Великие русские композиторы

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка – русский композитор, завоевавший международное признание и основоположник русской националистической школы.

Глинка впервые заинтересовался музыкой в ​​возрасте 10-11 лет, когда услышал частный оркестр своего дяди. Четыре года он проработал в Министерстве связи, но официальная карьера его так и не заинтересовала.

Михаила Ивановича называют гениальным дилетантом. Его стройное произведение считается основой самой поздней русской ценной музыки. Всемирную известность он получил после того, как овладел своим ремеслом в Милане и Берлине, вдохновившись работами композиторов Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти. В конечном итоге, тоска по дому привела его к мысли писать музыку «на русском» .

Первой работой, принесшей ему известность, стала работа «Жизнь за царя» (ранее известная как «Иван Сусанин»), поставленная в 1836 году.  На момент написания оперы он не знал ни сюжета, ни слов, но чувствовал отчаянное желание работать. Более того, композитор хотел создать поистине русскую оперу.

Произведение было закончено, но, к сожалению, Петербургский театр сначала отказался его ставить. В конце концов была достигнута договоренность: опера была поставлена, но при нескольких условиях, которые композитор не мог игнорировать. Одним из них было требование смены названия. В итоге композиция была переименована в «Жизнь за царя», а сам Глинка был вынужден отказаться от всех гонораров.

В своей работе Михаил Глинка хотел прославить простого крестьянина, величие русского национального характера, его отвагу и несомненную стойкость. Таким образом, композиция стала первой русской оперой, написанной совершенно без диалогов, и впервые в истории российской музыки крестьянин выступал не как обычный персонаж, а как героическая личность.

Премьера состоялась осенью 1836 года и имела огромный успех – сам царь лично поблагодарил Глинку и благословил его после окончания оперы . Сегодня именем Глинки названы три русские консерватории. А советский астроном Людмила Черных в его честь назвала малую планету «2205 Глинка», открытую в 1973 году.

Джузеппе Верди

Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Он стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы. Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить. Его произведения до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки.

Для Верди самым главным в опере стала драма. В созданных композитором музыкальных образах Риголетто, Аиды, Виолетты, Дездемоны органично сочетаются яркий мелодизм и глубина героев, демократичность и изысканность музыкальных характеристик, неистовые страсти и светлые мечты. Верди был настоящим психологом в понимании человеческих страстей. Его музыка — это благородство и мощь, удивительная красота и гармония, невыразимо красивые мелодии, прекрасные арии и дуэты. Страсти кипят, комедия и трагедия переплетаются и сливаются вместе. Сюжеты опер, по признанию самого Верди, должны быть «оригинальными, интересными и… страстными, при этом страсти превыше всего остального». И большинство его работ серьезны и трагичны, демонстрируют эмоциональные драматические ситуации, и музыка великого Верди придает выразительность происходящему и подчеркивает акценты ситуации. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой, Верди не отрицал оперных традиций, а реформировал итальянскую оперу, наполнил ее реализмом, придал ей единство целого. При этом Верди не заявлял о своей реформе, не писал статей об этом, он просто писал оперы по-новому. Триумфальное шествие одного из шедевров Верди — оперы «Аида» — пронеслось по итальянским сценам и продолжилось в Европе, а также в России и Америке, заставив даже скептиков признать талант великого композитора.

“Плохой Шостакович”

За полвека творчества композитор создал около ста пятидесяти разных произведений. Наряду с шедеврами среди них встречаются и “проходные” работы, написанные явно на полуавтомате.

Чаще всего это сочинения прикладного жанра или по официальным поводам. Композитор писал их, не вкладывая много души и вдохновения. Они тиражируют наиболее ходовые “шостаковичевские” приемы – все эти бесконечные дробления ритма, “сумрачные” звукоряды с пониженными ступенями, “мощные кульминации” и т.д. и т.п. С тех пор появилось выражение “плохой Шостакович”, означающее поверхностную скоропись такого рода.

Среди его симфоний не самая удачная, например, Третья (“Первомайская”) с хором на слова Семена Кирсанова (1929). Написанная с явным намерением поэкспериментировать с формой, она в результате получилась рыхлой и рассыпается на недостаточно крепко связанные между собой эпизоды.

Явно не лучшая у Шостаковича и его Двенадцатая симфония “1917 год”, посвященная памяти Ленина (1961), напоминающая, скорее, добротную киномузыку. Впрочем, по мнению автора этих строк, и “оттепельная” евтушенковская Тринадцатая симфония (1962) тоже интересна больше своей программной тематикой, чем музыкой.

Далеко не каждый струнный квартет Шостаковича находится на одном уровне с его лучшими образцами в этом роде (такими как Третий, Восьмой или Пятнадцатый), как, впрочем, и некоторые другие камерные сочинения композитора.

Народный рейтинг классики (474)

  • № 1: Петр Ильич Чайковский «Лебединое озеро. Танец маленьких лебедей»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 639785

    Под эту музыку в рекламах обожают подпрыгивать упитанные дядьки в балетных пачках. Официально это один из «танцев лебедей» — Allegro Moderato, но все так упорно называли его «танцем маленьких лебедей», что именно под таким названием мелодию знают во всем мире.

  • № 2: Людвиг ван Бетховен «Соната 14 (Лунная соната)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 634695

    Лично мне запомнилось использование Лунной сонаты в мультфильме «Маша и медведь» («До весны не будить»), где в финальных титрах Медведь, намаявшись с Машей, вместе с Волком в ночном лесу ест кашу и воет на луну.

  • № 3: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Вальс цветов»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 632881

    Гениальный вальс от гениального композитора. А картинка из гениального мультфильма )))

  • № 4: Николай Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане. Полет шмеля»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 616328

    Очень быстрый, очень сложный, очень известный

  • № 5: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Танец феи Драже»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 614562

    Эта мелодия на Западе считается едва ли не гимном Рождества (интересно, дело в колокольчиках или чем-то другом).

    Что примечательно, в России под Рождество все чаще звучит колокольчик Джингл Белл…

  • № 6: Арам Хачатурян «Гаянэ. Танец с саблями»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 614341

    Джигиты с саблями взмывают в воздух в стремительном танце.

  • № 7: Людвиг ван Бетховен «К Элизе (Fur Elise)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 612874

    Написано от безответной любви. Любовь не сложилась, зато сложился шедевр.

  • № 8: Феликс Мендельсон «Сон в летнюю ночь. Свадебный марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 612377

    Вряд ли Феликс Мендельсон мог предположить, что его музыка станет ежедневно звучать в каждом ЗАГСе России.

    Этот известнейший мотив навевает светлые грёзы множеству незамужних дам. Что примечательно, многие неженатые кавалеры боятся его как огня.

  • № 9: Антонио Вивальди «Времена года. Зима: I. Allegro non molto (Декабрь)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 604262

    Рекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к «восхитительному» бархатному вкусу недорогих сортов.

  • № 10: Иоганн Себастьян Бах «Токката и фуга ре минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 590190

    Передача «Человек и Закон». Вспомнили?

  • № 11: Петр Ильич Чайковский «Концерт № 1»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 589730

    Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.

  • № 12: Людвиг ван Бетховен «Симфония № 5»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 582306

    Знаменитый «па-ба-ба-бам», известный также как «мотив судьбы» или «тема судьбы».

  • № 13: Антонио Вивальди «Времена года. Лето: III. Presto (Летняя гроза)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 580231

    Эту музыку скрипачка Ванесса Мэй использовала для своей популярной в недавнем прошлом композиции «Шторм» (Storm)

  • № 14: Рихард Вагнер «Валькирия. Полет Валькирий»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 570823

    По меркам XIX века это была очень грозная музыка, изобразившая полёт ведьм и их боевой клич.

    Однако современные музыканты легко переплюнули Вагнера на этом поприще. Впрочем, я всегда подозревал, что некоторым группам музыку пишет разная нечисть…

  • № 15: Вольфганг Амадей Моцарт «Турецкий марш (Rondo Alla Turca)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 556127

    Рондо «А ля Турка», или «Турецкий марш» – одно из самых известных произведений Вольфганга Амадея Моцарта. Любовь турок к этой мелодии воистину не знает границ. Простые люди не помнят автора, но все поют. Большинство уверены, что мелодия — народная.

  • № 16: Никколо Паганини «Каприс № 24 ля минор»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 529955

    Современные музыканты часто обращаются к этой мелодии. В 1989 году группа «Ария» задействовала фрагмент «Каприса №24» для вступления песни «Игра с огнём», а текст песни обыгрывает миф, будто бы Паганини продал душу дьяволу взамен на скрипичное мастерство.

  • № 17: Иоганн Себастьян Бах «Сюита № 2 (Шутка)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 523283

    Эта мелодия играет на звонке мобильного у целой кучи истинных ценителей классики. Причем половина из них затрудняется назвать композитора. А вторая половина уверены, что это Моцарт.

  • № 18: Вольфганг Амадей Моцарт «Маленькая ночная серенада (Серенада № 13)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 513060

    Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора.

  • № 19: Петр Ильич Чайковский «Щелкунчик. Марш»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 448859

  • № 20: Людвиг ван Бетховен «Ода К радости (из Симфонии № 9)»
    ТОП-100

    Народный рейтинг: 420207

    Гимн Евросоюза, между прочим

  • 1

«Искусство фуги»

Фуга прошла длительный путь развития. Классический тип фуги сложился в творчестве Баха и Генделя. Баховские фуги до настоящего времени считаются высшим образцом полифонической музыки, нормой ее красоты и мастерства.

Бах писал фуги для органа, клавира, хора. Все они оригинальны и неповторимы. Для фуг композитора характерно присутствие одной музыкальной темы и музыкального образа. В фуге не может быть меньше двух голосов, а самыми распространенными считаются трехголосные фуги. Есть и четырехголосные, пятиголосные, шестиголосные (редко).

Обычно фуга состоит из 3 частей:

  • экспозиция;
  • средняя часть (разработка);
  • реприза.

Экспозиция показывает музыкальный образ через многократное повторение в разных голосах. Разработка динамично эту тему развивает. Реприза закрепляет основную тональность, восстанавливает устойчивость, утраченную в разработке.

Наиболее известные циклы фуг Баха – «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги». В этот сборник входят 14 фуг и 4 канона. Цикл считается неоконченным. Автор не указал, для какого инструмента предназначено это сочинение. В наше время оно чаще всего исполняется на фортепьяно, а также на клавесине и органе.

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.

Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».

Краткая биография:

  • Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
  • Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
  • 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
  • 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
  • 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
  • С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
  • 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
  • С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург.
  • 1918 – переезд в Москву.
  • 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
  • С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
  • 1927 – написал первые произведения.
  • С 1932 – работа в Московской консерватории.
  • С 1939 – профессор Московской консерватории.
  • 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
  • С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
  • С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
  • 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.

Как советская власть относилась к Шостаковичу

Нередко приходится читать о Шостаковиче как о “жертве” или даже “мученике” советской системы. На мой взгляд, такие эпитеты сильно преувеличены.

Основаниями для них служат эпизоды официальных нападок на композитора, имевших место в 1936 и 1948 годах. Но не стоит забывать, что в годы сталинской диктатуры практически не оставалось “непоротых” представителей интеллигенции. С мастерами культуры сталинские власти обращались своим излюбленным методом кнута и пряника.

Удары, которые довелось испытать Шостаковичу, вернее было бы назвать кратковременной опалой, нежели репрессиями. “Жертвой” и “мучеником системы” он был не больше, чем многие другие его собратья по искусству, сохранявшие свое положение культурной элиты, получавшие государственные заказы, почетные звания и правительственные награды. Невзгоды Шостаковича нельзя и близко сопоставить с судьбами таких людей как Мейерхольд, Мандельштам, Заболоцкий, Хармс или Платонов, принявших на свою долю казни, тюрьму, лагеря или нищету.

То же самое с композиторами, которые “отведали” сталинский ГУЛАГ (как Всеволод Задерацкий или Александр Веприк) или навсегда были вычеркнуты из музыкальной жизни и морально уничтожены (как Николай Рославец или Александр Мосолов).

Отсутствие четких стандартов в оценках становится особенно очевидным, когда с одной стороны речь заходит о Шостаковиче в СССР, а с другой – о композиторах в нацистской Германии. Сегодня и в России, и на Западе Шостаковича часто называют “жертвой” тоталитаризма, а таких немецких композиторов как Рихард Штраус или Карл Орф – его “попутчиками” (периоды сотрудничества Штрауса или Орфа с нацистскими властями были весьма кратковременными, оба композитора не входили в правящую партию, и их сочинения, написанные по официальным поводам, были единичными в их творчестве). Более того, как и Шостаковичу, Рихарду Штраусу довелось испытать немилость нацистских властей. Непонятно, почему одних тогда надо считать “жертвами”, а других “конформистами”…

Критики и недоброжелатели

Недовольство музыкой Шостаковича высказывали не только советские аппаратчики. Еще до всякого “Сумбура вместо музыки” подчеркнутый натурализм оперы “Леди Макбет Мценского уезда” пришелся не по нраву критику американской газеты “Нью-Йорк Сан”, который назвал это сочинение “порнофонией”.

Прокофьев, живший тогда на Западе, говорил о “волнах похоти” в музыке оперы. Стравинский же считал, что в “Леди Макбет…” “отвратительное либретто, музыкальный дух этого произведения направлен в прошлое, а музыка идет от Мусоргского”. Впрочем, отношения трех крупнейших русских композиторов ХХ века никогда не были простыми…

Если советские вожди, конъюнктурщики и ретрограды критиковали Шостаковича за излишний “модернизм”, то критики “слева”, наоборот, за недостаточную “актуальность”. К последним принадлежал недавно скончавшийся французский композитор и дирижер Пьер Булез, один из родоначальников послевоенного музыкального авангарда на Западе.

Для него просто не существовала музыка, основанная на свободной программно-драматургической событийности, а не на новизне музыкального языка и безупречности звуковой структуры. Из репертуара оркестров, которыми доводилось руководить Булезу, всегда “исчезала” музыка Шостаковича и Чайковского. По той же причине ругал Шостаковича и Филипп Гершкович – венский ученик Берга и Веберна, эмигрировавший во время войны в СССР. С присущим ему максимализмом он едко называл Шостаковича “халтурщиком в трансе”, имея в виду тиражируемые приемы его музыки.

Хватало у Шостаковича и критиков “справа”. В начале XXI столетия были опубликованы дневники покойного Свиридова – ученика Шостаковича, во многом обязанного ему своей успешной композиторской карьерой. В них он чрезвычайно резко критикует своего учителя за “ложный путь” его творчества, за симфонизм, “чуждый природе русской музыки”. Оперы Шостаковича Свиридов объявляет глумлением над старой Россией: “Нос” – над Россией столично-городской, а “Леди Макбет” – над Россией провинциально-сельской. Досталось учителю и за песни и оратории на слова Долматовского…

Разумеется, такая позиция тоже имеет право на существование. Остается лишь спросить: что мешало Свиридову, к тому моменту уже крупному функционеру Союза композиторов, сказать свое честное принципиальное мнение Шостаковичу в лицо, вместо того, чтобы изливать желчь в дневниковых записях?

И стоило ли так уж осуждать автора оратории о Сталине на слова Долматовского автору оратории о Ленине на слова Маяковского, музыке к фильму о сталинской индустриализации (ставшей впоследствии заставкой главной советской пропагандистской телепрограммы) и участнику конкурса на новый государственный гимн СССР, проводившийся Хрущевым в начале 1960-х годов?

Разумеется, у Шостаковича хватало политических критиков как на родине, так и за границей. Одни считали его слишком “антисоветским”. Другие, наоборот, слишком “советским”.

Так, например, Солженицын, к которому композитор проявлял большой интерес, когда в СССР вышла его лагерная проза, сделал Шостаковичу безапелляционный выговор за Четырнадцатую симфонию, упрекнув автора в отсутствии в ней религиозности, выступив тем самым как “идеолог наоборот”.

Вольфганг Амадей Моцарт

Этот гений музыки не был по достоинству оценен современниками, которые не могли осознать всю силу и глубину его таланта, недолюбливали его за сильный и независимый характер, но спустя века его творчеством интересуются и восхищаются талантом. Родился Вольфганг 27 января 1756 г. Отец его был придворным музыкантом и, рано заметив в сестре Моцарта музыкальные способности, стал обучать ее музыке.

Это и положило начало творчеству Вольфганга. У мальчика в раннем возрасте обнаружились исключительные способности к музыке: будучи в возрасте 5-6 лет, он уже создал свои первые музыкальные произведения, обладая при этом уникальным музыкальным слухом и поразительной памятью. Отец, видя, что его сын обладает редкими музыкальными талантами, решает начать концертное турне, чтобы Вольфганг приобрел известность и не стал придворным музыкантом.

Но несмотря на то, что мальчиком все восхищались и в 12 лет его произведения становились известными, общество не могло полностью оценить весь потенциал юного музыканта. Поэтому, вернувшись из турне, Вольфганг стал придворным музыкантом и очень страдал от того положения, в котором он оказался. Но не желая мириться с тем, что его не уважают и обращаются неподобающим образом, он уехал из Зальцбурга в Вену.

Именно во время своего пребывания в Вене, его талант достигает расцвета. Вскоре он женился на прекрасной девушке по имени Констанца Вебер, и даже неодобрение родителей не смогли помешать их счастью. Годы, проведенные им в Вене, нельзя назвать легкими, скорее, наоборот. Испытывая нужду, Моцарту приходилось очень много работать, что сказалось на его здоровье. Несмотря на то, что его оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» пользуются успехом, общество по-прежнему не в силах понять весь гений Вольфганга.

Незадолго до смерти Моцарт пишет свое величайшее произведение — оперу «Волшебная флейта». Одновременно с ней он создает «Реквием», но не успевает его завершить. В ночь с 4 на 5 декабря 1791 г. гениальный композитор скончался. Обстоятельства его смерти до сих пор остаются неизвестными, что порождает множество споров среди специалистов. Лишь после его кончины музыкальное общество и весь мир признали гений Моцарта, а его произведения до сих пор считаются шедеврами в музыке.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста

Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Травиата. Джузеппе Верди

«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский язык слово травиата означает «заблудший» или «падший». На создание его композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Представленная впервые публике, «Травиата» потерпела полное фиаско, но после коренной перестройки завоевала популярность во всем мире. Особенностью этого произведения является необычный для того времени выбор героини: упавшая на смертном одре женщина. Действие «Травиаты» происходит в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и никому не нужная. Оригинальная партитура состоит из трех частей.

Рихард Вагнер

Рихард Вагнер вошел в историю не только как великий немецкий композитор. «Полет Валькирий», «Тристан и Изольда», «Сон в летнюю ночь» – вот лишь малая часть его работ. Однако запомнился он современникам и потомкам не только своим великолепным творчеством .

Работы Вагнера содержали ярые антисемитские настроения, благодаря которым он стал любимым музыкантом Адольфа Гитлера. Композитор был также автором брошюры «Иудаизм в музыке», в которой утверждал, что «еврейский народ не способен к художественному выражению» .

Если бы Вагнер не написал эту работу, его взгляды на европейских евреев, возможно, ушли бы вместе с ним в могилу. Однако именно она разделила мир поклонников музыки на два лагеря.

Есть много людей, которые хотели бы, чтобы книга была запрещена, и которые относятся к идее даже обсуждения взглядов Вагнера как расистских по своей сути. Тем не менее, как отмечает Александр Кнапп, преподаватель еврейской музыки в Лондонском университете, «Вагнер был не единственным композитором, проявившим антагонизм по отношению к евреям. Шопен, Лист и Мусоргский также официально заявили о своих взглядах, которые можно было бы рассматривать как антисемитские» .

Почему же тогда Вагнер стал объектом такого осуждения? По мнению Кнаппа, «принципиальное различие состоит в том, что Вагнера поддерживали Гитлер и нацисты». Хотя Вагнер не защищал Холокост – он умер до рождения Гитлера – нет сомнений, что его музыка была принята немецкими архитекторами массового уничтожения.

Конечно, есть те, кто вообще отказывается признать, что Вагнер был антисемитом, но сегодня это утверждение не имеет серьезного значения. По мнению Джона Смертриджа, профессора музыки Королевского колледжа в Лондоне, и защитники, и критики Вагнера упускают из виду главное. «Я думаю, что поклонники отрицают это, а критики преувеличивают еврейский вопрос», – говорит он. «В конце концов, ни одна из позиций не объясняет явно широкого резонанса, которым все еще пользуются работы Вагнера» .

Музыка композитора, например, не запрещена в Израиле, но не исполняется из-за широко распространенного общественного протеста. Так, однажды государственная телекомпания страны официально извинилась перед слушателями после того, как по радио прозвучала музыка Рихарда Вагнера .

«Есть столько же людей, переживших Холокост, которые любят музыку, так и тех, кто против нее. Вы должны слушать его музыку, его музыка абсолютно прекрасна», – сказал Джонатан Ливни, глава Израильского общества Вагнера  .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: