Проблема доверия и равнодушия
Вопрос полового воспитания непосредственно связан с проблемой доверия в семье. В основном дети обсуждают тему «про это» в кругу сверстников, а не с родителями. Последние порой даже не знают, что волнует их чад, о чём они говорят, чем увлекаются, что смотрят в интернете — и это проблема не детей, конечно же. Родители заняты работой и повседневными делами, они не успевают даже просто поговорить с детьми
Но ведь это крайне важно! Да, проще купить ребёнку планшет или компьютер — и вот уже он занят и не задаёт никаких вопросов. Это серьёзная педагогическая проблема
В своей семье я всегда придавал очень большое значение увлечениям детей, тому, чем они живут. С кем поругались, как помирились? Что обсуждают, во что играют? Для того, чтобы знать всё это, нужно завоевать доверие своего ребёнка. Оно не завоёвывается в один момент, это долгий процесс. Надо не только иметь авторитет, но и стать ребёнку другом
Как часто дети идут со своими вопросами к приятелям или в интернет потому, что знают: спрашивать у родителей — бессмысленно, они только отмахнутся и скажут: «Тебе рано об этом знать!» В итоге это приводит к тому, что дети смотрят какую-то похабщину, обсуждают её — а мы возмущаемся: «Почему наши дети так воспитаны?» Да потому, что вы с ними не разговаривали, не уделяли внимание, вам было неинтересно заниматься их проблемами
Чему учит сказка
Если обратиться к нашей истории, то можно отметить, что в старину, когда ребенок совершал проступок, его не брались сразу наказывать, а заводили с ним разговор, наставляя на стезю правую. После это ребенок мог обдумать свое поведение, сделать соответствующие выводы и уже не повторять ошибок.
Такое же значение имеет и сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах, способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.
Сказка полезна и интересна ребенку. Она предоставляет ребенку возможность представить себя на месте всех героев сказки. От главного персонажа до самого незначительного второстепенного и даже на месте отрицательного героя
Важно, что ребенок может идентифицировать и отождествить себя с героем и, прожив на страницах сказки все его поступки, оценить их результаты и последствия
Главный герой сказки на своем примере учит малыша активно действовать в любой жизненной ситуации, не опускать руки, не уходить в сторонку. Ему приписываются самые лучшие качества человека: храбрость, смелость, находчивость. И качество, которое теряется в последнее время, — доброта.
В сказках, есть четкое разделение героев на положительные и отрицательные, что дает возможность ребенку понять что такое плохо, что такое хорошо и сформировать правильную систему ценностей.
Сказки пронизаны волшебством, окутаны таинственностью. Написаны поэтическим, образным и метафоричным языком. Они дают ребенку новые ощущения и впечатления.
Хорошая добрая сказка всегда заканчивается хорошо, что бы не происходило на протяжении всего повествования. Добро побеждает зло. Отрицательные герои изменяются, что-то осознают, получают то, что заслужили или исчезают из мира данной сказки. Положительные герои тоже меняются, приобретая новые качества, и продолжают жить в мире сказки уже в каком-то другом обличие. Все это формирует оптимистическое отношение к жизни и чувство справедливости.
Все события в сказке стройно и логично вытекают один из другого и ребёнок легко улавливает причину и следствие каждого происходящего события.
Любая сказка в своей основе имеет сразу несколько пластов и поэтому, прочитанная в разном возрасте, будет восприниматься по-разному и решать разные задачи.
Прежде всего нужно объяснить, что такое любовь
Отношения между мужчиной и женщиной — не грех, грех — то, как информация о них может быть преподнесена. Если она травмирует, если недостаточно целомудренна — да, это грех. Если ребёнку рассказали всё о физиологии, но ничего — о любви, это грех. Я категорически против такого и как священник, и как отец. Если же родители адаптируют информацию под уровень развития ребёнка, не грузят его ненужными подробностями, формируют правильное отношение к противоположному полу — это хорошо и правильно.
Подчеркну ещё раз: прежде всего родители должны объяснить ребёнку, что такое любовь. Детям постарше — в чём разница между любовью и влюблённостью. И здесь возникает ещё одна проблема: а видит ли ребёнок любовь в отношениях мамы и папы? Ведь часто люди живут вместе, но чувств между ними нет давным-давно. Глядя на отношения родителей, многие дети не верят, что отношения между мужчиной и женщиной — это хорошо. Сколько им ни рассказывай о любви, они не могут поверить в то, чего никогда не видели. Как научить нормальным отношениям ребёнка, который не видел, чтобы мама с радостью заботилась о папе, а папа после работы с радостью шёл не в гараж, а домой?
Как прекрасно, когда дети хотят повторить в своей жизни тот же сценарий отношений, какой был у их родителей! И как печально, когда дети, глядя на маму и папу, говорят: «Вот так у меня никогда не будет!» Поэтому — давайте прежде всего задумаемся, насколько хорошо мы учим своих детей любви. Без достойного примера никакие слова и книжки не помогут им построить гармоничные и искренние отношения.
Если ребенок еще мал …
Объяснить слово малышу можно на примере родительской любви: ему рядом с ними комфортно, не страшно, он чувствует себя в безопасности. Нужно постоянно наглядно показывать любовь, улыбаясь и обнимая карапуза, говоря ему при этом: «Я люблю тебя». Внутренне ребенок уже зафиксирует, что любовь связана с поцелуем, улыбкой, теплотой голоса и взгляда, объятиями.
Важно рассказать о том, что любить – это значит заботиться.
В этом возрасте уж нужно прививать любовь и уважение к домашним животным:
- Кошке не нравится, когда ее тянут за хвост, ей больно.
- Если ее погладить, она «спасибо» промурлычет и согреет теплом.
- Животных обязательно нужно кормить, иначе они заболеют, и ребенку будет грустно и скучно без пушистого друга.
Позволяя ребенку любить животных, взрослые открывают ему дорогу в мир уважения и сопереживания, заботы и поддержки, без которых невозможно искренне любить.
Что это такое детская любовь
Конечно же, самая искренняя и сильная любовь ребенка — это та любовь, которую он испытывает по отношению к матери.
Она рождается в начале детства, когда он понимает, что мама всегда рядом и делает все для того, чтобы малышу было комфортно.
Когда малыш видит, какую радость он приносит родителям, он сталкивается с первыми проявлениями любви по отношению к себе. Бывает, что дети играют на чувствах родителей, говоря родителям о том, что не любят их.
Но это совершенно не имеет под собой серьезных оснований. Про детскую любовь можно сказать, что она непредсказуемая. Вчера мама купила игрушку, значит люблю.
А сегодня запретила съесть конфету – значит не люблю. Детская любовь – это еще не любовь в полной мере, а выражение своей привязанности и необходимости в вашем присутствии.
Как она проявляется
Любовь ребенка к матери проявляется в том, что он всегда тянется к ней, в любой момент готов поцеловать и обнять. В более младшем возрасте ребенок постоянно смотрит на маму, он улыбается ей и протягивает ручки.
А становясь старше, он готов пожалеть маму, если видит, что она плохо себя чувствует. Ребенок постоянно нуждается в матери и хочет, чтобы она всегда находилась рядом.
Малыш может быть назойливым, если хочет привлечь к себе внимание, но это внимание ему долго не оказывают. Часто дети проявляют свою привязанность в творчестве, например, в рисунках, на которых они изображают себя и маму. В возрасте трех лет любовь может выражаться в ревностном отношении
Ревность можно выявить по таким поступкам, как:
В возрасте трех лет любовь может выражаться в ревностном отношении. Ревность можно выявить по таким поступкам, как:
Капризы и необоснованные желания, которые на самом деле служат, чтобы привлечь внимание мамы.
Ребенок может высказывать матери недовольство, что она его любит не так сильно, как кого-то другого, например, брата, сестру или папу.
Может проявлять агрессию по отношению к тому, кому мама уделяет внимание, чтобы оно принадлежало только ему.
Ребенок может закрыться в себе или действовать наперекор словам родителей.
Неадекватная и негативная реакция на похвалу другого ребенка или взрослого.
Часто мамам бывает приятно такое поведение, так как им приятна любовь ребенка. И своей реакцией они подкрепляют продолжать ребенку действовать по такой схеме.
Крайне нежелательно поощрять такое поведение, ведь это ведет к искаженному представлению о любви в будущем.
Лучше сказать ребенку, что он важен для матери ровно столько же, как и его брат, сестра или отец, что в ее сердце достаточно места для них всех и что он должен не беспокоиться о том, что может лишиться маминой любви.
Когда мама принимает решение не идти на поводу у ребенка, а как можно более рационально объяснить ему действительность, она подготавливает его к адекватному восприятию чувства любви в будущем.
Важно не отвергать чувства ребенка, чтобы он не чувствовал себя одиноким и осиротевшим, а понять, выслушать и уверить, что мама всегда будет рядом
Что говорят психологи
В раннем возрасте ребенок может только принимать родительскую любовь и заботу. С течением времени дети начинают понимать, что необходимо еще и отдавать другому человеку свои чувства.
Это привязанность и понимание, что родители готовы на все, лишь бы малыш чувствовал себя в безопасности и был счастлив. А вот насколько ребенок научится любить сам, заботиться о другом человеке и строить гармоничные отношения, зависит от того, как ведут себя родители.
Они являются главным примером для ребенка. Глядя на родителей, ребенок учится выстраивать свои отношения с окружающим миром и людьми.
Ребенка необходимо научить правильному пониманию любви и взаимоотношению с людьми. Нужно учить ребенка сотрудничать и дать понять, что его чувства и требования являются настолько же важными, как и чувства других людей.
Если вовремя не объяснить этого, ребенок может никогда не испытать настоящей любви, а на всю жизнь остаться эгоистом.
Как научится говорить о любви ребенку
Проявление и слова любви не должны быть обязанностью, они должны идти от сердца. Однако иногда это вызывает сложности у родителей. Это часто связано с психологическим барьером, если сами родители недополучили в детстве внимания и слов любви. Есть несколько советов, как попытаться научиться проявлять и говорить о своей любви к ребенку.
Для слов любви не нужен повод и не нужен подходящий момент. Просто скажите, что это нужно не только вашему ребенку, но и вам. Ведь слова любви помогают формировать взаимосвязь и доверие между вами и ребенком.
Не откладывайте на потом. Говорите сейчас, прикрываясь словом «потом», вы так и будете откладывать.
Если на первоначальном этапе вам так сложно говорить слова любви вслух, попробуйте говорить, пока ваш ребенок спит. Подойдите к кроватке и поцелуйте, скажите, что любите, что он у вас самый замечательный. Это лучше, чем ничего.
Начинайте говорить о своей любви с рождения малышу, целуйте и обнимайте его. И в дальнейшем это не будет у вас вызывать сложности или дискомфорт.
Хвалите и поддерживайте ваше чадо. Так вы даете понять своему ребенку, что верите в него, что у него все получится.
Как утверждает американский психолог Вирджиния Сатир, человеку требуется 4 объятия в день для выживания, 8 — для поддержки, 12 — для роста. Но объятий много не бывает, в младенчестве это вообще основной способ взаимодействия малыша и родителей. Обнимайте ребенка перед сном, когда желаете спокойной ночи
Но важно смотреть на реакцию ребенка, если ему в данный момент — это неприятно, не стоит пытаться обнять насильно.
Качественно проводите совместное время. Пусть это всего час в день, но этот час вы активно играете, рисуете, читаете и разговариваете с малышом. Помните золотое правило — лучше меньше, да лучше.
Помните золотое правило — лучше меньше, да лучше.
Что я чувствую?
Жил-был на свете рысенок по имени Бесенок, который не умел справляться со своими эмоциями. А все потому, что он не всегда понимал то, что чувствовал в каждый конкретный момент времени. Поэтому когда рысенку что-то не нравилось или он плохо себя чувствовал, то на все реагировал только плачем и капризами.
Однажды мимо Бесенка пробегал дикобраз по имени Весельчак. Увидев плачущего рысенка, он поинтересовался:
— Привет! Что случилось?
— Меня обидели мои друзья, — всхлипывая, ответил Бесенок.
— Что же такого они сделали? — спросил дикобраз.
— Они не стали со мной играть в игру, которую я им предложил, — ответил рысенок.
— Поэтому ты плачешь, верно? — уточнил Весельчак.
— Да.
— Что ты сейчас чувствуешь?
— Обиду и злость. Мне очень не нравится, когда друзья так поступают со мной.
— Ты говорил им о своих чувствах?
— Нет.
— А почему? — удивился дикобраз.
— Не знаю… Наверное, потому, что заплакал, — ответил Бесенок.
— Твой плач помог тебе договориться с твоими друзьями?
— Нет. А что, проявляя эмоции, можно научиться договариваться с другими зверями?
— Конечно! Хочешь научу? — предложил Весельчак.
— Давай, — с готовностью заявил рысенок.
— Каждый раз, когда происходит ситуация, которая вызывает у тебя сильные эмоции, первым делом задай себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» А затем расскажи себе и другим об эмоциях, которые ты испытываешь в данный момент. К примеру, если ты чувствуешь обиду на друзей, то можешь им сказать примерно следующее: «Я хотел поиграть с вами в такую-то игру, но вы отказались. Эта игра такая увлекательная, она у меня самая любимая, поэтому мне так досадно, что вы не разделили ее со мной. Из-за этого я чувствую сейчас гнев и обиду, поэтому пока не готов продолжать с вами играть».
— Хорошо, я попробую! Спасибо, — ответил Бесенок.
На следующий день на улице шел дождь, и мама не пустила рысенка на прогулку. Из-за этого Бесенок сильно расстроился, но вместо того чтобы, как обычно, просто расплакаться, вдруг сказал:
— Мамочка, сегодня я очень хотел поиграть со своими друзьями на улице, поэтому сильно расстроен из-за того, что ты не пустила меня на прогулку.
— Но там сейчас дождь, — ласково ответила мама.
— Я очень зол на дождь, который мешает мне выйти на улицу и поиграть с друзьями, — прорычал рысенок. — Так зол, что готов его покусать!
— Я понимаю, дорогой, — с сочувствием произнесла мама. — Но как только он закончится, ты сможешь выйти на улицу и поиграть с друзьями.
— Хорошо, — согласился Бесенок и, к своему удивлению, заметил, что немного успокоился. Ему больше не хотелось плакать, потому что он смог договориться с мамой о том, чтобы погулять с друзьями чуть позже.
Выразив свои эмоции словами, рысенок почувствовал заметное облегчение. Бесенок понял, что мама его услышала, поэтому решил с тех пор открыто говорить о своих чувствах и эмоциях. А себе теперь он часто задавал вопрос: «Что я чувствую?», чтобы лучше понимать свое состояние.
Ловушка «безусловной любви»
Безусловная любовь не подразумевает отсутствия критики. Любой ребенок, и дошкольник, и подросток, могут проверять границы дозволенного, переживать кризисы, совершать ошибки. Если полностью отказаться от негативной обратной связи и хвалить за любое поведение, у ребенка не сформируется представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А это не будет способствовать успешной социальной адаптации. Привыкнув получать лишь похвалу, такой человек в будущем будет постоянно испытывать фрустрацию и не справится с вызовами реальной жизни
Поэтому так важно соблюсти баланс между безусловной любовью и способностью обсуждать негативные моменты в поведении отпрыска таким образом, чтобы не обидеть его и не дать усомниться в своей привязанности
«Маленькие учителя» или чему дети учат своих родителей.
Безусловная любовь — путь к развитию лучших качеств человека
Важно помнить, что ребенок — отдельная личность, которая не обязана соответствовать чьим-то ожиданиям. Данная позиция — лучший способ научиться «воспитанию любовью»
Как инсценировать сказку
Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.
Пальчиковый театр
Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь
Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент
Кукольный театр
Малыши могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.
Драматический театр
Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.
Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.
До 2 лет
Малыш до двух лет ощущает себя любимым через наше отношение к его телу, через наше любование, пестование, прикосновения, через внимательность к его потребностям, через нашу заботу и ощущение безопасности и надежности. Мы говорим, прикасаясь — «я люблю каждую твою клеточку» — и малыш впитывает эту «клеточную» любовь всем своим маленьким снаружи, но громадным внутри существом. Мы говорим — я с тобой. И это одни из самых волшебных слов, которые он понесет в жизнь. Зная, что родители и их любовь со мной, я могу смелее отделяться от них и развиваться. И, конечно, ребенок наблюдает внимательно за проявлениями любви у окружающих взрослых.
Свежие новости
- Лише 40 % жінок, які зазнали насильства, звертаються по допомогу до офіційних установ
- Український фільм «Залізні метелики» увійшов до програми головного кінофестивалю США «Санденс»
- Мешканці Київщини та Харківщини можуть отримати кеш-підтримку у 6 тисяч 660 гривень
- Україну приймають до пулу країн, які допоможуть подолати корупцію
-
Київрада полегшила земельний податковий тягар для бізнесу
Новости на главной
Чего не стоит делать
- Абсолютно недопустимо говорить «Я тебя больше не люблю», если ребенок в чем-то провинился. Ребенок должен знать, что в независимости от ситуации и, несмотря ни на что, вы будете его любить. А такими словами вы подорвете его доверие и создадите стрессовую ситуацию для него. И в дальнейшем можете услышать эти слова уже в свой адрес.
- Ребенок не должен чувствовать, что должен заслужить любовь. Каждому нужно что-то постоянное и непоколебимое — это семья, родители и их любовь. Заслуживая любовь, ребенок лишается эмоционального фундамента, на основе которого будет строить свою жизнь.
- Не устанавливайте цену любви фразами вроде: «Я тебя вырастил, выкормил» и тому подобное. Родители рожают детей для себя, а не для того, чтобы потом ставить это ему в упрек. Святая обязанность родителей кормить, одевать и обучать.
- Не откупайтесь подарками. Часто родители думают, что обеспечив ребенка материально, например, купив ему дорогую игрушку, они вроде бы выполнили свой родительский долг. Это не так.
- Порой в семье возникает ситуация, когда родители по каким-либо причинам перестают любить друг друга, но решают сохранить семью ради ребенка. Не стоит прикрываться ребенком в такой ситуации и делать из него связующее звено, на котором держится вся семья. Дети не все понимают, но гораздо тоньше чувствуют, нежели взрослые, и изменения в отношениях родителей в первую очередь. Если вы возлагаете на ребенка непомерный груз ответственности, это рано или поздно скажется на его психике.
- Не ставьте ребенку условий: «Я буду тебя любить только если…». Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы, как дрессировщики. Принимать ребенка — значит любить его не за то, что он что-то сделал правильно, хорошо учится и примерно себя ведет, а за то, что он есть.
- «Синий кит» превратился в «Розовый Пони», неужели игра «Розовый пони» опасна?
- 7 явных признаков того, что ваш ребенок одаренный
- Стыд и страх: что мы передаём собственным детям
Источник
Язык любви
Каждый понимает и принимает любовь по-своему. Поэтому желая показать свою любовь человеку, нужно учесть, как ее видит партнер или ребенок. И потом объясняться больше на его языке, нежели на своем.
В случае с ребенком не подойдет забота вроде вовремя купленной еды и одежды. Ему нужны эмоции. К примеру, есть несколько видов языка любви у детей. И действовать нужно, исходя из них:
Поддержка. Малыш ждет слова поддержки и одобрения, когда осваивает что-то новое. Нельзя его ругать, если что-то не получается. Лучше похвалить за то, что уже сделано, и подбадривать, чтобы получилось лучше в следующий раз;
Время. Ребенок хочет больше времени проводить с родителем, для него это показатель любви. И он может стать очень капризным, если взрослые не уделяют ему времени. Но капризы эти не от того, что таков характер. Малышу просто не хватает любви, и взрослые пока не уловили этот знак. Это не значит, что нужно все время проводит рядом с ребенком. Достаточно уделять время ему и его интересам, делать вместе с ним то, что нравится чаду;
Подарки. Если подарки – язык любви ребенка, то для него не имеет значения, насколько они дорогие. Ему достаточно будет сделанного цветка-оригами, чтобы почувствовать себя любимым. Главное, чтобы это происходило почаще;
Помощь
Когда ребенок постоянно благодарит за простой акт помощи, скорее всего, так он дает понять, что для него это важно. Он видит любовь родителей через подобные действия;
Прикосновения
Если малыш любит обниматься и держаться за руку, значит, в проявлении и принятии любви ему важны прикосновения.
Это не все разновидности языка любви детей. Чтобы понять, на каком именно говорит ваш малыш, нужно приглядеться к нему, прислушаться, понаблюдать за ежедневными действиями. Чтобы помочь ребенку раскрыться, нужно самому говорить с ним на всех языках любви. На какой-то из знаков он обязательно откликнется.
Как нельзя говорить ребенку о любви?
Даже если родители расстроены неожиданным поступком ребенка, рассержены его непослушанием, ни в коем случае нельзя говорить:
- «Если ты не будешь кушать кашу, я тебя не буду любить». Эта фраза рушит понимание любви, как безусловного принятия другого человека. То есть, чтобы тебя любили, тебе нужно измениться, делать то, что хочет другой человек. В итоге можно дождаться от ребенка подобной шантажирующей фразы: «Если ты меня любишь, то купишь эту игрушку!»
- «Ты плохой – я тебя не люблю». С помощью этого высказывания взрослые понижают ребенку самооценку, он ощущает себя ущербным, чувствует ненужным. Ребенок не верит, что его можно любить, поэтому в будущем страдает от своего выбора.
- «Ты все равно не сможешь это сделать» — А как же поддержка? Помощь в трудную минуту?
- «Ну, почему ты не такой, как Витя?» — негативное сравнивание с другими понижает самооценку ребенка, он становится неуверенным.
- «Почему ты такой неаккуратный (ленивый, медлительный)».
- «За что мне это наказание!».
- «Будешь баловаться, я уеду».
- «Уйди, не мешай».
- «Не хочу тебя видеть».
Конечно, дети не совершенны, как и взрослые! Поэтому не стоит зацикливаться на их ошибках.
Настоящая любовь – это принятие человека таким, какой он есть. Если с детства воспитывать в ребенке любовь и уважение к взрослым (воспитывать нежностью, заботой, сочувствием и добродушием, а не жестокостью и критикой!), то можно не беспокоиться за будущее ребенка и … свою старость…