Рекомендации родителям по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Понятие патриотизма

Источником патриотизма в любой части света является привязанность к родным местам, традициям своего народа, языку. Уже в XVIII столетии он становится составной частью формирования и развития общества, и отображает значимые вехи в развитии государства и становления гражданского самосознания нации.

Но чтобы определить содержание термина, необходимо обратиться к этимологии слова. В переводе с древнегреческого языка слово «патриотизм» означает «соотечественник», «отечество», а главное отображает любовь к родине, способностью поступиться своими интересами, а порой пожертвовать собой ради ее существования и процветания.

Понимая под воспитанием комплекс методов, формирующих личность ребенка, получаем, что патриотическое воспитание, это работа с подрастающим поколением, целью которого формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу.

Если обратится к официальным документам, то в федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. Что это, если не патриотизм?

Важно:
Опираясь на официальные документы, все же заметим, что патриотическое воспитание начинается в семье. Только комплексный, системный подход сможет обеспечить высокий результат общего процесса воспитания

Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого, а главное осознанного чувства любви родному краю, к родной природе, истории своей страны. Через формирование любви к своей малой родине, пройдя ряд этапов, патриотические чувства должны стать общегосударственным патриотическим самосознанием.

Задачи патриотического воспитания

Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

Патриотизм гармонично сочетает национальные идеалы, преданность служению Родины. Любое воспитание, в том числе и патриотическое, должно опираться на национальные традиции, наилучшие духовные и культурные достижения народа.

На чем воспитывают современных детей

Доклад наших гимназистов вызвал оцепенение. Немая боль пронзила сердце, где память навсегда запечатлела родных и близких, не вернувшихся с войны. Рассказы очевидцев, прошедших страшные бои, немногочисленных уцелевших в концлагерях. Музеи, бережно хранящие все пережитое нашей страной. Почему мы не смогли передать память корней своим детям, воспитать достойных патриотов Родины?

Современные дети совсем другие. За последние десятилетия произошла утрата чувства патриотизма. Для нового поколения это понятие стало чуждым. Их привычный сленг активно вытесняет русские слова. Весь интернет — любимое место нахождения — пронизан американской культурой, разрушающей наше общество изнутри.

В 7–10 лет дети уже воспитаны американскими мультипликационными и киногероями. Напичканные иностранными понятиями подростки ведут разговоры о том, что надо окончить школу, институт и уезжать за лучшей жизнью за границу, там они смогут стать богатыми и знаменитыми. Здесь — все плохо, люди и технологии отстали. Их ничто не держит на родине.

Доводилось ли вам близко общаться с детьми-сиротами? Чуткое сердце сразу ощутит неприкаянность. Не знавшие материнского тепла и ласки. Никогда не имеющие своего родного дома. Их отпускают во взрослую жизнь, и летят они, словно сорванные листья, гонимые ветром. Некуда приклонить голову, если случится радость или беда. Нет семьи, родного очага.

Таким сиротой ощущает себя всякий человек, которому с детства не привили любовь к своей Родине и чувство патриотизма. Человек без корней так и остается до конца дней сорванным листом, уносимым ветром. Чтобы этого не случилось с нашими детьми, мы, взрослые, должны воспитать их патриотами своей страны.

Для чего нужно воспитывать ребенка патриотом

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана объясняет, что для полноценной счастливой жизни каждому человеку необходимо чувство защищенности и безопасности. Малыш не умеет защищать себя. Родители оберегают дитя, как нежный росток, от опасностей, учат его жить среди людей. Важным моментом является необходимость воспитать ребенка патриотом.

Выйдя во взрослую жизнь, такой человек пустит корни на родной земле. Будет жить, реализовываться в своей стране с ощущением чувства защищенности и безопасности, уверенный в завтрашнем дне. Воспитать чувство патриотизма — это дать ребенку прививку на всю жизнь: стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности, оптимизм.

Любовь к Родине дает чувство единения со всем народом, ощущение себя своим на своей родной земле. Именно для людей нашей страны с уретральным менталитетом так важен патриотизм.

Воспитание патриотизма ребенка начинается в семье

Воспитание маленького патриота начинается с раннего детства. Человек — существо обучаемое и социальное. То, что ребенок видит вокруг, определяет его сознание, образ мыслей и мироощущение.

Посмотрим на мир глазами ребенка. Что он видит? Неудовлетворенность родителей от жизни, разводы, несчастную мать, которая вынуждена растить детей одна, отцов, которые не платят алименты. Может ли в таких условиях ребенок вырасти патриотом?

Ребенок чувственно и сознательно нуждается в людях, с которых он мог бы брать пример. В раннем детстве это родители. Дружная семья, где мама и папа с любовью относятся друг к другу, и ребенку дает необходимое чувство защищенности и безопасности. Поэтому ответственность за то, чтобы воспитать ребенка патриотом своей страны, лежит на родителях, затем на дошкольных и школьных учреждениях.

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» объясняет, что ребенок с анальным вектором по своим природным качествам является патриотом. Для него очень важны семейные ценности, память, история. Такого малыша остается только верно направить в нужное русло. В остальных детях нужно качественно воспитывать патриотизм.

Педсовет на тему: «Духовно–нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

«Доброта должна стать таким же

обычным состоянием человека,

как мышление. Она должна

войти в привычку».

В.Г. Сухомлинский

Наверное не раз приходилось вам слышать такую фразу, как «По доброте душевной». И все чаще слышится в ней ирония, чем великодушие. Самая большая опасность современного общества, где материальные ценности преобладают над духовными, заключается в разрушении личности. Все мы хотим одного, оградить наших детей от жестокости, безразличия, агрессии. Как объяснить малышу, что такие качества души, как милосердие, великодушие, доброта, сострадание, любовь к ближнему, свойственные только человеку, делают нас счастливее и добрее.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в хорошо и осознать ответственность за вклад в плохо?

Понятие хорошо и плохо для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Дети по своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации. Работая с малышами, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. Добрые отношения к людям и сверстникам помогают воспитывать сюжетно-ролевые игры, где ведущую роль выполняют сами дети. Например, игра «Дом», «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела» и т. д. В ходе игры воспитываются гуманные чувства, забота о кукле, как о носителе человеческих качеств, учат детей быть вежливыми.

Мы создали картотеку «Вежливые сказки», в которых герои- это наши знакомые зверушки, помогающие друг другу. Вежливые слова в младшем возрасте дети воспринимают как нечто формальное, необязательное

Поэтому, важно выработать у них привычку постоянно говорить «здравствуйте», «спасибо», «до свидания». Лучшие помощники, в сложившейся ситуации, это герои любимых книжек, а так же примеры взрослых

В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица. Это может быть Карлсон, который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми, медвежонок, зайчонок, который сбежал от волка, или создаем и вместе решаем проблемные ситуации такие, как «Собачка потерялась», «Почему зайчик плачет», «Колобок, которого надо спасти от лисы», и т. д. На мячике рисуем веселую рожицу и передаем по кругу, не забывая хвалить нашего колобка и говорить ему теплые, добрые слова.

В повседневной жизни группы мы часто используем добрые стихотворения, четверостишья, такие как «это ты, а это я, ты хороший у меня, мой подарок дорогой, и не нужен мне другой!» Укладывая ребенка спать, проговариваем потешки и прибаутки, их же мы используем при просыпании детей, при водных процедурах, перед тем, как сесть за стол, при любой ситуации. Народная мудрость нас всегда учила только добру.

С первых лет своей жизни детям знакомы произведения А. Барто «Бычок», «Зайка», «Мишка», «Наша Таня», героям которых нельзя не сочувствовать и хочется помочь. Эти незатейливые стихи учат гуманности, заботливому отношению, и когда наблюдаешь, как девочка укачивает куклу, прижав ее к себе, или как маленькие пальчики кропотливо помогают клеить, зачитанную до дыр книжку, понимаешь, что доброта спасет мир!

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Список литературы:

Дошкольное воспитание № 09.2007

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Но главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Военно-патриотическое воспитание

Современное общество ставит перед подрастающим поколением новые серьезные задачи, ведь государству нужны сильные, высокоразвитые и инициативные люди, способные учиться и работать на его благо, и, в экстремальной ситуации, встать на защиту Родины. В этой связи важнейшая функция в формировании таких личностей ложится на военно-патриотическое воспитание.

Здесь широкое поле для форм и методов организации этой работы:

  • военно-патриотические клубы;
  • профильные военно-спортивные лагеря;
  • поисковые отряды;
  • тесное сотрудничество с музеями, общественными историческими организациями.

В вопросах организации большая часть работы ложится на педагогов, специалистов по военной истории, историков, но необходима существенная поддержка государства в этих вопросах. У военно-патриотического воспитания есть две исключительные особенности, так как оно формирует морально-волевые качества, которые пригодятся, как будущему защитнику Отечества, так и совершенно мирному человеку.

Педсовет»Система работы ДОУ с детьми по вопросам патриотического воспитания по ФГОС ДО»

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям.

У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает 3 направленияОзнакомление с предметами ближайшего окружения

-Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества; —Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию; -Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

— Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

-Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

— Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

— Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей

— Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

-Воспитание любви к природе родного края;

-Воспитание бережного отношения к родной природе;

-Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Реализуется патриотическое воспитание в нашем детском саду через такие формы

как: создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию; тематические занятия; беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей,; взаимодействие с родителями; взаимодействие с социумом..

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нём в будущем – он настоящий патриот и гражданин своей Родины. С июня по ноябрь месяцы, мы провели в ДОУ достаточное количество интересных мероприятий:

Что подразумевают под патриотическим воспитанием

Естественным в этом контексте развития любого общества, нации становиться вопрос, что же такое патриотическое воспитание, а главное какие цели и задачи преследует этот вид воспитательной работы. В связи с этим сразу определим, что в конечном итоге мы ожидаем в результате патриотического воспитания:

  • научить подрастающее поколение горячо любить свою Родину, свой народ;
  • сформировать чувство сопереживания к судьбе Отечества, все свои усилия направить на служение Родине, ее интересам;
  • на основе исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении.

Структура патриотического воспитания

Определив цели и задачи, легко можно выстроить структуру, определенный алгоритм действий при формировании гражданской позиции личности. Это три основных блока, которые в конечном итоге

  1. Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
  2. Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. Главная задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
  3. Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Все эти компоненты в конечном итоге должны последовательно сформировать у детей ценности, правила и нормы поведения, решить основные задачи патриотического воспитания.

Выводы по II главе

В практической части мы разработали анкеты для выяснения уровня патриотизма у современных школьников.

Эти анкеты направлены на изучение ранней истории нашей страны, выявления у детей понимания сущности патриотизма, наличия этого качества. Для реализации своих идей о формировании патриотизма мы разработали программу «Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у учащихся 6го класса», которая включает в себя: поэтапное формирование патриотизма у 6тиклассников, планирование мероприятий гражданско-патриотического характера, формирование патриотизма согласно возрастным особенностям 6тиклассников, интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма и отличается многообразностью мероприятий и формальными особенностями.

Эта программа позволяет последовательно формировать чувство патриотизма у учащихся 6го класса во внеучебной деятельности. Заключение В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала. Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Накопленный опыт патриотического воспитания в школе и намеченные государственной программой ориентиры. А так же мы разработали анкеты для выяснения уровня патриотизма у современных школьников. Эти анкеты направлены на изучение ранней истории нашей страны, выявления у детей понимания сущности патриотизма, наличия этого качества.

Для реализации своих идей о формировании патриотизма мы разработали программу «Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у учащихся 6го класса», которая включает в себя: поэтапное формирование патриотизма у 6тиклассников, планирование мероприятий гражданско-патриотического характера, формирование патриотизма согласно возрастным особенностям 6тиклассников, интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма и отличается многообразностью мероприятий и формальными особенностями.

Эта программа позволяет последовательно формировать чувство патриотизма у учащихся 6го класса во внеучебной деятельности. В довершении можно сказать организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Патриотическое воспитание в современной школе — фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: