Кот и повар
Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________
А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.
Щука
На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!
Ворованные басни Ивана Крылова = бездарный плагиат
Вот фирменный горбатый слог Крылова, что даже рядом не стоит Н. Табатчиковой. Я и духом не знаю кто она, как переводчик и мне этого не надо. У нас с вами есть текст, который прочитав в голос, мы делаем такой вывод. Крылов, как переводчик исказил мысль. Добавил стрекозу, сделал с нее бездомную. И эта ворованная басня, которой Крылов переделал название — что? Читайте далее, вывод вы сделает чуть позже, и не забывайте вы сравнивайте с самым верхним оригиналом, вывод вы должны сделать сами.
А именно, что делает этот горбатый и некачественный перевод в русской литературе? Этот персонаж не только исказил перевод, а он из ясной морали сделал убогую поделку. Вчитайтесь внимательно
Не про стрекозу речь, хотя это немаловажно. Что кузнечик и муравей, как бы могут быть соседями, ну, а стрекоза, она каким боком к муравью
Так у этого персонажа, они еще кумовья, вот где бред.
Плагиат Крылова
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела». —
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши
Лафонтен, перевод сделан Ваней Крыловым
Именное, Ваней, так только «Вани» переводят и чужое подписывают своим именем. А если вы спросите:»А кто кумовьям отказывает?» Ответ тот же, те же самые «Вани» Некоторые подумают, что я жестко критикую. Может это, и так, но только с первого взгляда. А на самом деле: раз ты такой великий поэт, в чем вопрос — я хочу увидеть твое великое произведение, а когда я его не вижу, а мне предстает поделка на костылях. Думаю, мысль вы поняли, и теперь вы со мной на одной волне. Всего лишь, объективная критика бездарного литератора, ни больше, ни меньше.
Нет, чего уж там! Раз так написано, так и воспринимаем. Нам пропаганда, о великом Крылове, это ни о чём. Тексты говорят об обратном: «Какие сами, такие сани» А дальше, я лишь дам список вопросов, на которые вы должны честно ответить, прежде чем сделать вывод.
-
Попрыгунья Стрекоза — пишет про кузнечика, но думает про другое, у него «летающий обьект» прыгает. Что это как не шиза? Что графомания, то это давно известно.
-
К муравью ползет она — неужели стрекозы ползают? Нет, а как вы хотели! Вы же учите ребенка, а эту графоманию и некачественный перевод, вдобавок, впаривают в школах
-
Кто, чей кум, а кто кума? И почему она просится жить, стрекоза, что бездомная? И что за вздор про зиму, разве у Лафонтена зима? Учитывайте, что это перевод, а не оригинальный ход мыслей автора, это нам дает понять, какой он был бездарный и очень низкого качества переводчик.
-
Я без души Лето целое все пела и пела в мягких муравах — это вообще к чему? Видите дешевка сразу бросается в глаза, снова думает про кузнечика, а пишет про стрекозу. А почему? Потому что не хватило ума свести — сделать качественный перевод. Про «стихи» разговора нет, потому что стихов нет.
-
И самое главное, почему мы должны верить этому нелогичному сюжету. Я вот говорю, что это графомания несвязная. И Эзоп в том числе. А вы как думаете?
И после этих всех вопросов к текстам басен Крылова, охота напомнить, что это не оригинальный текст, а адаптированные тексты. Многие из них имеют метку «Под редакцией Демьяна Бедного», а ещё, потом: можете не сомневаться — другие ответственные работники гладили их ненамеренное количество раз, точно как тексты другого рукотворного кумира Александра Пушкина. Теперь вы можете представить, какой это горбыль, в его первозданном виде.
Слон и Моська
По улицам Слона водили,Как видно напоказ —Известно, что Слоны в диковинку у нас —Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться,-Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идетВпередИ лаю твоего совсем не примечает».-«Эх, эх! — ей Моська отвечает,-Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать она сильна,Что лает на Слона!»
короткая басня для детей
Басни Хеминцера
Басни Хеминцера читаем вместе онлайн.
Волчье рассужденье
Увидя волк, что шерсть пастух с овец стрижет,„Мне мудрено“, сказал: „и я не понимаю,Зачем пастух совсем с них кожу не дерет.Я, например, так я всю кожу с них сдираюИ то-ж в иных дворах господских примечаю.Зачем бы и ему не так же поступать?“
Слон, волчье слыша рассужденье,„Я должен“, говорит, „тебе на то сказать:Ты судишь так, как волк, а пастухово мненье —Овец своих не убивать.С тебя, да и с господ иных примеры брать,Не будет, наконец, с кого и шерсть снимать“.
***
Кошка
Жить домом, говорят, — нельзя без кошек быть.Домашняя нужна полиция такаяНе меньше, как и городская:Зло надобно везде стараться отвратить.И взяли кошку в дом, чтобы мышей ловить,
И кошка их ловила.Хозяйка дому, должно знать,Птиц разных при себе держатьЛюбила.
Что-ж? кошка, будучи блудлива тварь, с мышейНа ловлю птичек напустилаИ на ряду с мышами их душила.За это ремесло свернули шею ей:„Ты в дом взята была“, хозяйка говорила,„Не птиц ловить, — мышей“.
***
Паук и мухи
«Постой, — паук сказал, —Я чаю, я нашел причину,Зачем еще большой я мухи не поймал,А попадается все мелочь; дай раскинуПошире паутину,Авось-либо тогда поймаю и больших».
Раскинув, нажидает их;Все мелочь попадает;Большая муха налетит —Прорвется и сама, и паутину мчит.
А это и с людьми бывает,Что маленьким, кудаНи обернись, беда.Вор, например, большой, хоть в краже попадется,Выходит прав из-под суда,А маленький наказан остается.
***
Стрелка часовая
Когда-то стрелка часоваяНа башне городской,Свои достоинства счисляя,Расхвасталась собой,
И, прочим часовым частям в пренебреженье,«Не должно ль, — говорит, — ко мне иметь почтенье?Всему я городу служу как бы в закон;Все, что ни делают, по мне располагают:По мне работают, по мне и отдыхают;По мне съезжаются в суды и выезжают;По мне чрез колокольный звонК молитве даже созывают;И словом, только час я нужный покажу,Так точно, будто прикажу.
Да я ж стою домов всех выше,Так что весь город подо мной;Всем видима и всё я вижу под собой.А вы что значите? Кто видит вас?» — «Постой;Нельзя ли как-нибудь потише,И слово датьИ нам сказать? —
Другие части отвечали. —Знай, если бы не мы тобою управляли,Тебя бы, собственно, ни во́ что не считали.Ты хвастаешь собой,Как часто хвастает и человек иной,Который за себя работать заставляет,А там себя других трудами величает».
***
Читать ВСЕ Басни Хемницера по алфавиту.
Какой автор басен нравится Вам больше всех? Вам понравилась наша подборка басни для детей?
Волк и журавель
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».
Волки и овцы
Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.
Синица
Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________
Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.
Басни Михалкова
Чем отличается басня от сказки. В басне есть нравоучительная установка, а в сказке она не так выражена.
Басни Михалкова бывают в форме маленьких поучительных рассказов или в стихах. Они не менее знамениты, чем Басни Крылова. Басни бывают похожи у разных авторов, потому что изначально они были заимствованы у древних авторов и переведены на русский язык. Басни популярны среди детей и взрослых. Они в простой форме, часто на примере животных показывают как некоторые люди поступают в реальной жизни. Несмотря на то, что басни были написаны уже давно, они актуальны и по сей день. Читайте ВСЕ басни Михалкова!Аисты и лягушки
Поспорила Лягушка с Аистом:— Кто красивее?— Я! — уверенно сказал Аист. — Посмотри, какие у меня красивые ноги!— Зато у меня их четыре, а у тебя только две! — возразила Лягушка.— Да, у меня только две ноги, — сказал Аист, — но они у меня длинные!— А я квакать умею, а ты нет!— А я летаю, а ты только прыгаешь!— Летаешь, а нырять не можешь!— А у меня есть клюв!— Подумаешь, клюв! На что он нужен?!— А вот на что! — рассердился Аист и… проглотил Лягушку.Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
***Грибы
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки.Бросался всем в глаза его нахальный вид:— Смотрите на меня! Заметней нет поганки!Как я красив! Красив и ядовит!А Белый Гриб в тени под елочкой молчал.И потому его никто не замечал…
***Кирпич и Льдина
Плыл по реке Кирпич на Льдине,Он у нее лежал на серединеИ все учил ее, что не туда плывет,Что надо бы прибавить ход,Что нужно иначе держаться!Напрасно не трещать и к берегу не жаться!А Льдина таяла, приветствуя весну…Пришло мгновение — Кирпич пошел ко дну.* * *
Кирпич напомнил человека мне,Что думал про себя: «Я нынче на коне!»Учил других, командовать пытался,А сам не «на коне» — на льдине оказался!
***Ромашка и Роза
«Прошу меня простить за обращенье в прозе!Ромашка скромная сказала пышной Розе.Но вижу я: вкруг вашего стебляЖивет и множится растительная тля,Мне кажется, что в ней для вас угроза!»«Где вам судить о нас! — вспылила Роза.Ромашкам полевым в дела садовых розНе следует совать свой нос!»Довольная собой и всех презрев при этом,Красавица погибла тем же летом,Не потому, что рано отцвела,А потому, что дружеским советомЦветка незнатного она пренебрегла…* * *Кто на других глядит высокомерно,Тот этой басни не поймет, наверно…
***
Зеркало
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.— Горбун! Горбун! — дразнил он Верблюда.— Это я горбун? — возмущался Верблюд. — Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей!— Эй, толстокожий! — кричал Носорог Слону. — Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!— И чего это он ко мне пристает? — удивлялся добродушный Слон. Хоботом своим я доволен, и он вовсе не похож на хвост!— Дяденька, достань воробушка! — смеялся Носорог над Жирафом.— Сам-то больно хорош! — откуда-то сверху отвечал Жираф.Однажды Верблюд, Слон и Жираф достали зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:— Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.— Послушай, друг! — сказал Верблюд, подойдя поближе. — Неужели ты сам себя красавцем считаешь?— Конечно! — ответил Носорог. — Кто же в этом сомневается?— Ну тогда посмотри на себя! — сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:— Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало, Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
***
Читайте Все басни Крылова по алфавиту.
Мартышка и очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло еще не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Всё про Очки лишь мне налгали;А проку на-волос нет в них».Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.___________
К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,Так он ее еще и гонит.
басня Крылова про мартышку
Глупая обезьяна — басня 2 для 3 класса про животных
В племени все обезьяны были сильными и агрессивными. Не проходил и дня, чтобы между ними не вспыхивали стычки из-за пустяков.
Очень потешались типичные члены группы над глупой Обезьяной, которая не начинала драку, если у нее отбирали еду. Смешным и казался и тот факт, что она по пол дня проводила на земле стуча камнем об камень.
Кода началась засуха, Обезьяна взяла палку и пару камней и ушла.
Лес начинал умирать и племя голодало. Но в один день Обезьяна вернулась с добычей, которая так нужна была всем. Больше никто не считал ее глупой.
Мораль
Не стоит презирать своих земляков. Берите самое лучшее из того, что привычно людям ваших мест, а от отрицательных черт старайтесь избавиться всеми силами.
Крылов — горбатый переводчик Лафонтена
Да! Это надо напомнить в первую очередь. Что более 70 басен, самых известных в русской литературе, что принуждают к изучению в школу. Это басни французского поэта Жана Лафонтена. Который в свою очередь, и что самое, что восхищает меня в этом человеке — нет, не качество, я его оценить не могу. Горбатые переводы, что делали графоманы, по им судить о творчестве зарубежного литератора, это было бы, в первую очередь не этично, по этому делать свой вывод. И сейчас разговор у нас не об этом.
А, о том, что этот человек — честно издавал свои сборники, как басни Эзопа положенные на стихи гражданином Лафонтеном, такая у этих сборников была аннотация. И нет проблем, и нет разговоров. Уважаемый человек, и его личное искусство от этого не стало хуже, или лучше. Человек сделал работу и никакие короны не давили ему голову, хотя по сравнению с Крыловым. Это небо и земля в самой значимости и мастерстве, места в мировой литературе обоих: Лафонтен там есть, а вторым даже не пахнет. Крылов — никто, и зовут никак, но горбатый переводчик в стране советов, следовал дорогой пропаганды «Кто был никем, тот станет всем»
Так и получилось, но нам это — ровным счетом ни о чем. Качество горбатого слога Крылова говорит само за себя, что даже перевод ему давался с трудом.
Кошка и Соловей
Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:«Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я, сама,Тебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаюИ часто, про себя мурлыча, засыпаю».Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца —До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.
Демьянова уха
«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай». —«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, —А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ — очищает всю.«Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.________________Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:Но если помолчать во время не умеешь30 И ближнего ушей ты не жалеешь:То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.
Любопытный (Басня)
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;Все видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».
лучшие басни Крылова
Читать все басни Ивана Андреевича Крылова:
АлкидАпеллес и ОсленокБедный БогачБезбожникиБелкаБелкаБогач и ПоэтБочкаБритвыБулатБулыжник и АлмазБумажный ЗмейВасилекВельможаВельможа и ФилософВодолазыВодопад и РучейВолк и ВолченокВолк и ЖуравльВолк и КотВолк и КукушкаВолк и ЛисицаВолк и МышонокВолк и ПастухиВолк и ЯгненокВолк на псарнеВолки и ОвцыВоронаВорона и КурицаВорона и ЛисицаВороненокВоспитание ЛьваГоликГоспожа и две СлужанкиГребеньГусиДва ГолубяДва извозчикаДва МальчикаДва МужикаДве БочкиДве СобакиДемьянова ухаДеревоДикие КозыДобрая ЛисицаДуб и ТростьЗаяц на ловлеЗеркало и ОбезьянаЗмеяЗмея и ОвцаК другу моемуК соловью (Отчего сей свист унылый…)Камень и ЧервякКартинаКвартетКлеветник и ЗмеяКолосКомар и волкКомар и ПастухКоньКонь и ВсадникКот и ПоварКотел и ГоршокКотенок и СкворецКошка и СоловейКрестьяне и РекаКрестьянин в бедеКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛошадьКрестьянин и ОвцаКрестьянин и РаботникКрестьянин и РазбойникКрестьянин и СмертьКрестьянин и СобакаКрестьянин и ТопорКукушка и ГорлинкаКукушка и ОрелКукушка и ПетухКупецЛань и ДервишЛарчикЛебедь, Щука и РакЛевЛев и БарсЛев и ВолкЛев и КомарЛев и ЛисицаЛев и МышьЛев и человекЛев на ловлеЛев состаревшийсяЛев, Серна и ЛисаЛещиЛжецЛисаЛиса-СтроительЛисица и ВиноградЛисица и ОселЛисица и СурокЛисты и КорниЛюбопытныйЛягушка и ВолЛягушка и ЮпитерЛягушки, просящие ЦаряМальчик и ЗмеяМальчик и ЧервякМартышка и ОчкиМедведь в сетяхМедведь у ПчелМельникМеханикМешокМиронМирская сходкаМой друг, когда бы был ты бог…Мор ЗверейМот и ЛасточкаМузыкантыМуравейМуха и ДорожныеМуха и ПчелаМышиМышь и КрысаНапраслинаНедовольный гостьми СтихотворецНовопожалованный ОселОбед у медведяОбезьянаОбезьяныОбозОвцы и СобакиОгородник и ФилософОда Уединение (Среди лесов, стремнин и гор…)Олень и ЗаяцОракулОрел и КротОрел и КурыОрел и ПаукОрел и ПчелаОселОсел и ЗаяцОсел и МужикОсел и СоловейОсёлОткупщик и СапожникОхотникПавлин и СоловейПарнасПастухПастух и МореПаук и ГромПаук и ПчелаПестрые ОвцыПетух и Жемчужное ЗерноПирПисьмо о пользе желаний (Наскуча век желаньями терзаться…)Пловец и МореПлотичкаПодагра и ПаукПодсвечник и ОгарокПожар и АлмазПослание о пользе страстей (Почто, мой друг, кричишь ты так на страсти…)ПохороныПрихожанинПрохожие и собакиПруд и РекаПустынник и МедведьПушки и ПарусаПчела и МухиРазбойник и ИзвозчикРазборчивая НевестаРазделРоди́ныРоща и ОгоньРучейРыбья пляскаРыцарьСвиньяСвинья под ДубомСиницаСкворецСкупойСкупой и КурицаСлон в случаеСлон и МоськаСлон на воеводствеСобакаСобака и ЛошадьСобака, Человек, Кошка и СоколСобачья дружбаСовет МышейСокол и ЧервякСоловьиСонет к Нине (Нет мира для меня…)Сочинитель и РазбойникСтарик и трое МолодыхСтрекоза и МуравейСтыдливый игрок (Случилось некогда мне быть в шумливом мире…)Судьба игроков (Вчерась приятеля в карете видел я…)Тень и ЧеловекТри МужикаТришкин кафтанТроеженецТрудолюбивый МедведьТучаУбогий этот дом Василий Климыч ЗловФедул твердит, что Фока плутФилин и ОселФортуна в гостяхФортуна и НищийХмельХозяин и МышиЦветыЧервонецЧервонец и ПолушкаЧиж и ГолубьЧиж и ЕжЩукаЩука и КотЭпиграмма рецензенту поэмы «Руслан и Людмила» (Напрасно говорят, что критика легка…)Ягненок
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь
Тришкин кафтан
У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеется Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой,Которого длиннее и камзолы._____
Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
короткая басня, которая легко учится
Петух и Жемчужное Зерно
lass=»Lyrics-ContentExpanded»>
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,Чтоб начала ты снова…Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою не велички,А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички.На всех ссылаюсь в этом я».Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—Всё ваша музыка плоха!..»За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку
Слон и Моська
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ –Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться, –Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёдИ лаю твоего совсем не примечает». –«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»
Проказница-Мартышка,Осел,Козел,Да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,—Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет»,Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё-таки Квартет нейдет на лад.Вот, пуще прежнего, пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть:Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней»,Им отвечает Соловей:«А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь».
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Белка
В деревне, в праздник, под окномПомещичьих хором,Народ толпился.На Белку в колесе зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост.«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя лиСказать, что делаешь ты здесь?» —«Ох, милый друг! тружусь день весь:Я по делам гонцом у барина большого;Ну, некогда ни пить, ни есть,Ни даже духу перевесть».—И Белка в колесе бежать пустилась снова.«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,Что ты бежишь, а всё на том же ты окне»._______
Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе.
белка в колесе
Басня про овощи
Собрались как-то вместе Картошка, Лук, Морковь и Сельдерей. Решили выяснить они, кто в супе всех важней.
Картошка заявила: «Я рассыпчата, вкусна, крахмалом я богата И я главнее всех, ребята!»
Ей лук в ответ: «Ты не права, картошка, нет! Пусть все и плачут от меня, Но в супе всех полезней я, Так как лечу, Здоровье дать хочу!»
«Нет, нет, ребята, Вы не правы», — Сказала возмущенная морковь, — «И взрослые и дети будут рады Улучшить каратином зренье вновь!»
Тут сельдерей сказал: «А я считаю так: Каждый из нас полезен и витаминами богат, Но если нас соединить И суп сварить, То будет каждый очень рад Полезных витаминов массу получить»
Зеркало и обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,Тихохонько Медведя толк ногой:«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!Что это там за рожа?Какие у нее ужимки и прыжки!Я удавилась бы с тоски,Когда бы на нее хоть чуть была похожа.А ведь, признайся, естьИз кумушек моих таких кривляк пять-шесть:Я даже их могу по пальцам перечесть».-«Чем кумушек считать трудиться,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-Ей Мишка отвечал.Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.____________
Таких примеров много в мире:Не любит узнавать никто себя в сатире.Я даже видел то вчера:Что Климыч на руку нечист, все это знают;Про взятки Климычу читают,А он украдкою кивает на Петра.
короткая басня Крылова
Немного из биографии Крылова.
Семья Крыловых проживала в Твери. Отец — не богатый человек, армейский капитан. В детстве юный поэт научился писать и читать от отца, затем обучался французскому языку. Крылов учился мало, но много читал и прислушивался к простонародным историям. И благодаря своему саморазвитию был одним из самых образованных людей своего века. После смерти отца, в подростковом возрасте с семьей отправился в Санкт-Петербург, где поступил на службу. После армии активно начал свою литературную деятельность. Драматург сначала делал переводы, писал трагедии, но позже его душа пристрастилась к сатирическому жанру литературы.
В 1844 году писатель скончался от воспаления легких, в качестве последнего подарка своим друзьям и родным Крылов оставил по сборнику басен. На обложке каждого экземпляра было выгравировано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».
Как найти сюжет и мораль для новой басни?
Опять же, смотря что автор хочет получить от басни. Вообще, можно в качестве материала использовать судьбы и характеры своего ближайшего окружения, но только так, чтобы прототипы не догадались.
Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.
Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.
Осел и соловей
Осел увидел СоловьяИ говорит ему: «Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.Хотел бы очень яСам посудить, твое услышав пенье,Велико ль подлинно твое уменье?»Тут Соловей являть свое искусство стал:Защелкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.Внимало все тогдаЛюбимцу и певцу Авроры:Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стада.Чуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбалсяСкончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнакомТы с нашим петухом;Еще б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился».Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул и — полетел за тридевять полей.Избави, Бог, и нас от этаких судей.