Как не «посадить» глаза, сутками сидя за компьютером

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий — электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний — книги .Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Зрение и дети

Помните! Вот уж кому, а детям и подросткам компьютер явно не нужен в том объеме, в котором, например, офисным работникам.

Но после обеда (а то и с самого утра) они находятся дома, часто без присмотра, и лучше, чем поиграть в компьютерные игры, посмотреть мультики на ноутбуке или пообщаться с друзьями онлайн, они ничего придумать не могут.

Родители, как правило, либо допускают это поведение («ничего страшного в этом нет, сейчас все за компьютерами сидят»), либо опускают руки («некогда за ним следить, пусть лучше так, чем где попало шляется»).

Мало кто представляет, сколько опасности таит в себе эта машина, когда дело касается зрения ребенка.

Дети XXI века проводят за компьютером от 20 до 60% свободного времени.

Причем, это происходит в том возрасте, когда зрительный анализатор (как и весь организм) ребенка находится на стадии формирования.

В первые три года жизни происходит самое интенсивное развитие глаза: уплощение роговицы, хрусталика, совершенствование зрительных центров головного мозга.

Знайте! У детей при длительной работе за монитором наблюдаются все те же симптомы, что и у взрослых: дискомфорт глаз, усталость, раздражительность, головная боль, боль в спине.

Как следствие — неизбежные проблемы с глазками.

Чтобы этого избежать, родителям следует:

  1. Проследить за удобством рабочего места ребенка: прямая спина, опущенные плечи, прямые локти.
    Ноги должны стоять на полу.
    Голова, руки, ноги, плечи не должны создавать впечатление неудобного положения: слишком напрягаться, нависать.
  2. Проводить профилактические беседы с ребенком о возможных последствиях злоупотребления игр, картинок или переписок на компьютере.

  3. Ограничивать время, которое ребенок может проводить за компьютером, до 1,5-2 часов в день.
  4. Приучить ребенка делать перерывы во время работы за компьютером, делать специальную зарядку для глаз.
  5. Водить ребенка к врачу для проверки зрения.

Если ребенок стал нервным, часто трет или чешет глаза, вы заметили покраснение глаз или неестественное положение за столом, он жалуется на нечеткие предметы, линии, щурится или больше старается смотреть одним глазом, нужно срочно вести его к врачу для проверки зрения.

Опасен ли компьютер для беременных?

Единого мнения на этот счет у врачей еще не сложилось. И это не удивительно. Ведь «компьютерная эпоха» продолжается всего-то чуть больше двух десятилетий — такого срока наблюдений явно недостаточно для серьезных выводов. Кроме того, компьютеры, на которых мы работаем сейчас, разительно отличаются от тех, которые были 10-15 лет назад.
С одной стороны, нет достоверных данных о том, что компьютер увеличивает угрозу выкидыша или повышает частоту пороков развития плода. Монитор не является источником радиоактивного, ионизирующего излучения, которое, безусловно, вредно. Монитор — источник электромагнитных и электростатических полей, которые не приводят к повреждению генетического аппарата и мутациям в человеческих клетках. Во всяком случае, пока учеными такого влияния не обнаружено и вполне возможно, что никогда обнаружено и не будет.
С другой стороны, беременность — состояние организма, требующее от женщины мобилизации всех сил, физических и моральных, и в этих условиях все негативные аспекты влияния компьютера на здоровье усиливаются.

          

Врач-гинеколог Ярочкина Марина ИгоревнаПрежде всего, с самых первых дней беременности женщине необходимо наблюдаться в женской консультации. Квалифицированный и опытный врач сумеет вовремя распознать любые негативные изменения в ее состоянии и дать необходимые рекомендации.
Во-вторых, действующее законодательство обязывает работодателей переводить беременных женщин на более легкую работу с сохранением прежнего среднего заработка и всех льгот, полагающихся ей согласно трудовому законодательству

А если все-таки беременной женщине необходимо продолжать работать на компьютере, ей особенно важно строго выполнять все профилактические меры по безопасной работе на компьютере. Постарайтесь ограничить до минимума время пребывания у компьютера

Каждый час делайте 15-минутные перерывы в работе, во время этих перерывов обязательно встаньте, потянитесь, походите, выполните несколько легких физических упражнений (наклоны и повороты головы, упражнения для кистей рук, потягивания). Если позволяет обстановка, выполните специальный комплекс упражнений для беременных. Очень полезно во время перерыва выйти из помещения, подышать свежим воздухом. А во время работы как можно чаще меняйте позу, двигайте плечами, ногами, головой.
И всегда старайтесь сохранять хорошее настроение и душевное спокойствие. Помните, что главное для вас сейчас — благополучно выносить и родить здорового малыша. Все остальное имеет куда меньшее значение.

Мы сидим больше, чем думаем

Исследования с использованием современных датчиков движения обнаружили, что люди сидят примерно на 2,5 часа в день больше, чем думают, рассказывает Себастьян Частин, профессор Каледонского университета Глазго.

«Я обнаружил, что в целом люди сидят больше 10 часов в день, и поразительно, что эти данные касаются людей всех социальных уровней и возрастов. Я проанализировал и свой образ жизни и был потрясен: мне 37 лет, я всегда вел активный образ жизни и был уверен, что провожу сидя не более 6–7 часов в день, а на самом деле — 10 часов». И чем старше вы становитесь, тем больше времени проводите сидя.

Так что же делать? Некоторые эксперты считают, что нужно рекомендовать людям более интенсивную физическую активность — другими словами, больше двигаться и дома, и на работе, чтобы сократить количество времени, проведенное сидя.

«Механизация на работе, приспособления для работы по дому, больше экранного времени, больше транспорта… Теперь у нас в жизни гораздо реже возникают возможности для случайной активности».

Фото: Unsplash

В Университете Лафборо, где работает доктор Клемс, были приняты меры по повышению активности в повседневной жизни.

«Например, мы выставили принтеры в коридор, — говорит она. — Также у нас есть комната для совещаний со столами-конторками».

Образование – во главе угла (+)

Нельзя не отметить и того, что, начиная с XXI века, жители развитых стран стали особенно высоко ценить знания. Они превратились в одно из обязательных и незаменимых условий успешного существования среди практически неконтролируемых потоков информации. Т.к. прогресс движется стремительно, все, что должны делать люди во избежание потери контроля над ним, – это неустанно учиться и никогда не стоять на месте. Именно в связи с этим фундаментальную ценность приобретают 2 качества, которые сегодня оказываются полезными везде – и в школе, и в университете, и в профессии. Это:

  • умение заниматься непрерывным самообразованием;
  • способность работать в режиме многозадачности.

Учебные заведения постепенно перестраиваются с концепции «дать материал» на концепцию «создать условия, чтобы обучающиеся сами его усвоили». Для этого в педагогику и преподавание вводятся инновационные по своему наполнению методы – игры, проекты, совместные обсуждения и др.

Расширяется и спектр возможностей, благодаря которым знания можно получить. Например, теперь дистанционное образование – абсолютно нормальное явление, вовлеченности в которое не придется стесняться или стыдиться. Возможным становится и связь не только с тем, кто сидит по другую сторону экрана, но и в принципе находится в прямо противоположном уголке земного шара!  Это подкрепляется онлайн лекциями, наглядными иллюстративными данными и бесплатными исчерпывающими сведениями (3D-модели, библиотеки, профессиональные порталы), а также аудио- и видео-объяснениями таких вопросов, для разрешения которых раньше нужно было идти исключительно к учителю, профессору, начальнику и т.д. Сейчас для изучения материала даже не понадобится покидать пределы дома. Достаточно уметь концентрироваться на поставленной задаче и правильно организовывать личное время.

Какие ограничения по времени для просмотра телевизора рекомендованы детям разных возрастов?

Существуют следующие ограничения для просмотра телевизора в сутки:

  1. Детям в возрасте от трех до семи лет рекомендуется смотреть ТВ не более, чем полчаса в сутки.
  2. Детям в возрасте от восьми до десяти лет рекомендуем смотреть телевизор не более, чем пятьдесят минут в сутки.
  3. Подросткам в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет можно смотреть телевизор до трех часов в сутки.

По поводу подростков можете не переживать. Для них проблема длительного просмотра телевизора не актуальна.

Современные тинейджеры уже не интересуются новостями. И зачастую не смотрят федеральные телеканалы. Соответственно, они практически не используют телевизор.

Главная проблема подростков — это чрезмерное использование компьютера.

Даже если вы уверены в производителе ПК, не верьте, что сидеть за ним — безопасно

Современные производители компьютеров уверяют пользователей в том, что они создают высококачественные экраны. с безопасным покрытием, которое не вредит глазам. Однако, это не совсем правда.

Помните, что навредить зрению человека может абсолютно любое неправильное действие. Даже книга, которую ребенок будет читать при плохом освещении.

Даже если ребенок будет использовать самый высококачественный ПК, существует вероятность, что он может испортить свое зрение. Поэтому не рекомендуем давать ему возможность играть в компьютерные игры слишком много. Это может быть чревато серьезными последствиями.

Сколько времени можно сидеть за компьютером ребенку?

Мы перешли к главному вопросу: сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером без сильного вреда для здоровья. Специалисты утверждают, что ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед экраном дольше 10 минут в день. По мере взросления время можно увеличить. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В этом возрасте ребенок отправляется в школу, поэтому ему может понадобиться компьютер для обучения.

В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер по 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию о вреде электронных устройств.

Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать глазную гимнастику и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.

Негативное влияние на зрение

Ни один офтальмолог не станет утверждать, что связи между ухудшением способности видеть и работой на ПК нет. Эта зависимость прослеживается, но влияние компьютера очень индивидуально.

Взрослый человек, длительно работающий за ПК, может испытывать неприятные ощущения. Врачи называют такое явление «компьютерный зрительный синдром». Обычно он сочетается с синдромом сухого глаза.

Его симптомы:

  • туман и пелена;
  • двоение предметов;
  • снижение зоркости;
  • боль под веками;
  • покраснение склеры;
  • жжение, ощущение песчинок под веками.

Что касается близорукости, у взрослых даже долгое нахождение за монитором не может вызвать этого нарушения рефракции. Другое дело дети. Их органы зрения только формируются. Ежедневная долговременная фиксация взгляда на расположенных вблизи картинках способна вызвать прогрессирующую миопию. Зрительные органы так устроены, что для них естественным является смотрение вдаль. Если же нужно посмотреть вблизи, глазные мышцы напрягаются. Со временем они уже не могут как следует расслабиться, и глаз остается в состоянии «настройки» на ближнее видение.

Так появляется миопия. Это спутник современной жизни, так как сейчас человеку приходится не любоваться природными ландшафтами, а смотреть на близкие и средние дистанции.

В группе риска по ухудшению зрения находятся дети, молодежь и те, кто имеет наследственную предрасположенность к близорукости. Таким людям лучше больше гулять на улице, ежедневно бывать на природе.

Если же ребенок или подросток вынужден долго находиться за компьютером, как уменьшить вред? Достаточно обучить его правильной гигиене труда. Каждые 20 минут необходимо делать перерыв, посвященный специальной глазной гимнастике для школьников. Всего несколько несложных упражнений снимут усталость ребенка, расслабят мышцы, улучшат кровоснабжение сетчатки. В результате получив аттестат, выпускник сохранит хорошее зрение.

Упражнения для спины

Перейдем к спине. Кто не стонал от болей в пояснице после рабочего дня, тот настоящий счастливчик, которых мало. Позвоночник — стержень нашего тела, и как же он страдает от постоянного сидения за компьютером! Слишком высокий или слишком низкий стол, так же как и неудобное кресло, грозят твоей спине и шее серьезной бедой.

Первое и самое главное правило — работать за компьютером должно быть удобно. Выбери нормальный, подходящий тебе по высоте стол и кресло, в котором комфортно себя чувствуешь. Ноги не должны болтаться, локти должны опираться на стол. Соблюдая это простое правило, ты убережешь себя от мышечных болей, искривления позвоночника и прочих прелестей офисной работы.

Упражнения для тела необходимы не меньше, чем для глаз. Каждый час вставай и разминайся, никакой лени! Кроме того, что это очень полезно, разминка повысит и твою работоспособность.

  1. «Птица расправляет крылья». Встань, ноги вместе, руки свободно висят вдоль корпуса. Приподнимись на цыпочки, одновременно прогибая спину вперед в грудном отделе и отводя руки чуть назад, а также стараясь повернуть кисти ладонями наружу. Повтори несколько раз. Данное упражнение предназначено прежде всего для тех, кто имеет склонность сутулиться. Оно разминает мышцы спины и заставляет позвоночник выпрямляться.
  2. «Маятник наоборот». Данное упражнение можно выполнять как стоя во время перерыва, так и сидя в кресле, на минутку оторвавшись от работы с клавиатурой. Сцепи пальцы рук перед собой так, чтобы ладони смотрели наружу. Подними сцепленные руки над головой, потянись. Совершай наклоны в стороны так, чтобы торс отклонялся от вертикали, но тазовый пояс оставался неподвижен.
  3. «Игра плечами». Подвигай плечами. Несколько раз поднимай каждое плечо отдельно, затем — оба вместе, движение похоже на обычное пожимание плечами. Подвигай сначала одним, потом другим плечом вперед назад. Попробуй подвигать двумя плечами одновременно (одно вперед, другое назад).
  4. Теперь для желающих — самое сложное: вращение плечами. Попробуй повращать каждым плечом так, чтобы локоть оставался более-менее неподвижным. Получилось? Если да, то попробуй вращать плечами в противоположных направлениях: правое — вперед, левое — назад, и наоборот.

Симптоматика или признаки негативного влияния

Имейте в виду! Нарушение зрения от длительной работы за компьютером всегда индивидуально.

Одним счастливчикам удается долго сохранять зоркий глаз, другие чувствуют дискомфорт уже после целого дня, проведенного за компьютером.

Есть категория людей, на которых работа за монитором оказывает сильное негативное влияние и зрение начинает снижаться уже через 2 часа непрерывного взгляда в монитор.

Непривычные ощущения в глазах


Первые тревожные звоночки — непривычные ощущения в глазах после работы за компьютером

Сухость, жжение, зуд, воспаление, слезливость, чувствительность к свету и надавливанию на глаза, утомляемость свидетельствуют о том, что зрение начинает снижаться.

Эти симптомы связаны с тем, что во время работы за компьютером человек реже моргает.

Сокращение миганий мгновенно приводит к высыханию слезного слоя, глаза не увлажняются, появляется сухость и все вышеперечисленные признаки ухудшения зрения.

Нарушение четкости видения

Более серьезным симптомом, который наступает вслед за дискомфортом, является нарушение четкости видения. Качество зрения снижается, взгляд становится расплывчатым.

Стоит отметить! Внешние факторы (плохая экология, освещение, пылинки в воздухе, табачный дым) усугубляют ситуацию, раздражая роговицу.

Боли и зажимы в теле

Боли в спине, шее, пояснице, плечах, запястьях, усталость в теле тоже являются признаком, указывающим на возможное снижение зрения.

Из-за неправильной позы за компьютерным столом мышцы напрягаются, кровообращение нарушается, в результате чего кислород плохо поставляется к тканям и органам.

Головные боли

Тревожным симптомом является головная боль и головокружение, возникающие после длительной работы за компьютером.

Когда начинает ухудшаться зрение, но человек пока этого не замечает, он становится более раздражительным, чувствует нервное истощение и напряжение.

У человека может появиться ощущение черной «шторки», пелены, мушек перед глазами после того, как закончил долгую работу перед монитором, потер глаза или усиленно поморгал.

Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?

Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.

Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.

Переход от техницизма к экологизму (+)

Несомненным плюсом новых технологий является то, что они день ото дня помогают человечеству делать окружающую среду чище, сохраняя ее для следующих поколений. Несмотря на то, что техницизм фактически провозглашает главенство науки и техники над остальными культурными достижениями и рассматривает природные богатства лишь как придаток, ресурс, необходимый для эволюции, развития и качественного роста, все же сегодня личности, стоящие у руля, решили отказаться от такой радикальной установки.

С каждым годом активнее начинает продвигаться другая принципиальная идея – «природа не как мастерская, а как храм». Ее поддерживают, например, работники Европейского космического агентства (ЕКА), ведущие проект под названием «Глобальный мониторинг окружающей среды и безопасности». Благодаря использованию спутников и радаров последних поколений, сотрудникам удается получать уникальную информацию, которая после обработки, анализа и систематизации помогает:

  • грамотно регулировать природопользование в разных регионах;
  • оценивать последствия техногенных и экологических катастроф;
  • своевременно и эффективно оказывать гуманитарную помощь нуждающимся лицам.

Хочется отметить и еще один вид охранной деятельности, которую ЕКА осуществляет уже при поддержке ЮНЕСКО – специализированного отделения Организации Объединенных Наций, занимающегося международными вопросами науки, культуры и образования. Вместе их представители оберегают и спасают объекты, включенные в перечень Всемирного культурного наследия. Обеспечивать выполнение этой задачи помогает постоянный мониторинг природных и архитектурных памятников, а также заповедных мест и национальных парков, что было бы просто невозможно без специального оборудования эры научно-технического прогресса (электронные базы данных, системы видеонаблюдения, средства для экстренной коммуникации и т.д.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: