Рвота
Содержимое желудка «выплескивается фонтаном», с большей силой, чем во время срыгивания.
Причины рвоты у новорожденного
Причин много. Это может быть нормой, а может свидетельствовать о патологии. Рвота не опасна, если она происходит редко и к ней не прибавляются никакие другие тревожные симптомы.
- Переедание — в таком случае нужно просто успокоить малыша, приласкать, поносить на руках. Не спешите снова его кормить.
- Гигиена матери — следует мыть грудь перед кормлением и после и следить за собственным правильным питанием. Жирная, соленая и острая пища также может быть причиной рвоты и нарушений процесса пищеварения.
- Отравление — рвота может быть реакцией на недоброкачественную пищу. Обычно это сопровождается жидким стулом. В таком случае обязательно вызывайте врача. Следите за тем, чтобы организм не потерял много жидкости. Каждые 15 минут предлагайте малышу чайную ложку чистой кипяченой воды. Когда рвотные позывы прекратятся, давайте столовую ложку. В случае диареи можно дать малышу растворенную в воде таблетку активированного угля и дождаться прихода врача.
- Кишечная инфекция — обычно начинается с внезапного приступа рвоты, часто с жаром или поносом. Надо как можно скорее восполнить потерю жидкости и немедленно обратиться к врачу, так как это заболевание может быть опасным для жизни. Терапию вам назначит доктор.
- Сотрясение мозга — если рвота началась после падения малыша с любой высоты, вызывайте скорую помощь.
Когда стоит беспокоиться:
- Если ребенок не хочет брать грудь или принимать молочную смесь;
- Если малыш вялый;
- Если у него поднялась температура;
- Если малыша рвет более 3 раз в сутки;
- Если рвоту сопровождает понос;
- Если ребенок потерял много жидкости.
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Ясельный возраст
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.
Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Причины
Усиленное образование слизи, а как следствие — кряхтение в носу, может быть, по нескольким причинам:
- насморк, соль младенцев;
- холодный насморк;
- сухость воздуха;
- аллергическая реакция на пыль, шерсть домашних животных, пыльцу цветов, бытовую химию;
- режущиеся зубы.
Часть слизи испаряется, а часть стекает в глотку и проглатывается. Но если воздух в комнате сухой, слизистая жидкость испаряется слишком быстро, а слизь в носу сгущается. Густая липкая слизь препятствует самоочищению носа, скапливается и «выскакивает» из носа. Скоплению слизи способствует ряд факторов, среди которых — недостаточная подвижность ребенка и постоянное горизонтальное положение.
Запор
Как понять, что у новорожденного запор
В течение первого месяца жизни малыш способен опорожнять кишечник после каждого кормления. Однако уже к 4-му месяцу частота стула снижается до 2 – 4 раз в сутки. При этом «грудничок» пачкает подгузники чаще, чем «искусственник», так как материнское молоко усваивается быстрее. Случается, однако, и так, что малыш, находящийся на грудном вскармливании, испражняется через день, а то и реже. Если при этом его стул мягкий и ничего не тревожит малыша, то причин для беспокойства нет. Это значит, что молоко хорошо усваивается его организмом.
Симптомы:
- Ребенок много капризничает, плачет;
- Малыш часто тужится, но «результат» нулевой;
- Любая попытка опорожнить кишечник сопровождается криком;
- Кал твердый, либо имеет вид горошка, либо первая его порция похожа на «пробку», а за ней следует кашицеобразная масса.
Причины запора у грудничка
- При грудном вскармливании запоры может вызвать пристрастие мамы к белковой пище (творог, мясо), к мучным изделиям (белый хлеб, выпечка), к кофе или чаю;
- При искусственном вскармливании — неправильный выбор или неправильное приготовление смеси.
Как помочь малышу:
- Маме следует свести к минимуму потребление перечисленных выше продуктов (кроме мяса, которое необходимо съедать в количестве не меньше 100 г в сутки);
- Есть больше продуктов с клетчаткой (овощи и зелень);
- Делать массаж животика;
- Если причина в смеси — согласовать новую с педиатром;
- Изредка ребенку можно ставить клизму. А вот слабительное — даже в минимальных дозах — давать младенцам нельзя! В любом случае, если состояние малыша вызывает у вас беспокойство, следует проконсультироваться с врачом.
Когда следует беспокоиться:
- Уменьшается количество мокрых подгузников;
- Уменьшается вес ребенка.
Все это говорит о том, что малыш не получает питания в достаточном количестве.
Надо ли заставлять детей есть
Довольно часто дети отказываются есть здоровую пищу, мотивируя это тем, что она им не нравится. Нужно ли заставлять их делать это против воли? Конечно, нет. А вот спокойно и аргументированно убедить ребенка поесть вполне себе можно и даже нужно.
Помните, как наши мамы и бабушки в ультимативной форме говорили многим из нас, что пока мы не съедим всю пищу в тарелке, они нас из-за стола не выпустят? И что вы при этом чувствовали? Наверняка, мотивации такое заявление не добавляло.
Многие матери воспринимают то, что ребенок не ест приготовленную ими пищу, как личную обиду. Они считают, что ребенок пренебрегает заботой и не ценит потраченное на него время. На самом деле такая позиция является эгоистичной. Вверх берет чувство обиды за то, дети отвергли их заботу и любовь.
Но это абсолютно не соответствует действительности. Ребенок их по-прежнему очень любит, а причины отсутствия аппетита обычно лежат совсем в другой плоскости. Нужно просто доверительно и спокойно обсудить ситуацию и понять в чем дело.
Ученые установили, что имеется связь между принуждением ребенка к еде и пищевыми нарушениями во взрослой жизни. В западных странах ребенка часто заставляют есть здоровую пищу, мотивируя тем, что это модно, полезно, вкусно, дорого. А, например, в некоторых странах Третьего мира матери будет стыдно, если ее ребенок худой, так как в таком случае соседи будут считать, что семья бедная.
В общем, мотивация может быть самой разной. К сожалению, тотальный контроль родителей в отношении питания часто приводит к негативному последствию во взрослой жизни ребенка. То же самое касается запрета фастфуда, чипсов и другой вредной пищи. Запретный плод всегда сладок, и ребенок начинает воспринимать такую еду, как недоступное удовольствие, что еще сильнее повышает желание это съесть.
И наоборот, заставляя малыша против его воли есть полезную пищу, родители добиваются прямо противоположного эффекта. Ребенок просто перестает воспринимать данный продукт как пищу, что неизбежно отрицательно скажется на его пищевых привычках в будущем.
Источники статьи:
- Питание детей раннего возраста. Нетребенко О.К. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского, 2007. с. 73-80
- Питание детей дошкольного возраста. Иноятова Х.Б., Нуриддинов Ш.Ф., Мамадиярова М.А., Рахматова Д.Г. Academy, 2020. с. 4-7
- Анализ привычного рациона питания детей 7-9 лет. Бондаренко А.А., Маханькова Е.А. FORCIPE, 2021
- Рациональное питание детей раннего возраста. Лундина Г.В., Яковлева Т.В., Вятский медицинский вестник №2, 2015. с. 70-73
Автор статьи
Врач высшей квалификационной категории
Специальность: гастроэнтеролог
Стаж: 24 года
Лечение запора у грудничка при искусственном вскармливании
В первую очередь, лечение запоров должно начинаться с немедикаментозных методов. В отношении детей первого года жизни, это подбор смеси с учетом индивидуальных особенностей, расчет объема и режима вскармливания. Этот вопрос следует обсудить с лечащим врачом вашего ребенка для того, чтобы не попасть в ситуацию, о которой говорилось выше (когда запор возникает при переходе на искусственное вскармливание и продолжается из-за постоянного перевода с одной смеси на другую). Как правило, педиатры рекомендуют смеси с повышенным содержанием про- и пребиотиков, кисломолочные или лечебные, в зависимости от причины, почему случился запор у новорожденного при искусственном вскармливании.
Для детей, уже получающих прикорм, актуальным будет введение бОльшего количества продуктов, содержащих клетчатку (фрукты, овощи, обладающие послабляющими свойствами, например, яблоко, чернослив, тыква; крупы), потребление дополнительного количества жидкости.
При отсутствии эффекта от немедикаментозного лечения запора у новорожденного и малыша первого года жизни при искусственном вскармливании, педиатры рекомендуют терапию слабительными средствами. В основном для лечения используются препараты на основе полиэтиленгликоля (макрогол) или лактулозы. Эти препараты совершенно безвредны и не вызывают привыкания. Стоит учитывать, что лечение функционального запора занимает достаточно много времени (не менее месяца), поэтому стоит запастись терпением.
Почему новорожденный кряхтит, причины
Преимущественно, когда ребеночек тужиться, это сопровождается кряхтением. Кряхтение само по себе может быть вызвано теми же причинами, что и натуживание: опорожнение кишечника, колики, запор.
Но если кроха просто кряхтит, это может быть вызвано тем, что ему неудобно, жмет или натирает какая-либо вещь, складка пеленки или простыни, или причиняет дискомфорт мокрый подгузник.
Малыш пока не умеет выражать свои потребности или эмоции словами или другим способом, поэтому может давать вам о них знать при помощи кряхтения. Возможно, он просто требует маминого внимания, поэтому и издает звуки, привлекающие вас к нему.
Обращаться ли к доктору, если ваш малыш кряхтит?
Кряхтение – это нормальное явление для любого новорожденного.
Естественно, что молодые родители переживают, могут часами наблюдать, если новорожденный ребенок беспокойно спит и во сне сопит, похрипывает, кряхтит.
Но для маленького малыша, особенно на первых 2-3 месяцах жизни, кряхтение является нормой, в том числе и из-за проблем с животиком, как мы уже убедились.
Через три месяца, когда пищеварительная система у малыша наладится, исчезнут и эти звуки.
Если же вы заметили у ребенка какое-то недомогание – это уже повод для беспокойства, и вам необходимо проконсультироваться со своим детским врачом.
Обращаться к педиатру нужно при таких симптомах:
- у ребенка плохой аппетит;
- ребенок часто и много срыгивает или рвет;
- малыш недобирает в весе;
- у новорожденного нестабильный стул.
Педиатр осмотрит ребенка, и даст нужные рекомендации.
Не стоит заниматься самодиагностикой и самолечением, а также доверять подруге или слушать сидящих на лавочке бабушек по поводу того, чем лечить ребенка.
Доверьтесь только своему педиатру, но в любом случае, паниковать не нужно, ведь от спокойного настроения мамы напрямую зависит здоровье и спокойствие ее ребенка.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)
Наиболее часто двигательные нарушения у детей первого года жизни проявляются при ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ (ДЦП). Клинические проявления этого заболевания зависят от выраженности мышечного тонуса, повышение которого в той или иной степени наблюдается при любой форме ДЦП. В одних случаях у ребенка с рождения превалирует высокий мышечный тонус. Однако чаще мышечная гипертония развивается после стадий гипотонии и дистонии. У таких детей после рождения мышечный тонус бывает низким, спонтанные движения бедны, безусловные рефлексы угнетены. К концу второго месяца жизни, когда peбенок в положении на животе и вертикально делает попытки удержать голову, появляется дистоническая стадия. Ребенок периодически становится беспокойным, у него повышается мышечный тонус, руки разогнуты с внутренней ротацией в плечах, предплечья и кисти пронированы, пальцы сжаты в кулаки; ноги разогнуты, приведены и часто перекрещены. Дистонические атаки длятся несколько секунд, повторяются в течение дня и могут провоцироваться внешними раздражителями (громкий стук, плач другого ребенка, работа телевизора).
Двигательные расстройства при ДЦП
Двигательные расстройства при ДЦП обусловлены тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность этапов его созревания. Высшие интегративные центры не оказывают тормозящего влияния на примитивные стволовые рефлекторные механизмы. Задерживается редукция безусловных рефлексов, происходит высвобождение патологических тонических шейных и лабиринтного рефлексов. Сочетаясь с повышением мышечного тонуса, они препятствуют последовательному становлению реакций выпрямления и равновесия, которые являются основой развития статических и локомоторных функций у детей первого года жизни (удержание головы, захват игрушки, сидение, стояние, ходьба).
