Детская энциклопедия

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком  (карточки предварительно распечатать и разрезать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком  (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало Жука, не стало Жабы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком , называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком , а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, жаба, лапа, жук, желе. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука ).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, жук— много жуков, жилетка — много жилеток, ножик — много ножиков). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЖУК, к маленькому — ЖУЧОК.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — жаба, но две, три, четыре — жабы, пять — жаб). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок — это найболее простой и доступный способ ввести звук в словарь ребенка. В данной статье вы сможете найти словесный и наглядный материал по автоматизации звука «Щ» в начале слов, в середине и конце.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация группы шипящих звуков
  2. Автоматизация звука Р
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация звука Л
  5. Коррекция свистящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры

Всем успехов и позитивного настроения!!!

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звук [Щ] и буква Щ»

Королева С.учитель-логопед, МДОУ Детский сад № 7 г. Твери

Тема: «Звук и буква Щ»

Группа: подготовительная к школе

Образовательная область : «Речевое развитие»

Л): Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

(Д): кислый

(Л): Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, Щиплем щавель мы на щи»

Сообщение темы занятия

Выделение звука Щ из чистоговорки.

(Л): Какой звук чаще других повторяется в чистоговорке? ( Логопед еще раз проговаривает чистоговорку и выделяет голосом звук Щ)

(Д): Звук Щ

Фонетическая зарядка

(Л): Давайте представим, что наша одежда испачкалась. Давайте возьмем в руки щетку и почистим ее. Ш-щ-щ.

Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

(Л): поверните к себе зеркала. Произнесите звук щ-щ-щ и понаблюдайте, что делают зубы, губы, язык когда мы произносим этот звук?

(Д): Губы округлены, зубы оставляют маленькую щелочку, язык поднят за верхние зубы.

(Л): Встречает ли воздушная струя препятствие, когда мы произносим этот звук?

(Д): Да. Мешает язык.

(Л):.значит звук Щ – согласный. Давайте проверим, глухой или звонкий звук Щ. Положите руку на горло и произнесите этот звук. Звенит горлышко? Включился голосок?

(Д): нет

(Л): значит звук Щ – глухой и этот звук всегда мягкий. Будем обозначать его зеленым кружком.( Логопед демонстрирует речевой профиль звука щ )

Дайте характеристику звуку Щ

(Д): звук Щ – согласный, глухой и всегда мягкий.

Выделение звука Щ на слух среди других звуков.

(Л): Приготовьте ладоши и хлопните, если услышите звук Щ

щ ж с у а с р л о щ ш щ ш а щ п с щ щ у а и щ

Воспроизведение слоговых рядов.

Логопед бросает мяч каждому ребенку и просит повторить цепочку из слогов

Ща-що-ща         ощ-ущ-ащ

Щу-щи-щу         ущ- ющ- ищ 

Ща-щи-ща         ащ-ящ- ощ 

Ощ-ущ-ащ         ущ- ищ — ущ  

Развитие фонематического слуха. Игра «Лото»

Логопед через проектор на экран демонстрирует карточку лото и просит детей назвать предметы.

Пока звучит музыка нужно найти картинки со звуком щ и закрыть их кружком зеленого цвета.

После того , как дети выполнили задание на экране остаются предметы в названии который есть звук щ.

Произношение слов со звуком Щ. Определение места звука Щ в слове.

(Л): почему ты закрыл кружком эту картинку?

(Р): это щука. В этом слову есть звук щ.

(Л): где находится звук щ в слове щука?

(Р): В начале слова.

Каждый ребенок демонстрирует отобранную картинку и определяет место звука Щ в слове.

Проверка на экране.

Образование существительных с помощью суффикса «ищ».

(Л): Ребята вы слышите, кто-то стучит. Это мой друг. Угадайте, кто это. У него не глаза, а огромные …( глазища)

Не усы, а огромные …

Не нос, а….

Не лапы, а …

Не когти, а …

Не хвост, а …

На лапах не маленькие сапоги, а огромные…

У него не тихий голос , а громкий….

Кто же это?

(Д): кот. Котище

(Л): наш кот очень любопытный и хочет позаниматься вместе с нами. Разрешим ему?

(Д): да

(Л): Кот, выбери самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол.

(Кот): щегол

(Л): Вы согласны с ним , ребята?

(Д): нет

(Л): сколько звуков в слове щи (2)

Какой звук появился в слове щит ( т)

Сколько всего звуков в слове щит (3)

В слове щука (4)

Щегол (5)

Значит какое слово самое короткое?

(Д): щи

(Л): Давайте мы свами построим пирамиду из слов. В верху будет стоять предмет, в названии которого 2 звука, (самое короткое слово) ступенькой ниже – предмет в названии которого 3 звука, затем предмет с 4 звуками, а на нижней ступеньке с 5 звуками. Кот на первое место ставит щуку, а дети исправляют ошибки.

Проверка на доске через компьютер.

Звуковой анализ слова щука.

(Л): Дети откройте свои пеналы и выложите слово щука. Давайте вспомним характеристику звука Щ. ( Логопед спрашивает двоих ребят).

Синтез слова роща

(Л): А сейчас кот предлагает вам выполнить свое задание. Вам нужно будет взять первые звуки из слов и составить новое слово. Слушайте внимательно ( логопед произносит слова и картинки появляются на экране) ручка, овощи, щука, автобус.

Какой первый звук в слове ручка?

Д: (р). 

Буква Р появляется под картинкой. По мере того как дети выделили звуки под картинками появляются буквы.

Л: Какое получилось слово?

(Д): роща.

Л: Выложите слово роща кружками.

(Д): нет. Дети исправляют ошибки.

Физминутка.

(Л): Наш котик узнал много нового, поиграл с нами, устал. Давайте попрощаемся с ним.

Знакомство с буквой Щ

Щ – это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

(В. Ковшиков)

(Л): Посмотрите на доску. Так выглядит буква Щ. На какую букву она еще похожа? ( на букву Ш). Выложите букву Щ из палочек. Чем буквы отличаются отзвуков?

(Д): Звуки мы слышим и произносит, а буквы видим, читаем, пишем.

(Л): Найти букву Щ в кассе букв.

Чтение слогов, слов с буквой Щ. Составление из букв разрезной азбуки слов и предложения : У Димы щука. ( по возможностям детей).

Итог занятия.

Речевой материал:

Звук «Щ» в начале слова:

  • щавель,  счастье, счастливый;
  • щука, щуп, щупальца, щупать, щуплый, щуриться, щучий;
  • щебень, щебетать,  щебетун, щегол, щеголять, щедрость, щедроты, щедрый, щека, щекастый, щеколда, щекотать, щекотка, щекотный, щелевой, щель, щелчок, щенок, щепка, щепотка, щепоть, щербатый, щербинка, щетина, щедрость, щей;
  • щёлк, щёлка, щёголь, щёкот, щёлкать, щёлочь, щётка, щёчка, счёт, счёты, счёты, считать;
  • щи, щиколотка,  щипок, щипцы, щипчики, щит, щитовидка, щиток;

Звук «Щ» в середине слова:

  • роща, площадь, площадка, прощать, пощада, запищал, тащат, пища, мещанство, обещать, угощать, вращать, помешать, обращать, возвращать, дощатый, пищалка, гуща, роща, тёща, пуща, пищать;
  • чащоба, нащёлкать, защёлка, ещё, защёлка, мощёный, сгущённый, сгущёнка, трещотка, трущобы;
  • расчёт, просчёт, отсчёт;
  • ищут, тащу, блещут, плещут, на ощупь, чищу, чащу, угощу, ищу, пищу, свищу, чищу, прощу,  полощут;
  • ищи, вещи, тащи, ящик, овощи, лещи, клещи, в ящике, пищит, рощи,  помощи, тащит, видящий, клещи, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, держащий, говорящий, смотрящий, видящий, лежащий, прыгающий, пьющий, летающий, защита, защитник,  кипящий, вещий, будущий, бегущий;
  • из овощей, кощей, прощение, прищемить, прищепка, пещера, ищейка, ущелье, угощение, вращение, прощение, защемить, пищеблок, пищевик, пищевой, пещера, жилище, ящерица, проще, угощение, будущее, туловище, хранилище;

Звук «Щ» в стечении согласных:

  • хищник, изящный, помощник, мощный, овощной, насущный, общий;
  • банщик, взломщик, музейщик, пильщик, натурщик, ныряльщик, мойщик, уборщик, каменщик, гонщик, выдумщик;

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука проводим 2-3 упражнения .
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Слова произносим медленно, четко выделяя звук . Слова повторять 2-3 раза.
  4. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  5. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления .
  6. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Автоматизация звука «Щ» в словах при помощи картинок станет для Вас доступной. Необходимо только скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.

Хочется отметить, что дошкольный возраст — это время игровой деятельности. Поэтому все задания лучше обыгрывать, придумывать сюрпризные моменты и тогда малыш будет меньше уставать и заниматься с удовольствием. Предлагаю вам некоторые варианты игр. При помощи их Вы не только введете звук «Щ» в речь малыша, но и разовьете его грамматический строй.

Постановка звуков «Ш» и «Щ»

Произношение звуков «Ш» и «Щ» кажется трудной задачей для многих иностранцев, изучающих русский язык. Однако, эта задача вполне посильная. Тренируйтесь перед зеркалом. Внимательно следите за расположением языка и губ. Постепенно звуки станут получаться все более чистым. Звук «Ш»

Отодвиньте язык назад и напрягите корень языка, кончик языка поднимите к альвеолам, вытяните губы. Звук должен напоминать шипение. Как сбегает молоко на плите или шипит змея. Если звук больше похож на свист или не выходит вовсе, сделайте следующее. Вытяните губы, сдвиньте кончик языка к верхним зубам и произнесите звук «С». Тяните звук. Продолжая тянуть звук, медленно сместите кончик языка к альвеолам, пока не получится звук «Ш». Как только вы «поймаете» искомый звук, вы сможете воспроизвести его без труда.

Не бойтесь экспериментировать. Прижимайте кончик языка сильнее к альвеолам (вы почувствуете, как звук «спотыкается» и перестает звучать), ослабляйте нажим, и в итоге вы инстинктивно найдете нужное положение артикуляционного аппарата, чтобы извлекать звук «Ш».

Ничто так хорошо не помогает в постановке звуков, как фонетическая зарядка.Даже если вы не знаете значения некоторых слов, но умеете читать, полезным будет регулярное повторение любых слов со слогами ША, ШО-ШЁ (читается как ШО), ШУ, ШИ, ШЕ.

Шапка, шахматы, шахтёр, шашка, шахта, шайба, шарф.Шоколад, шок, шёпот, шёлк.Шуба, шутник, шутка, шум.Шерсть, шесть, шелестит.Широко, шина, шип, шиповник.Звук «Щ»

Постановка звука «Щ» обычно занимает больше времени, чем постановка звука «Ш». К тому же, иногда иностранцу сложно уловить на слух разницу между «Ш» и «Щ».

Итак, снова начнем с наблюдения за своей артикуляцией. Губы растяните в улыбке (так будет проще), кончик языка подвиньте ближе к верхним зубам, а сам язык напрягите, чтобы он естественным образом приподнялся к небу. Попробуйте произнести звук «Щ». Помните, что он более долгий, чем звук «Ш». «Щ» – мягкий звук. Держите губы растянутыми.

Если у вас получается звук, больше похожий на «Ф», это значит, вы уперлись кончиком языка в верхние зубы. Опустите кончик языка, спрячьте его за верхними зубами. Сильнее напрягите язык. Добейтесь, чтобы звук рождался там, где язык стремится прикоснуться к небу.

Если звук выходит похожим на свист или дыхание, сильнее вытяните губы в улыбке. Напрягайте язык. Должно быть ощущение, что он стремится «прилипнуть» к небу, но вы не позволяете ему это сделать.

Если выходит звук, похожий на «Х», вы слишком низко опустили язык и чрезмерно напрягли его. Расслабьте его, поднимая выше к небу. Если выходит звук «Ш», сместите язык вперед, ближе к верхним зубам.

Как только вы найдете нужное звучание, дальше дело за практикой.

Щётка, щепка, щетина, щи, ищи, полощи, свищи, щавель.

Авторские Стихи про букву Щ

Клюёт А. Шибаев.
Что в речке?
Щука, лещ, судак.
в челноке сидит рыбак.
Но ни леща, ни судака
ещё не выловил пока.
нет ни щуки, ни ерша…
Река струится не спеша.
Челнок качает рыбака.
А что рыбак? 
Сидит и ждёт.
А рыба? Рыба не клюёт
Клюёт! Кто? Щука?
Лещ? Судак?
Не лещ, не щука
— сам рыбак
носом клюёт…Е. Воробьева
Как леЩи Щавель Щипали,
Щуку Щами угоЩали,
Чтобы Щука после Щей
ЗаЩиЩала бы леЩей.С. Слуцкая
Щедрый дядька из Дербента
Угостил меня Щербетом.
Ну а я после Щербета
Отказался от обедаМой щенок Е. Благинина.
Щенок такой тщедушный был.
Его я щами всё кормил,
от злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Ещё бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пёс
— настоящий.Т. Лаврова
Щавель вырос ничего,
Щи сварили из него.
Щедрый стол накрыт к обеду.
Щи отдам я лучше деду.Е. Вартересьянц
Видишь, Щерится Щенок:
Щепку в угол уволок,
В закутке он спрятал Щетку,
В Щелке — семечек ЩепоткуДва щенка С. Михалков
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
Да у щётки половой
палка есть над головой.
Палка щёлк щенков с плеча!
Два щенка ушли ворча.К. Шотт
Щёголь утром шею брил,
Щёчки щедро надушил.
Чистил щёткой плащ и брюки,
Ел щербет, уху из щуки.
К щёголю пришёл щенок
И стащил его носок.
Он щеночка пощадил,
Щедро щукой угостил.Н. Лимонова
Щука свежих овоЩей
сорвала для вкусных Щей.Встреча А. Барто.
Я шёл по улице пешком
и повстречался со щенком.
И неизвестно почему,
я вдруг понравился ему.
 И несмотря на летний зной,
щенок всё время шёл за мной.
Дошли мы вместе до ворот,
и  вдруг  щенок  пошёл  вперёд.
 Я закричал, позвал щенка,
он зарычал издалека.
Он не хотел со мной идти.
Нам просто было по пути.Л. Яковенко
Щегол щебечет:
– Ще-щу-ща!
Щеглятам я несу леЩа.
Щеглята со Щенком играют –
Щенка Щекочут и Щипают.
Щербатый пенёк
На опушке  живёт.
Под Щепочки в Щели
Ужик ползёт.
Щурится ужик,
Просит Щегла:
– Выпроси Щебетом,
Птичка, тепла!
Щёголь Щегол
Свои песни поёт –
Солнышко Щедрое в гости зовёт!О. Ашто
Щука- хищник рыбку ищет  
В гуще водорослей рыщет.Считалка  Е. Ефимовский.
Щуку тощую с реки
притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей
и погуще жирных щей.
Щука шлёпнула хвостом,
словно щёлкнула хлыстом,
и таким ударом крепким
расщепила стол на щепки.С. Шушарина
Щука Щавелем себя
Щекотала, Щи варя.
Для Щегла сварила борЩ,
Щебетал он – «БорЩ хорош!»И я бы мог… А. Шибаев.
К щенку козлёнок подошёл.
—  Ты кто?
—  Щенок.
—  А я козёл. Гляди, как я умею: Скок!
—  И я могу,— сказал щенок.
—  А я по травке побегу!
Щенок сказал:
—  И я могу…
—  А хочешь,  я — о стенку  лбом.
Гляди, как я умею:
Бом!
—   Немудрено. И я бы мог,
Да  не  хочу,— сказал  щенок.

И. Токмакова
Щука и Щурятки
Со мной играют в прятки.
Я их в речке поищу,
Червяками угощу.С. Целищев
Щука щуке говорила:
-Я для всех щук щи сварила.
— Эй, кума, но мы же щуки!
— Да я просто так,от скуки.  Т. Гарг
На Щеколду дверь закрыта,
В Щелку чей-то глаз сердитый
На меня в упор глядит –
Ой-ой-ой, не подходи!
Буква Щ к двери прибита.
Интересно, что там скрыто?
Может чудиЩе из чащи
Свой ужасный глаз тараЩит?
И меня в один присест
Не задумываясь съест?
… Дверь открылась со Щелчком –
Стало «чудиЩе»… Щенком!М. Придворов
Трудно быть клещом в плаще
А в шинели  — вообще.
А лещу в плаще попроще.
Он клеща намного площе.Э. Лир. пер. С. Маршака.
Щипцы для орехов сказали соседям –
Блестящим и тонким щипцам для конфет:
О – Когда ж, наконец, мы кататься поедем,
Покинув наш тесный и душный буфет?Д. Смайлз
Щуке песню леЩ пиЩал,
Щеткой хвостик вычиЩал,
Щами Щедро угоЩал,
И Щипцами заЩиЩал.А. Мишутин
ЩЁТКОЙ зубы Кристя трёт
И ЩАВЕЛЬ затем берёт;
И теперь заЩиЩена
От болезней всех она.О. Ашто
-Угощайся! Это щи! –
Щуке говорят лещи.
— Не хочу я тощих щей!
Мне бы парочку лещей!
-Может, щавеля? Борща?
-Не хочу! Хочу леща!
Вас, лещи, не отпущу!
Вас в сметане припущу!
Щедрым будет угощенье!
Хищник я! Прошу прощенья!..
Братцы! Прячьтесь кто — куда!
Щука – хищник! Вот беда!Н. Радченко
Мама велела:»Щавель поиЩи —
Будут к обеду зелёные Щи».
Щурясь на солнце, я в роЩу пошёл.
Там Щебетал, суетился Щегол.
Щёлкал он клювом и что-то треЩал —
Может, Щеглят от меня заЩиЩал?
Я не обижу Щеглят, не треЩи.
Просто Щавель соберу я на Щи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Курс на развитие
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: