Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Кернинг: АА АА АА Картинки

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

Управление
по охране объектов культурного наследия 
Курской области

305000, Курская область, г. Курск, пер. Радищева, д. 1 

+7 (4712) 70-18-55, nasledie46@yandex.ru

  
  

Обобщение практики осуществления управлением по охране объектов культурного наследия Курской области государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за 2017 год

Обобщение практики

осуществления управлением по охране объектов культурного наследия Курской области государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за 2017 год

 

  1. 1.     Организация осуществления государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия

 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №73-ФЗ) государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранение, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее – государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) осуществляется управлением по охране объектов культурного наследия Курской области (далее - Управление) в формах проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц (далее – субъекты надзора), мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении субъектами надзора своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).

Объектами государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются используемые субъектами надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные нежилые помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, либо земельные участки, непосредственно связанные с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, и зонах охраны, а также жилые помещения, являющиеся объектами культурного наследия (далее – объекты надзора).

Предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) соблюдение субъектами надзора требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом №73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), в том числе:

- требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

- градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

- требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных Федеральным законом №73-ФЗ;

2) осуществление субъектами надзора:

- мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона №73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона №73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ;

- мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

3) устранение субъектами надзора выявленных Управлением при проведении проверок нарушений обязательных требований, а также исполнение ранее выданных Управлением предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В целях установления порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, Постановлением Администрации Курской области от 10.09.2015 №601-па утвержден Порядок осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Курской области.

Административным регламентом Управления по осуществлению регионального государственного надзора (контроля) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Курской области установлены сроки, последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия с субъектами надзора при осуществлении регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

 

1.1.         Организация проведения проверок

 

В соответствии со статьей 9 Федерального закона №294-ФЗ, а также в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 №489, Управлением разрабатываются ежегодные планы проведения плановых проверок.

Проект ежегодного плана проверок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется Управлением для рассмотрения в прокуратуру Курской области.

Прокуратура Курской области рассматривает проект ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителю Управления.

Утвержденный Управлением ежегодный план проверок направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в прокуратуру Курской области.

Прокуратура Курской области в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщает поступивший от Управления ежегодный план проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона №294-ФЗ в ежегодные планы проведения проверок на 2017 – 2018 годы не включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые относятся к субъектам малого предпринимательства.

В случаях, предусмотренных статьей 10 Федерального закона №294-ФЗ, Управлением организуется проведение внеплановых проверок.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в соответствии с приказом начальника Управления либо уполномоченного заместителя начальника Управления.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона №294-ФЗ срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Управления, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Управления, но не более чем на 20 рабочих дней.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица Управления, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В отношении лиц, допустивших нарушения обязательных требований, при наличии оснований возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13-7.15 (за исключением части 2 статьи 7.13), 19.4.1, 19.5 (части 18 и 19) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 

1.2.         Организация проведения мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и мероприятий по систематическому наблюдению

 

Мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и мероприятия по систематическому наблюдению (далее – мероприятия по надзору) осуществляются как на плановой, так и на внеплановой (в связи с поступлением информации от граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах, свидетельствующих о нарушениях обязательных требований) основе.

Проведение мероприятий по систематическому наблюдению осуществляется с целью фиксации фактического состояния объекта культурного наследия и оценки соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия.

Проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, помимо фиксации его состояния, осуществляется с целью определения состава (перечня) и сроков (периодичности) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, необходимых для его поддержания в надлежащем состоянии либо для устранения угрозы причинения вреда объекту культурного наследия.

Основанием для начала осуществления мероприятий по надзору является задание, утвержденное начальником Управления или начальником структурного подразделения Управления, уполномоченного на осуществление государственного надзора.

В ходе мероприятий по надзору должностные лица Управления, уполномоченные на осуществление государственного надзора, проводят полное и всестороннее визуальное обследование (осмотр) объекта культурного наследия и его территории без взаимодействия с его правообладателями, осуществляют анализ имеющихся сведений и документов, связанных с объектом культурного наследия, в целях оценки на предмет соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия.

В случае необходимости должностное лицо Управления уполномочено осуществлять исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия с привлечением при необходимости экспертов, экспертных организаций, специалистов.

По результатам мероприятий по надзору должностными лицами Управления, их осуществившими, в установленном порядке оформляется документ, содержащий сведения о ходе и результатах мероприятия (акт осмотра объекта культурного наследия, акт технического осмотра объекта культурного наследия). В случае, если в ходе либо по итогам мероприятий по надзору выявлены нарушения обязательных требований законодательства об объектах культурного наследия, должностные лица Управления, уполномоченные на осуществление мероприятия по надзору, вправе применять меры, направленные на предупреждение, выявление  пресечение нарушений, в том числе выдавать в установленном порядке предписания, возбуждать дела об административных правонарушениях, направлять предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований либо принимать иные меры в рамках предоставленных полномочий.

 

  1. 2.                Осуществление государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия

2.1.         Проверка соблюдения законодательства

 

Управлением в 2017 году проведено 5 проверок соблюдения законодательства об объектах культурного наследия в отношении субъектов надзора, из них:

3 плановых проверки в отношении юридических лиц, согласованные прокуратурой Курской области в соответствии с требованиями Федерального закона №294-ФЗ;

2 внеплановых проверки субъектов малого предпринимательства по требованию прокуратуры Курской области.

В 2016 Управлением проводились 4 внеплановые проверки в отношении субъектов надзора.

Снижение количества внеплановых проверок, проведенных в 2017 году, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, обусловлено применением иных видов государственного надзора, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия.

 

2.2.         Контроль за состоянием объектов и мероприятия по систематическому наблюдению

 

В рамках мониторинга состояния объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия осуществлены 65 осмотров, в результате которых составлены:

72 акта осмотра объектов культурного наследия и их территорий с фотофиксацией в рамках мониторинга, принятия мер реагирования, в т.ч. 45 актов осмотра объектов культурного наследия федерального значения с фотофиксацией (в рамках осуществления переданных Российской Федерацией полномочий по государственной охране).

 

2.3.         Предписания, выданные в рамках осуществления государственного надзора

 

В рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий по фактам выявленных нарушений Управлением выдано 14 предписаний, содержащих следующие требования об устранении выявленных нарушений:

- об устранении выявленных нарушений обязательных требований – 9;

- о приостановлении работ – 5.

Таким образом, основное количество выданных в 2017 году Управлением предписаний направлено на устранение выявленных нарушений обязательных требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

В отношении 2 предписаний возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ (за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия).

По сравнению  с аналогичным периодом прошлого года количество выданных предписаний снизилось, что свидетельствует о меньшем количестве нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

 

2.4.         Производство по делам об административных правонарушениях

 

За 2017 год Управлением возбуждено 22 дела об административных правонарушениях, проведено 10 административных расследований, составлено 10 протоколов об административных правонарушениях.

По 3 делам судом вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.

Часть дел, возбужденных в 2017 году, еще находится на рассмотрении судов общей юрисдикции.

По результатам обжалования по 3 постановлениям приняты решения об отмене постановлений районных судов, производство по делам прекращено.

По выявленным в 2017 году нарушениям законодательства в области охраны объектов культурного наследия назначено штрафов на общую сумму 250 000 руб.

За аналогичный период прошлого года сумма штрафов составила 315 000 руб.

 

2.5.         Анализ правоприменительной практики и контрольно-надзорной деятельности Управления

 

Как следует из статистических данных контрольно-надзорной деятельности Управления за 2017 год, большую часть всех дел об административных правонарушениях составляют дела, возбужденные по фактам проведения земляных, строительных и иных работ на земельных участках, не имея данных об отсутствии на указанных земельных участках, объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, проведения работ на объектах культурного наследия, в охранных зонах объектов культурного наследия без согласования с органом охраны, а также непринятия мер к надлежащему содержанию и сохранению объектов культурного наследия.

Среди причин совершения таких правонарушений, следует считать крайне низкий уровень знаний собственниками или иными законными владельцами объектов культурного наследия требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а также необходимость значительных финансовых затрат на принятие необходимых мер, в том числе по сохранению объектов культурного наследия и устранение допущенных нарушений.

Так, например, для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия согласно статье 45 Федерального закона №73-ФЗ требуется наличие согласованной проектной документации, разработанной специализированной организацией, что является дорогостоящей работой. Для проведения производственных работ также необходимо привлечение лицензированной организации.

Учитывая изложенное, в целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства об объектах культурного наследия собственникам и иным законным владельцам объектов культурного наследия рекомендуется проявлять должную степень внимательности и осмотрительности при приобретении и владении объектом культурного наследия путем получения информации об историко-культурной ценности объекта культурного наследия на официальном сайте Управления в сети «Интернет» и в открытых официальных источниках, а также получения информации об особенностях владения объектом культурного наследи, порядке проведения работ по его сохранению, в том числе путем подачи официального обращения в Управление.