Чтобы понять особенности нарушения психомоторного развития у детей с церебральными параличами, остановимся на влиянии тонических рефлексов на формирование произвольной двигательной активности, а также речевых и психических функций.
Причины и механизмы развития
Чаще всего инфекция мочевого пузыря вызывается бактериями, которые обычно находятся в кишечнике. Цистит или воспаление мочевого пузыря – одна из частых проблем мочевыделительной системы у детей. Иногда врачи используют более общий термин – инфекция мочевыводящих путей (ИМП), если невозможно точно определить, что поражен только мочевой пузырь, есть признаки уретрита и пиелонефрита.
Инфекции мочевого пузыря ежегодно отмечаются примерно у 3 из 100 детей. Младенцы в возрасте до 12 месяцев чаще болеют ИМП, чем дети более старшего возраста. В течение первых нескольких месяцев жизни ИМП чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. К 1 году вероятность развития ИМП у девочек выше, чем у мальчиков, а девочки по-прежнему подвергаются более высокому риску в детстве и подростковом возрасте.
Застой слизи
Если ребенок кряхтит, но сопли почти не текут, вполне вероятно, что они скапливаются в глубоких частях носовой полости. Младенец не может высморкаться, и даже мать не может извлечь слизь с помощью аспиратора. Маленький ребенок практически все время находится в горизонтальном (лежачем) положении. Это первый фактор, вызывающий отток слизи из носа. Переверните ребенка на живот, на бок, пока он еще не может сделать это самостоятельно. Во время кормления держите так, чтобы голова была приподнята — это не только облегчит дыхание, но и предотвратит попадание молока в носоглотку (что часто является причиной удушья после кормления). Вторая причина — сухой воздух. Помните, что 50-70% влажности (при температуре воздуха 18-22 ° C) благоприятны для дыхательных путей.
Что такое запор и в чем его причина?
Согласно определению, запор — это не только более редкое по сравнению с индивидуальными физиологическими возрастными нормами опорожнение кишечника, но также изменение формы и характера стула. Этот критерий является чрезвычайно важным в постановке диагноза. Кроме того, согласно основному международному документу, который используют педиатры и гастроэнтерологи всего мира, когда говорят о функциональных нарушениях ЖКТ у детей (Римские критерии IV, 2016), симптомы должны сохраняться не менее 1 месяца.
Выделяют две большие группы причин запоров: органические (5%) и функциональные (95%). К органическим причинам относят врожденные пороки развития органов ЖКТ, нервно-мышечные заболевания (центральный паралич, нейрофиброматоз и др.), системные заболевания (сахарный диабет, синдром Дауна, заболевания соединительной ткани и др.), прием лекарственных препаратов (например, препаратов железа, гипервитаминоз Д) и другие (целиакия, аллергия на белок коровьего молока и прочее). В большинстве случаев запор у грудничка и малыша первых лет жизни как при искусственном, так и при грудном вскармливании носит функциональный характер и связан с нарушением иннервации органов ЖКТ.
Но данным Американской академии педиатрии, нормой считается опорожнение кишечника для детей первых 7 дней жизни не реже 4 раз в неделю, от 4 месяцев до 4 лет — не менее 2 раз в неделю.
Отсутствие регулярной дефекации, болезненность при опорожнении кишечника приносят ребенку большой дискомфорт
И в связи с этим важно не путать функциональный запор при искусственном вскармливании у грудного ребенка с младенческой дисхезией. Младенческая дисхезия — это состояние, характерное для детей до 9 месяцев жизни, которое сопровождается эпизодами беспокойства, натуживания, плача перед отхождением газов или кала
Младенец еще только учится управлять своими мышцами, поэтому чтобы скоординировать работу мышц брюшной стенки (напрячь их, чтобы «вытолкнуть» кал) и анального отверстия (расслабить его), нужно приложить немало сил. Но важно, что кал при этом мягкий. Когда ребенок страдает запором, то каловые массы плотные, твердые.