еды, отдыха, прогулок с друзьями.

Во время разбора заданий важно не только помочь ребенку восполнить пробел в знаниях, но и объяснить алгоритм работы над пробелами. А он довольно простой: выясняем, где пробел → «отматываем» несколько тем назад → разбираем первую упущенную тему → разбираем все пройденные и переходим к новой

Осознанно выполняем домашнее задание.

Почему опыт поколений вредит

В семье ребенок приобретает ценности, с которыми идет в будущее и которые чаще всего передает своим детям. В сложной ситуации человек опирается на опыт предков и именно тот способ взаимодействия, который был принят в семье, кажется наиболее простым и естественным.

Негативные семейные сценарии имеют тенденции к повторению — чаще всего дети алкоголиков находят себе в партнеры людей, страдающих тем же недугом, или спиваются сами. Несмотря на все осуждение и порой ненависть к тому, что происходило в родительской семье, алкоголь является одним из самых знакомых способов борьбы со стрессом.

Роли жертвы или спасателя такие привычные, что для выхода из порочного круга нужна огромная сила воли. Зависимость ярко показывает, как установки действуют на подсознательном уровне, но иногда автоматическое поведение родителей выражается и в более безобидной форме.

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или её игрушками и книжками

Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребёнок должен нести ответственность за то, что ему поручили. То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно

Начиная с первого класса, ребёнок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10-11 лет ребёнку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребёнка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в Золушку, а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

Подростков стоит научить и показать на практике:

  • как снимать показания со счётчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребёнка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Екатерина Бурмистрова • Pravmir.ru

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже

Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Список домашних дел для школьников 1 класса

С началом обучения в школе ребенок становится более ответственным и самостоятельным. Многие первоклассники вынуждены дожидаться прихода родителей с работы.

Школьник должен уметь себя обслуживать и поддерживать чистоту в жилище.

Домашние обязанности для детей 6-7 лет (1 класс)
1 Просыпаться по будильнику
2 Собирать портфель и одежду в школу
3 Готовить простые холодные блюда (бутерброды, сухие завтраки) и разогревать пищу
4 Мыть тарелки и кружки, столовые приборы
5 Пылесосить
6 Совершать мелкие бытовые покупки: суметь купить соль, хлеб, масло
7 Выгуливать домашнего питомца
8 Выносить мусор
9 Аккуратно складывать одежду
10 Чистить овощи
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: